Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Освобождение от уголовной ответственности применяется от имени государства компетентными государственными органами. Процессуально оно оформляется путем прекращения уголовного дела или отказа в возбуждении дела в виде вынесения соответствующего постановления. Именно с этого момента прекращаются правоотношения между государством и лицом совершившим преступление. Государство отказывается от своих прав по наказанию виновного за содеянное и освобождает его от уголовной ответственности.

Содержание

Введение
Значение освобождения от уголовного наказания
Понятие, признаки и виды амнистии
Помилование
Полномочия президента Республики Татарстан в сфере помилования.
Различия института помилования и амнистии.
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА УГОЛОВНОЕ ПРАВО на тему.docx

— 39.00 Кб (Скачать)

    Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт  нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые  подпадают под амнистию, порядок  и условия её применения. Юридическим  же основанием освобождения от уголовной  ответственности (наказания) служит индивидуально  определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный  приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы  и т.д.      
 
 
 
 

 

Помилование

    В соответствии с п. 4 ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах, каждый, кто приговорен к  смертной казни, имеет право просить  о помиловании или о смягчении  приговора. Амнистия, помилование или  замена смертного приговора могут  быть дарованы во всех случаях[4].

    В соответствии со ст. 50 Конституции РФ о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники или близкие, общественные организации или администрация соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную ему судом меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит.

    Так же как и амнистия, помилование  является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и  наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает  попытку сузить круг: “Актом помилования  лицо, осуждённое за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное  ему наказание может быть сокращено  или заменено более мягким видом  наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования  лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение  сферы действия помилования и  тем самым изменение её юридической  природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется  к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным  заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным  актом.

    Помилование - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить  любой вид освобождения на любой  стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

    В соответствии с уголовным законом - право помилования принадлежит  только Президенту РФ (ст. 89 Конституции  РФ). Решение Президента оформляется  указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство. В отношении  лиц, осужденных к смертной казни, всегда рассматривается вопрос о возможности  их помилования.

    Актом помилования Президент РФ может:

    а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;

    б) сократить не отбытое наказание  на определенную часть;

    в) заменить назначенное наказание  или не отбытую часть наказания  более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы  на определенный срок);

    г) снять судимость.

    Актом помилования лицо может быть также  освобождено от дополнительного  наказания, но при условии, что оно  еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть  воинское или почетное звание, которых  лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет  факта совершенного преступления, а  представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного  лица.

Полномочия  президента Республики Татарстан в сфере  помилования.

    Наряду  с президентом Российской Федерации, полномочиями по помилованию в рамках субъектов РФ, наделены президенты Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Данные полномочия закреплены в соответствующих договорах  между Российской Федерацией и субъектом. Так, в соответствии с Договором  Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов  ведения и взаимном делегировании  полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти РТ"[5], органы государственной власти РТ осуществляют помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан. Конституция Республики Татарстан[6] относит "помилование лиц, осужденных судами РТ" к полномочиям президента. Таким образом, помимо президента Российской Федерации, полномочиями в области помилования, с ограничениями обладает и президент Республики Татарстан.

Различия  института помилования  и амнистии.

    В связи с рассмотрением понятия  и признаков амнистии и помилования, можно обозначить различия между  ними.

    1.Помилование  не носит нормативного характера,  а представляет собой акт применения  права в конкретном случае.

    2.Помилование  осуществляется в отношении определённого  лица, тогда как амнистия распространяется  на неопределённое количество  лиц.

    3.Акт  о помиловании является юридическим  основанием для освобождения  лица от наказания, тогда как  для применения амнистии необходим  акт соответствующего органа, на  который возложена обязанность  по реализации амнистии.

    4.Ходатайство  о помиловании всегда исходит  от самого осуждённого, его  родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях,  когда помилование осуществляется  в отношении иностранных граждан,  ходатайство может исходить от  органов власти или управления  иностранного государства. Акты  же амнистии всегда издаются  по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

    5.Помилование  носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный  период, требующий усилий многих  правоохранительных органов: следствия,  дознания, суда, прокуратуры, органов,  ведающих исполнением приговора  (обычно амнистия подлежит исполнению  в течение шести месяцев).

    6.Реализуя  амнистию, соответствующие органы  лишь в некоторой степени учитывают  поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным  нарушителям режима, тогда как  помилование полностью зависит  от поведения осуждённого в  местах лишения свободы.

 

Заключение

      Итак, в данной работе мною были рассмотрены  институт амнистии и помилования. Какие  же можно сделать выводы? Среди  актуальных проблем, возникающих в  процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса  об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанные мер является мерами правильности уголовной практики, а следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.

      В какой же мере может и должен использоваться этот критерий для суждения об эффективности  мер общественного воздействия, применяемых взамен уголовной ответственности  и наказания?

      Необходимо  подчеркнуть, что ответ на этот вопрос непосредственно связан с уяснением  целей мер общественного воздействия, ибо в любом случае «правильное  определение цели - важнейшие условия  обеспечения эффективности правового регулирования».

      В отличие от наказания цели применения мер общественного действия, в  том числе амнистии и помилования  законом не установлены. Эти цели должны определяться исхода из основания  применения мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.

      В случае освобождения лица от уголовной  ответственности в связи с  применением к нему мер общественного  воздействия совершенное им деяния признается преступлением, а лицо - виновным в его совершении. Поэтому  применение меры общественного воздействия  должно прежде всего привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздействия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, и эти меры являются, таким образом, формами борьбы с преступностью.

      Уголовная ответственность может не наступить  при условии, что достижение цели исправления того или иного конкретного лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.

      В настоящий период, когда малозначительные и не представляющие общественной опасности  преступления составляют около 1/5 всех совершаемых в государстве преступления, практика освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования или принудительных мер воспитательного характера получила широкое распространение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.

      Свыше 1/3 всех несовершеннолетних, изобличенные в совершения преступлении, освобождаются от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них передаются на рассмотрения комиссий по делам несовершеннолетних).

      Согласно  результатам выборочных исследования, проводившихся Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и другими научными учреждениями страны подавляющее большинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных антиобщественных проступков.    
 
 

 

 Использованная  литература  

    Нормативно-правовые акты:  

    1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.

    2.  Конституция Республики Татарстан.

    3.  Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ".

    4.  Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Текст Пакта опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44 и в "Ведомостях Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.

    5.  Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Кодекс введен в действие с 1 января 1997 г. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954, "Российской газете" от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.

    6.  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (действующая редакция).

    7.  Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1977, часть 2. - М., "Известия", 1978. В настоящее постановление внесены изменения постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. N 1

    8.  Бюл. ВС РСФСР, 1990, N 8, с. 4

    9.  Бюл. ВС РФ, 1995, N 7, с. 12  

    Учебная литература:  

    1.  Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1994 М.: Издательство БЕК, 1994;

    2.  Уголовное право. Общая часть. Уч. для вузов под ред. Казаченко И.А.,Незнамова З.А..М.1997.

    3.  Уголовное право. Общая часть. В 4-х томах под ред. Казаченко И.А.1998.

 
 

Информация о работе Амнистия и помилование