Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является общее (с учетом специфики и вида настоящей работы) рассмотрение различных аспектов деятельности прокурора, направленной на защиту законных прав человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели нами была предпринята попытка решения следующих задач:
o рассмотреть понятие и классификацию прав и свобод, обозначить их закрепление в отечественном позитивном праве;
o выявить роль и методы прокуратуры в обеспечении главенства закона в сфере защиты законных прав и интересов человека и гражданина;
o рассмотреть некоторые специфические аспекты деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина, проявляющиеся при осуществлении надзора в учреждениях, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, местах содержания задержанных и заключенных под стражу, а также при организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Часть 1 5
Теоретические и правовые основы деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина 5
§ 1. Понятие прав и свобод человека 5
§ 2. Сущность деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
Часть 2 16
Деятельность прокурора по защите прав и свобод социально незащищенных категорий населения 16
§ 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ 16
§ 2. Категории социально незащищенного населения 17
§ 3. Надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 19
§ 4. Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 26
Заключение 30
Список использованной литературы……………………………………............

Работа содержит 1 файл

курсач итоговый.docx

— 75.51 Кб (Скачать)

     Так, при поступлении  сведений о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить  любые другие надзорные действия в любом государственном и  негосударственном учреждении, предприятии  или общественном объединении. Необходимо отметить также, что надзорные мероприятия в первую очередь должны проводиться в тех органах и организациях, на которые возложены задачи по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, так как от того, насколько эффективно реализуются этими органами предоставленные им законом полномочия, и зависит в целом реальный уровень соблюдения прав и свобод граждан. Однако же, нелишним будет упомянуть, что при проведении надзорных мероприятия прокурор ни в коем случае не допускает вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность указанных органов, не подменяет их функций, и действует строго в рамках предоставленных ему законом полномочий.

     Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полной мере реализует предоставленные  ему ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»  полномочия, при этом основным правовым средством выявления фактов нарушения  прав и свобод человека и гражданина является прокурорская проверка. Кроме  того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор рассматривает заявления4, жалобы5 и иные сообщения о нарушении прав и свобод, поступающие от граждан, причем работа с обращениями граждан занимает исключительное важное место в работе прокурора в целом. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина, т.к. рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Также необходимо отметить и немалую значимость разъяснительной работы прокурора. В связи с тем, что многие граждане имеют довольно-таки слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приеме граждан, в процессе выполнения иных должностных обязанностей, через средства массовой информации разъясняют населению, какими правами и свободами оно обладает и как их следует защищать в случае возможного нарушения. В частности, прокуроры знакомят граждан с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями для обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказывают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим социально незащищенным категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, представляемых в суды. Таким образом, разъяснительная деятельность прокурора в еще большей мере способствует достижению итоговой цели его деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, так как предусматривает не только непосредственное вовлечение граждан в этот процесс, но и повышение их правовой грамотности, что в перспективе может значительно снизить статистику допускаемых в этой сфере нарушений. 

      Работа непосредственно  с обращениями граждан имеет, кроме значения, указанного выше, также  и иные аспекты, важнейшим из которых  является сбор и обработка информации с ее последующим анализом; интересующие прокуроров сведения касаются непосредственно  статистики нарушений прав и свобод человека и гражданина в регионе; упорядоченных сведений об органах и должностных лицах, допустивших нарушения прав и свобод граждан; и, что возможно, является одной из наиболее специфических черт прокурорского надзора - об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений. То есть, в последнем случае прокурор надзирает не просто за государственными и муниципальными учреждениями, но за структурами, призванными оградить граждан от возможных нарушений их прав и свобод, осуществляя таким образом, надзор на надзорными органами, удваивая контроль на указанном направлении.

      Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 17 января 2007 г № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка, и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение тем подразделением прокуратуры, к компетенции которой относится решение рассматриваемого вопроса. В указанном документе Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на необходимость принятия исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, в первую очередь путем использования в полном объеме полномочий прокурора, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ».

      В целях оптимизации работы по рассмотрению и разрешению жалоб и обращений граждан в органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных обращений6, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей СКП, нарушения установленных законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

      Организационная сторона  реализации данного приказа останется  за рамками нашего исследования, как  не представляющая интереса для рассмотрения, в связи с постоянными структурными преобразованиями административного  и управленческого аппарата как  Генеральной прокуратуры, так и  нижестоящих прокуратур. Уместным представляется лишь упомянуть, что на сегодняшний  день в структуре Генеральной  прокуратуры, в составе Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры существует управление по рассмотрению обращений и приему граждан, в структуру которого включены отделы по приему граждан, рассмотрению обращений, а также информационно-справочный отдел7.

      Для более наглядной  иллюстрации хотелось бы привести конкретный пример применения средств прокурорского  реагирования, для чего из открытого  источника, а именно официального сайта  Генеральной прокуратуры РФ, и был взят следующий информационный блок:

      «Прокуратура г. Усолье-Сибирское Иркутской области поручила проведение проверки по факту массового инфекционного заболевания учащихся средней общеобразовательной школы № 8 городскому СО СУ СКП Российской Федерации по Иркутской области.

      Как установлено, в  городскую инфекционную больницу с 15 по 23 марта 2010 г. поступил 21 школьник в возрасте от 8 до 16 лет и повар  школьной столовой с диагнозом «дизентерия». По предварительным данным причиной возникновения вспышки заболеваемости дизентерией послужили грубые нарушения  санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке школы.

      При проведении эпидемиологического  расследования было выяснено, что  все заболевшие дети питались в школьной столовой, санитарное состояние которой находилось в неудовлетворительном состоянии.

      Кроме того, установлено, что все технологические процессы приготовления еды, от чистки овощей до раздачи пищи осуществлял один повар. Медицинский работник, который  должен был контролировать организацию  питания учащихся, в школе на момент заболевания детей отсутствовал. Более того, медицинский осмотр повара не проводился три месяца.

      В связи с выявленными  нарушениями прокурор г. Усолье-Сибирское  направил в адрес мэра города представление8, в котором потребовал принять все необходимые меры по организации питания школьников в соответствии с санитарными требованиями и усилить контроль медицинских работников за состоянием здоровья детей. Ситуация находится на контроле прокуратуры Иркутской области»9

      Защита прав и  свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора, как уже было упомянуто выше, сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров, однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение законных прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья, либо по иным причинам не в состоянии самостоятельно в полной мере обеспечить защиту своих прав и свобод.

      В связи с изложенным на первый план в работе по обеспечению указанной выше задачи выходит надзор за исполнением законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам. Примером к подтверждению особой актуальности именно этого направления надзора и предельного внимания прокуратуры к вопросу соблюдения прав и свобод мало защищенных групп населения могут служить п.п. 3, 4, 5, 11 и др. Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

      Таким образом, рассмотрев в общих чертах предмет надзора  за соблюдением законных прав и свобод человека и гражданина, мы также  затронули вопрос о методах, с помощью которых прокурор реализует предоставленные ему законом полномочия, со ссылками на нормативные документы, регламентирующие деятельность на указанном направлении, и сконцентрировали свое внимание на одном из наиболее важных, но в то же время и наиболее сложных аспектов – обеспечение надлежащего соблюдения прав и свобод человека и гражданина в среде социально незащищенных граждан. Ниже будут рассмотрены основные аспекты именно этого направления прокурорского надзора в РФ.

 

Часть 2

Деятельность  прокурора по защите прав и свобод социально  незащищенных категорий населения

     § 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ

     В современном российском обществе трудно найти проблему более актуальную, нежели социальная защищенность населения. Глубокие перемены, произошедшие в России за два последних десятилетия, затронули экономическую, политическую, и социальные сферы, повлияли на деятельность многих общественных и производственных организаций, а также в немалой степени возымели воздействие на формирование общественного сознания, которым, в свою очередь, обуславливаются и перспективы общественного развития. Указанные выше социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные граждане, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.).

     Усиливающаяся с  каждым годом в условиях рынка  дифференциация между обеспеченным населением и частью его, живущей  за чертой бедности, лишь усиливает  социальное расслоение общества, что  ведет, в итоге, к масштабному  социальному конфликту, имеющему в  числе своих последствий, наряду с другими также и рост преступности, в том числе, преступности несовершеннолетних. Таким образом, при рассмотрении вопроса с этой позиции в задачи органов, ведающих предоставлением  социальной помощи населению и занимающихся обеспечением исполнения законов о  социальной защите граждан, входит не только собственно предоставление помощи как таковой, но и устранение условий  возникновения «социальных болезней», которые и так в достаточной  мере присутствуют в современном  российском обществе.

     § 2. Категории социально  незащищенного населения

     Немало вопросов может вызвать и перечень лиц, относящихся к указанной категории, и при его составлении мы решили руководствоваться не мнением отдельных исследователей, но волей собственно законодателя, косвенно выраженной в ряде НПА. К их числу. В частности, относятся: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

     Под социальным обслуживанием  населения в силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно ст. 3 вышеназванного закона под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

     Очевидно, что ни один из перечисленных выше НПА полного  и исчерпывающего перечня лиц, которых  следует относить к категории  социально незащищенных, не дает, что  видно из общих и во многом нечетких формулировок, допущенных законодателем  в тексте указанных НПА. Таким  образом, видится целесообразным руководствоваться следующим перечнем, составленном на основании компиляции текстов указанных выше законов:

Информация о работе Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина