Действие уголовного закона во времени и пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования состоит в анализе институтов неосторожности преступления и преступления с двумя формами вины. Для достижения поставленной цели в научной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- дать понятие действия уголовного закона во времени
- рассмотреть институт, выдачи лиц совершивших преступление
- охарактеризовать принципы действия уголовного закона в пространстве

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     В ч. 2 ст.11 Уголовного кодекса РФ определенно, что его действие распространяется и на исключительную экономическую  зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 Уголовного кодекса РФ.

     Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.

     Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации.    В соответствии с ч.3 ст.11 при совершении преступления на судне, приписанному к порту Российской Федерации, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, то лицо совершившее преступление подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.

     К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся согласно ч. 3 ст.11 УК РФ.

     Преступление считается совершенным на территории России, если начинаются они за границей, а оканчиваются в Российской Федерации.

     Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.

     В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по Уголовному кодексу РФ.17 

     2.2 Принцип дипломатического иммунитета

     Принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона в пространстве. Это касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.11 УК РФ: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права»18

     К  нормам международного права в соответствии с которыми разрешаются вопросы об уголовной ответственности дипломатических представителей относится: Конвенция о привилегиях и иммунитетах  Объединенных Наций 1946 года; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года;  Венская конвенция о консульских  сношениях 1963 года.

     В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят: глава дипломатического представительства, советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.

     Ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных организаций.

     Дипломатический иммунитет не является абсолютным. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от него может отказаться аккредитирующее государство (но не само лицо), что делает возможным применение уголовного закона места совершения преступления. В случае сохранения иммунитета государство пребывания вправе объявить дипломатического представителя persona non grata и предложить ему покинуть территорию. К тому же иммунитет дипломатического агента не освобождает его от юрисдикции аккредитирующего государства. По возвращении в случае совершения общеуголовного преступления он подлежит уголовной ответственности по закону аккредитирующего государства.19

     В ч.1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Следовательно они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без отмены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов РФ и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов РФ в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

     Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. -  по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов РФ к ответственности на общих основаниях.

     Правом неприкосновенности также пользуются судьи в соответствии с ч. 1 ст. 122 Конституции РФ. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. этот порядок сложен и требует  больших затрат времени. 

     2.3 Принцип гражданства

     Третьим принципом, определяющим действие уголовного закона в пространстве, является принцип гражданства, он закреплен в ч. 1 ст. 12 УК РФ: « Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решении суда иностранного государства»20

     Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство. Для привлечения к уголовной ответственности по Уголовному кодексу необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по Уголовному кодексу России независимо от того является ли это деяние преступным или нет по уголовному закону государства места совершения преступления. Правило о двойной преступности, согласно которому совершенное российскими гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Российской Федерации, деяние должно было признаваться преступлением как по УК РФ, так и по уголовному закону государства места совершения преступления, исключено из Уголовного кодекса РФ на основании Федерального закона от 27 июля 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о  предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»».

     Исключение из УК РФ правила о двойной преступности ликвидировало пробел имевшийся пробел в уголовной ответственности. Пробел состоял в том, что ряд лиц, например должностные лица, государственные служащие, граждане РФ и другие, не могли быть привлечены к уголовной ответственности ни по УК РФ, ни по УК другого государства. Так российское должностное лицо за получение взятки в Польше по Уголовному кодексу РФ в предыдущей редакции привлечь было нельзя, поскольку Уголовный кодекс Польши не рассматривал получение взятки должностным лицом иностранного государства как преступление.21 

     2.4 Принцип специальной миссии (специального режима)

     Особой разновидностью принципа гражданства является принцип специального режима, определяющий уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, в соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ данная категория лиц несет уголовную ответственность по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Примером иного регулирования вопроса может служить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил РФ на территории Республики Таджикистан. Статья 3 данного Соглашения определяет, что Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении РФ или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской стороны, применяется ее законодательство и действует ее компетентные органы.  

     2.5 Реальный принцип

     Реальный принцип действия закона в пространстве предусмотрен в части 3 статьи 12 УК РФ. Суть этого принципа состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, если иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Реальный принцип восполняет пробел территориального принципа и принципа гражданства, поскольку предусматривает преступность и наказуемость совершенных вне пределов Российской Федерации деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Российской Федерации. Лицами без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, являются лица, временно проживающие в Российской Федерации, т.е. получившие разрешение на временное проживание в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

     Ответственность согласно реальному принципу может наступить при совершении иностранцами и лицами без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, преступлений, направленных против интересов российских граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, а также против интересов Российской Федерации. Под последними понимаются любые преступления совершенные против российских организаций и Российской Федерации.

     Согласно ч.3 ст.12 УК РФ лица без гражданства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направленно против интересов Российской Федерации и если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. 

     2.6 Универсальный принцип

     В ч.3 ст.12 УК РФ также нашел отражение универсальный принцип действия закона в пространстве. В соответствии с ним иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, несут ответственность по Уголовному кодексу РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России. В случае действия универсального принципа применению подлежит уголовный закон государства места привлечения к ответственности вне зависимости от гражданства лица, совершившего преступления, и территории совершения преступления. Универсальный принцип действия национального уголовного закона в пространстве является отражением международно-правовых обязательств России как самостоятельного субъекта международного права в сфере борьбы с преступностью.

Информация о работе Действие уголовного закона во времени и пространстве