Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является общее (с учетом специфики и вида настоящей работы) рассмотрение различных аспектов деятельности прокурора, направленной на защиту законных прав человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели нами была предпринята попытка решения следующих задач:
o рассмотреть понятие и классификацию прав и свобод, обозначить их закрепление в отечественном позитивном праве;
o выявить роль и методы прокуратуры в обеспечении главенства закона в сфере защиты законных прав и интересов человека и гражданина;
o рассмотреть некоторые специфические аспекты деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина, проявляющиеся при осуществлении надзора в учреждениях, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, местах содержания задержанных и заключенных под стражу, а также при организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Часть 1 5
Теоретические и правовые основы деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина 5
§ 1. Понятие прав и свобод человека 5
§ 2. Сущность деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
Часть 2 16
Деятельность прокурора по защите прав и свобод социально незащищенных категорий населения 16
§ 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ 16
§ 2. Категории социально незащищенного населения 17
§ 3. Надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 19
§ 4. Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 26
Заключение 30
Список использованной литературы……………………………………............

Работа содержит 1 файл

курсач итоговый.docx

— 75.51 Кб (Скачать)

     Одной из основных форм предупреждения нарушений законности в деятельности персонала является санкционирование прокурором некоторых  действии его (персонала) должностных лиц. Круг действий, на совершение которых персонал должен получить санкцию прокурора, строго ограничен прямыми предписаниями закона. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях персонала, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, ведущие, как правило, к лишению свободы. Санкция прокурора в этих случаях выступает в качестве дополнительной гарантии соблюдения законности, обеспечивающей предупреждение незаконных действий персонала, с одной стороны, охрану прав и законных интересов осужденных – с другой. В качестве примеров следует указать на необходимость получения санкции прокурора на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ), задержание осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ), также закон предусматривает получение санкции прокурора на оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ), на содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ).

     § 4. Надзор за исполнением  законодательства о  несовершеннолетних и молодежи

      В первую очередь, при  организации надзора за соблюдением  исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи в целом, и о соблюдении прав и свобод указанной категории  граждан, в частности, прокурор исходит  из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Таким образом, принятие любых актов на местном либо федеральном уровне, противоречащих сути требований, изложенных в упомянутых выше документах, должно быть в обязательном порядке пресечено всеми доступными прокурору законными средствами.

      В частности, в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, регламентирующей участие  прокурора в гражданском судопроизводстве, прямо указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

      Указанное ограничение  не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение  к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в  сфере трудовых (служебных) отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в  государственном и муниципальном  жилищных фондах; охраны здоровья, включая  медицинскую помощь; обеспечения  права на благоприятную окружающую среду; образования. Необходимо отметить, что последний абзац был введен в текст ст. 45 ГПК РФ Федеральным законом от 05.04.2009 г. №43-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 и 131 ГПК РФ», и до внесения этих изменений полномочия прокурора в сфере защиты законных прав и свобод граждан с использованием механизма рассматриваемого механизма были значительно уже, что создавало дополнительные трудности. 

      Социальная защита несовершеннолетних является одним из наиболее важных направлений надзора в сфере надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Особое внимание при этом уделяется своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей, в вопросах своевременной и полной выплаты пособий, компенсационных выплат, организации детского питания в общеобразовательных учреждений и другим, не менее важным, моментам.

      Не забыта также  и морально-этическая сторона  – на прокуроров не в последнюю  очередь возложена обязанность  как пресечения любых фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях, а при наличии оснований инициировать проведение проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства, но и принятие некоторых мер воспитательного характера, обеспечивающего надлежащее формирование личности среди поднадзорного контингента. Это обязанность систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. В случае выявления подобных фактов привлекать к установленной законом ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, азартные игры, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий.

      По т.н. «неблагополучным»  семьям и детям в обязанность  прокурора п. 3.5 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов о несовершеннолетних и  молодежи» включен пункт отслеживания безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления нарушенных прав детей. В случаях, не терпящих отлагательства, прокурор обязан инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, в необходимых случаях предъявлять в суды заявления об ограничении или лишении родительских прав.

      Обеспечение систематического надзора за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения – логическое продолжение пункта, рассмотренного выше. И здесь необходимо отметить один крайне важный момент – в последнее время, в связи с участившимися случаями скандалов, связанных с усыновлением детей-сирот иностранными гражданами и негативных последствий, из фактов подобного усыновления вытекающих, п. 4 упомянутого выше Приказа прокурорам прямо предписывается иметь в виду установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами. Неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства об обязательном участии прокурора в рассмотрении судами дел об установлении усыновления детей. Бескомпромиссно, вплоть до инициирования возбуждения уголовного преследования, пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления.

      В заключением отметим  также, что регулярные проверки исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения, также дополняют комплексную деятельность прокурора по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

      В целом, рассмотрев некоторые аспекты деятельности прокурора по защите прав и свобод некоторых категорий социально-незащищенных граждан, а именно лиц, учреждениях, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, местах содержания задержанных и заключенных под стражу, и неблагополучных детей, можно прийти к выводу, что, несмотря на все сложности, как практического, так и морального толка, с которыми, несомненно, сталкивается надзирающий прокурор, эта категория социально незащищенных лиц не остается без внимания прокурорского надзора. Широкий спектр методов выявления проблемных точек, и последующего на них воздействия различными формами актов прокурорского реагирования дает гарантию соблюдения прав и законных интересов всех категорий населения, вне зависимости от их социального статуса.

 

Заключение

      Рассмотрев небольшой, в соответствии со спецификой выполняемой  работы, объем сведений о деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина, мы провели  параллели между двумя разными, на первый взгляд, отраслями прокурорского надзора, но, тем не менее, смогли выявить в них не просто общие черты, но и обозначить ключевые позиции, по которым они пересекаются, несмотря на всю разницу в предмете надзора, методах и полномочиях, предоставляемых надзирающему прокурору.

      Объем полномочий, предоставляемый  прокурорскому работнику, осуществляющему  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, достаточно широк, равно как и объемен  ряд поднадзорных объектов (федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, а также органы управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций); но необходимо учитывать, что и мера ответственности, определяемая важностью направления надзора, также чрезвычайно велика, и трудно поддается переоценке.

      Особое внимание на этом направлении надзора уделяется  работе по обеспечению соблюдения законодательства, направленного на поддержание социально незащищенных групп населения, которые по ряду причин не в состоянии самостоятельно осуществлять защиту своих прав, свобод и интересов. В особенности это относится к инвалидам, людям престарелого возраста, ряду других групп граждан, и, как было отмечено на примере конкретных приказов Генерального прокурора, к людям молодого поколения, уровень внимания к которым нисколько не ниже.

      Для обеспечения  соблюдения прав и свобод человека и гражданина как в учреждениях уголовно-исполнительной системы, так и в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, работники прокуратуры располагают не меньшим, а в чем-то даже и более обширным, набором средств и методов. Ряд процессуальных полномочий, позволяющий оказывать принципиальное влияние на состояние дел в этой системе в общем, и судьбы конкретных людей в частности, позволяет прокурору успешно осуществлять возложенные на него обязанности, не допуская фактов жестокого обращения с указанными категориями лиц, ущемления их прав и интересов на основании их принадлежности к социально незащищенному населению.

      Нет никакого сомнения в том, что в рамках этой темы возможно написание целого ряда научно-исследовательских  работ, которые раскроют каждый из тех  вопросов, которые упоминались нами вскользь, значительно более подробно.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ГПК РФ) : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 окт. 2002 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 окт. 2002 г. // Российская газета. – 2002. – 20 нояб.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (УИК РФ) : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 дек. 1996 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 дек. 1996 г. // Российская газета. – 1997. – 16 янв.
  4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституц. закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 N 1-ФКЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 1996 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 12 февр. 1997 г. // Российская газета. – 1997. – 04 марта.
  5. О ветеранах : федер. закон Российской Федерации от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 дек. 1994 г. // Российская газета. – 1995. – 25 янв.
  6. О внесении изменений в статьи 45 и 131 ГПК Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 05 апр. 2009 г. № 43-ФЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 марта 2009 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2010 г. // Российская газета. – 2009. – 08 апр.
  7. О государственной социальной помощи : федер. закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 июня 1999 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 02 июля 1999 г. // Российская газета. – 1999. – 23 июля.
  8. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации :  федер. закон Российской Федерации от 10 дек. 1995 г. : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 нояб. 1995 г. // Российская газета. – 1995. – 19 дек.
  9. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Российская газета. – 1995. – 25 ноябр.
  10. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон Российской Федерации от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 мая 1995 г. // Российская газета. – 1995 г. – 20 июля.
  11. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов : федер. закон Российской Федерации от 02 авг. 1995 г. № 122-ФЗ : принят Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 мая 1995 г. : одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 21 июля 1995 г. // Российская газета. – 1995. – 04 авг.
  12. Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Генерального прокурора РФ от 30 янв. 2007 г. № 19 // без офиц. публик.
  13. О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах : приказ генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 // без офиц. публик.
  14. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации // утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200.
  15. Басков В.И. Прокурорский надзор : учебно-практическое пособие / Б.В. Коробейников, В.И. Басков - М.: Изд-вово «Зерцало», 2007. - 512 с.
  16. Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006 г.
  17. Ястребов В.Г. Прокурорский надзор : учебно-практическое пособие / В.Г. Ястребов. – 2-е издание, доп. и перераб. – М. : Изд-во «Городец-издат», 2003. – 420 с.
  18. Мельников Н.В. Прокурорский надзор – самостоятельная форма осуществления прокурорской власти с России / Н.В. Мельников // Государство и право. - 2006. - № 5
  19. Мыцыков А.Я. Прокурорский надзор за исполнением законов (возможности и пределы) / А.Я. Мыцыков // Прокурорская и следственная практика. – 1998. - № 3
  20. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция / С.В. Нерсесянц // Вопросы философии. – 2002. - № 3.

Информация о работе Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина