Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, реферат

Описание работы

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

 

В соответствии с законодательством  народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами  олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе  судей: “Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам  в лице судей и привлекаемых в  установленных законом случаях  к осуществлению правосудия представителей народа”.

 

Новым явлением для организации  российских судов и практики осуществления  правосудия является институт арбитражных  заседателей. Он учрежден в порядке  эксперимента Федеральным законом  “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” от 5 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995: № 19. Ст. 1710). Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей  дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в  отношении которых состоится  специальное решение Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 года — были утверждены упоминавшиеся выше Положение об эксперименте по рассмотрению дел с  привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых  проводится эксперимент, и списки арбитражных  заседателей для этих судов. В  перечень были включены арбитражные  суды 14 субъектов Российской Федерации (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и  др. ). Но с принятием 31 декабря 1996 года Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему  предоставлена “постоянная прописка”  во всех российских арбитражных судах.

 

Для характеристики арбитражных  заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они  пользуются правами, равными с правами  судей-профессионалов.

 

Действующее законодательство предусматривает и иные формы  привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно  столкнуться не так уж часто. Их имеет  в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения  и защиты. Общественные обвинители и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при  разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать  в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о  целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т. д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.

 

Представители общественных организаций и трудовых коллективов  наделены определенными возможностями  участия в разбирательстве и  гражданских дел в судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением  вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  или наркотиками, и т. д.

 

Заключение.

 

В данной контрольной работе рассмотрены понятие правосудия, его отличительные признаки, изучены  его демократические основы, их понятие, истоки и значение, а также проанализированы демократические принципы отправления  правосудия, такие как:

 

Законность.

 

Осуществление правосудия только судом.

 

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

 

Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.

 

Обеспечение права граждан  на судебную защиту.

 

Состязательность и равноправие  сторон.

 

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту.

 

Презумпция невиновности.

 

Открытое разбирательство  дел во всех судах.

 

Национальный язык судопроизводства.

 

Правосудие – такая  функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение  к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и  негосударственных организаций, должностных  лиц. Его задачам так или иначе  подчинено выполнение практически  всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы  в целом.

 

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в  соответствии с его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных  уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции  РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.

 

Список литературы

 

Правовые источники

 

Конституция РФ — ст. 15, 18, 19, 26, 32, 45—49, 119-121 и 123.

 

Закон о судебной системе  — ст. 5, 7 и 8-10.

 

Закон о статусе судей  — ст. 1, 9, 10 и 16 (ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399).

 

Закон о Конституционном  Суде — ст. 5, 6 и 13 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447),

 

Закон об арбитражных судах  — ст. 4—7 (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589).

 

Закон о судоустройстве —  ст. 4, 70, 80—88 (ВВС. 1981. № 28. Ст. 976; 1992. № 27. Ст. 1560; 1993. № 33. Ст. 1313).

 

Закон РСФСР “О языках народов  РСФСР” от 25 октября 1991 года — ст. 18 (ВВС. 1991. № 50. Ст. 1740).

 

Закон РФ “Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года — ст. 1 и 2 (ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).

 

Федеральный закон “О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20 апреля 1995 года — ст. 2 и 5 (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455).

 

Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации” от 5 мая 1995 года — ст. 8 (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1710).

 

УПК — ст. 13—20, 35, 46, 245, 259, 421,423, 426,429,438,440 и 443.

 

УК — ст. 294, 297, 307, 311 и 315.

 

ГПК — ст. 5—7, 9, 14, 33, 113 и 176.

 

АПК — ст. 4—10 и 13.

 

КоАП — ст. 165' и 1655.

 

Всеобщая декларация прав человека — ст. 10 (Документы и  материалы. С. 413—419).

 

Международный пакт о гражданских  и политических правах — ст. 2 и 14 (Документы и материалы. С. 302—320).

 

Международная конвенция  о ликвидации всех форм расовой дискриминации— ст. 8 (Документы и материалы. С. 280—292).

 

Конвенция против пыток и  других жестоких, бесчеловечных или  унижающих достоинство видов  обращения и наказания— (t. 17 (Документы  и материалы. С. 384—397).

 

Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденное Постановлением Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 года (ВВАС. 1996. № 11).

 

Список использованной литературы.

 

Гуценко К. Ф. , Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М. , 1998.

 

Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под  ред. В. М. Семмёнова. М. , 1990.

 

Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1. М. , 1994

 

Скитович В. В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник  МГУ. 1993. №3. с. 20

 

Ершов В. В. Халдеев Л. С. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом  присяжных // Государство и право. 1994. № 2. С. 75.


Информация о работе Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система