Цели наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с преступностью, хотя решающую роль в ее сокращении, несомненно, играют экономические, политические, организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры, осуществляемые государством. Вместе с тем, уголовное наказание является не только важным, но и необходимым средством, а из уголовно-правовых - наиболее эффективным средством борьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ 5
1.1 Уголовное наказание по действующему законодательству: понятие, признаки, принципы, цели и эффективность 5
ГЛАВА 2 ВИДЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ 7
2.1 Особенности видов уголовного наказания 7
2.2 Характеристика видов уголовных наказании 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Цели наказания.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 23 декабря 2008 г. отменила приговор и дело направила на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства, указав следующее. В соответствии с нормами ст. 73 УК, если суд, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний (ч. 4 ст. 73 УК), которые подлежат исполнению реально. Суд в нарушение этих требований закона постановил считать условным и дополнительное наказание в виде штрафа, в связи с чем приговор отменен, а дело направлено на новое судебное разбирательство.[7]

При назначении наказания к основному виду наказания может быть присоединено дополнительное наказание или несколько дополнительных наказаний. Вместе с тем дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основным видом наказания. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы назначаются как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. Следует помнить, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, если данный вид дополнительного наказания предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК. В то же время наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК.[8]

При назначении дополнительного наказания необходимо различать применение факультативных обязательных наказаний (например, в ч. 2 ст. 286 УК: "...наказывается... либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового") и применение дополнительных обязательных наказаний (например, в ч. 3 ст. 286 УК: ".наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет"), специфика последних заключается в том, что неприменение дополнительного наказания в случае, если закон предусматривает обязательное его назначение, может иметь место лишь при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК. В приговоре данное обстоятельство необходимо изложить в описательно-мотивировочной части, а в резолютивной части приговора должна быть указана ссылка на ст. 64 УК.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Следует учитывать, что данный вид наказания не содержится в санкциях статей Особенной части УК и применяется исключительно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

2.2 Характеристика видов уголовных наказании

 

Универсальной мерой наказания является штраф. Его применение возможно согласно ст. 49 УК РФ. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Приведем пример. Ответственность за совершенное Л. преступление уголовным законом предусмотрена в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Суд с учетом данных о личности осужденного, а также признания им своей вины и раскаяния в содеянном (что признано обстоятельством, смягчающим наказание) назначил Л. наименее мягкий вид наказания - штраф, размер которого определил в 10 тысяч рублей.[9]

Штраф как уголовное наказание необходимо отличать от одноименного административного наказания. Их отличие состоит в том, что штраф как уголовное наказание, во-первых, является последствием совершения преступления, во-вторых, назначается только по приговору суда, в-третьих, его назначение влечет за собой судимость.[10]

Карательное воздействие штрафа направлено на ущемление имущественных прав осужденного. Это наказание, согласно своей родовой карательной сущности, является наиболее мягким из всей системы уголовных наказаний. Такое место ему определено впервые. Например, в системе наказаний, предусмотренной УК РСФСР 1960 г., штраф считался наказанием более суровым, чем увольнение от должности, конфискация имущества и лишение воинского или специального звания. По продолжительности оказываемого исправительного воздействия штраф может относиться как к одномоментным, так и к срочным наказаниям. Срочным необходимо считать штраф, назначаемый с рассрочкой его выплаты. Штраф может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного наказания, но при этом, по смыслу закона, исключается возможность одновременного назначения штрафа и в качестве основного наказания, и в качестве дополнительного (ч. 3 ст. 45 УК РФ). В качестве основного наказания штраф назначается в случаях, когда он:

указан в санкции статьи Особенной части УК РФ в качестве основного наказания;

назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64 УК РФ);

применяется в порядке замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).[11]

При этом следует учитывать, что при назначении штрафа в качестве основного вида наказания осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, суд, учитывая срок содержания под стражей, либо снижает размер штрафа, либо полностью освобождает его от этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК РФ). В качестве дополнительного вида наказания штраф может назначаться только в случаях, когда это прямо предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ (ч. 2, 4 ст. 45 УК РФ). Следует особо отметить, что штраф - наказание в Российской Федерации малоприменимое и это вызвано, в целом, объективными причинами. Прежде всего тем, что настоящее время отличается резким обнищанием населения, особенно в части, склонной к совершению преступлений и не обладающей реальной возможностью оплачивать штраф.[12]

В юридической литературе обращается особое внимание на обязательный учет имущественного положения осужденного при назначении штрафа, а также на прогнозирование возможности реального исполнения наказания. Так, в Комментарии к УК РФ под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского подчеркивается, что указание закона на определение размера штрафа с учетом не только тяжести совершенного преступления, но и имущественного положения осужденного является принципиально важным, "оно принимает во внимание происшедшую в последние годы глубокую дифференциацию общества по имущественному признаку, без учета которой наказание в виде штрафа не в состоянии обеспечить восстановление социальной справедливости и других целей наказания". В Комментарии под редакцией С.И. Никулина также отмечается, что "как правило, не имеет смысла назначать штраф лицу, получающему минимальную зарплату (пенсию) и не имеющему других источников дохода".

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ). Данное наказание назначается в случаях, когда, исходя из характера совершенного осужденным преступления, суд придет к выводу о невозможности сохранения за ним права занимать те или иные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, К. осужден за организацию и пособничество в получении должностным лицом взяток. В качестве меры наказания на него было возложено запрещение занимать должности в системе государственной службы.[13]

Карательное содержание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в ограничении служебной или иной профессиональной правоспособности осужденного. По продолжительности оказываемого исправительного воздействия оно относится к срочным наказаниям. Оно может быть назначено и как основное, и как дополнительное наказание. В первом случае оно может назначаться судами на срок от одного года до пяти лет, а во втором - на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК РФ). В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их от Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться к лицу, не только обладавшему таким правом на момент совершения преступления, но и в тех случаях, когда ко времени постановления приговора оно по каким-либо основаниям это право утратило.

Исполнение рассматриваемого наказания возлагается на администрацию организации по месту работы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, а контроль за правильным исполнением наказания ведет уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (ст. 33 УИК РФ).[14]

Указанные органы обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. В соответствии со ст. 38 УИК РФ, представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как дополнительный вид наказания в большей степени связано с моральным воздействием на осужденного. Однако следствием такого воздействия является лишение осужденного определенных прав и преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин либо государственные награды. Данный вид наказания является только дополнительным, оно может быть назначено лишь в случае совершения виновным тяжкого или особо тяжкого преступления. В УК РФ установлено право суда лишить осужденного перечисленных в ст. 48 отличий, тогда как в УК РСФСР суду было предоставлено лишь право решать вопрос о целесообразности "внесения представления" в соответствующие органы, которые решали этот вопрос окончательно. Приведем пример. 9 августа 2004 г. мичман Ч. был осужден Находкинским гарнизонным военным судом по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности сроком на 1 год и с лишением в соответствии со ст. 48 УК РФ воинского звания.

Этот вид наказания может повлечь ограничение дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, поскольку она связана с наличием специального, воинского звания, классного чина. Вредные последствия экономического характера данного вида наказания (льготная оплата коммунальных услуг, проезда на транспорте и т.д.) не ликвидируются и после погашения или снятия судимости.[15]

Наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде обязательных работ".

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Как правило, в качестве меры наказания обязательные работы предусматриваются в санкциях преступлений небольшой и средней тяжести, однако в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление (ст. 64 УК РФ), они могут быть назначены за совершение любого преступления. В настоящее время Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержит 67 статей Особенной части (85 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы.

Вид обязательных работ и объекты, на которых отбываются эти работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ). К общественно полезным работам относятся работы по благоустройству населенных пунктов, ремонту зданий и коммуникаций, очистке улиц, прополке посевов, уборке урожая и другие подобные работы, не требующие специальной подготовки и квалификации. Таким образом, карательная сущность обязательных работ заключается в принуждении к труду определенного рода (непрестижной работе), что также подразумевает ограничение трудовых и связанных с ним экономических прав осужденного. Данное наказание применяется только в качестве основного вида и относится к числу срочных. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал данный вид наказания. В соответствии со ст. 49 УК РФ взрослым лицам обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним - от 40 до 160 часов (ст. 88 УК РФ). Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. В соответствии с п. 1 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях последние являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.[16]

При определении вида обязательных работ и объекта, на котором они отбываются, учитываются место жительства, график основной работы и (или) учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки осужденного. Инспекция направляет в организацию, где осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда и извещение.

Информация о работе Цели наказания