Физиологический аффект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение проблемы уголовно-правовых норм об ответственности за умышленные преступления против здоровья, совершенные в состоянии аффекта.
Основные задачи исследования состоят в определении понятия аффекта, предусмотренного действующим уголовным законодательством Республики Беларусь; раскрытия особенностей аффекта и его видов, изучение социальной и психологической природы аффектированного состояния; анализ межличностного конфликта, роли потерпевшего в детерминации преступного поведения; анализ природы физиологического аффекта как состояния, оказывающего воздействие на субъективную и объективную стороны преступления, влияние физиологического аффекта на уголовное законодательство Республики Беларусь,
Методами исследования являются: диалектический, теоретический, сравнительно-правовой, психологический, социологический, метод структурного анализа и другие.

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 55.21 Кб (Скачать)

     В законе не определен характер противоправности поведения потерпевшего.Из этого следует, что поводом возникновения аффекта могут быть и действия, связанные с нарушением административного (мелкое хулиганство), гражданского (злостное невозвращение долга), трудового законодательства. Относительно иных противоправных действий в законе высказано требование, чтобы они были направлены на близких виновного, т.е. на родителей, детей, сестер, бабушек и дедушек, жену, ее родителей, друзей. Однако суды признают поводом возникновения аффекта противоправные действия и в отношении незнакомых, а их ответную реакцию квалифицируют по ст. Требуется также, чтобы противоправные действия повлекли или могли повлечь для виновного или его близких тяжкие последствия. Вопрос о значимости последствий - вопрос факта и решается судом с учетом всех обстоятельств дела.[7,с.541]

     Что же касается сильного душевного волнения, то оно многими судьями толкуется  как оценочная категория. В юридической  литературе отмечается, что доказательством  наличия у виновного аффекта  является характер посягательства. Считается, что оно должно заключаться в  посягательстве, не опасном для наиболее важных благ потерпевшего. Другим доказательством выступает время ответной реакции на противоправное поведение потерпевшего.Конечно, в большинстве случаев аффект возникает вслед за насилием, оскорблением и т.д. и даже в ходе них, если они имеют продолжительный характер. Но это не всегда так. В психологии поводом возникновения аффекта признается отрицательный раздражитель. Им, конечно, является непосредственное насилие или оскорбление. Но им может быть и информация о ранее совершенных общественно опасных и аморальных деяниях, что и учитывается в судебной практике.

     Наличие признаков физиологического аффекта  является основанием для назначения судебно-психологической экспертизы, которая и устанавливает наличие  или отсутствие аффекта.

     Для отграничения физиологического и патологического  аффекта может быть назначена  комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза.[7,с.270] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Судебно - психологическая экспертиза

физиологического  аффекта 

     Нахождение  лица в состоянии аффекта - обстоятельство, подлежащее доказыванию.

     Поводом для проведения судебно - психологической экспертизы (далее СПЭ) в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.[11,с.284-285]

     Взрывная  импульсивность, конфликтность, не подчиненность  действий сознательному контролю —  основные критерии аффекта.

     Судебно-психологическая  экспертиза должна проводиться для  установления:

     • состояния сильного душевного волнения;

     • уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;

     • возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.

     К компетенции простой психологической  экспертизы относится:

     • исследование уровня умственного развития несовершеннолетнего;

     • изучение особенностей его личности и той ситуации, в которой совершались  противоправные действия;

     • установление наличия физиологического аффекта;

     • определение особенностей познавательных процессов;

     • выявление признаков умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием;

     • установление способности полностью  осознавать значение своих действий и полностью руководить ими;

     • определение наличия в период, предшествующий совершению преступлений, конфликтных переживаний, способных  влиять на поведение;

     • установление возрастных или индивидуальных особенностей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объективность  его показаний.

     К компетенции медико-психологической  экспертизы М.М. Коченов относит  установление:

     • психологических последствий наличного  или перенесенного соматического  заболевания;

     • наличия признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими  заболеваниями;

     • способности несовершеннолетнего  при наличии у него психических  особенностей осознавать значение своих  действий и руководить ими.[12,c.301]

     Психолого-психиатрическая  экспертиза, по мнению М.М. Коченова, имеет  своей компетенцией установление:

     • наличия психического заболевания  у несовершеннолетнего (олигофрения  на стадии дебильности, психофизический  инфантилизм);

     • особенностей умственной деятельности, которые могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему действий;

     • наличия у несовершеннолетнего  личностных особенностей, которые могли  помешать ему руководить своими действиями в конкретной ситуации совершения правонарушения. Автор относит умственную отсталость, вызванную сенсорной недостаточностью, длительными или хроническими заболеваниями, к компетенции медико-психологической  экспертизы.[9,c.128]

     При назначении судебно-психологической  экспертизы эмоционального состояния  обвиняемого перед экспертами могут быть поставлены, например, следующие вопросы:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого?
  2. Каковы особенности межличностных отношений потерпевшего и обвиняемого?
  3. Каким образом выявленные личностные характеристики обвиняемого могли повлиять на его поведение в сложившейся ситуации конфликта с потерпевшим?
  4. В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступления?
  5. Находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое оказало существенное влияние на его поведение?

     Предоставляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для:

     1) анализа личностных особенностей  обвиняемого;

     2) определения причин возникновения  аффекта;

     3) определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим;

     4) реконструкции динамики развития  и угасания данного состояния.

     Следует иметь в виду, что в процессе проведения судебно-психологической  экспертизы эксперт не может ограничиваться лишь дачей заключения о наличии  либо отсутствии аффекта. Наряду с этим должны быть установлены причинные  связи эмоциональных реакций  обвиняемого с противоправными  или аморальными действиями потерпевшего, поскольку именно их констатация  позволит следователю, суду сделать  вывод о совершении преступления в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения.[6,c.369]

     Перед экспертом нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности

предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).

     СПЭ не является экспертизой достоверности  показаний. Установление истинности или  ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

     СПЭ может быть ограничена в отношении личностных особенностей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

     Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его  экспертное исследование осуществляется посредством ретроспективного анализа и анализа остаточных, следовых явлений.[4,c.128]

     Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить следователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.

     С точки зрения развития науки психологии и других смежных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция эксперта-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками.

     Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с материалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он может быть ограничен.

     Если  лицо, ведущее дознание, предоставляет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребовать доступа ко всей необходимой ему

информации.[2,c.211]

     С позиции иных отечественных психологов компетенция психологической экспертизы включает разрешение вопросов о достоверности  показаний свидетеля, подозреваемого и т.д. Некоторые ученые полагают, что компетенция психологической экспертизы ограничивается лишь разрешением вопросов аффекта (психологического) и выяснением факта, могло ли лицо осознавать характер действий, совершаемых им или над ним в случаях экспертизы жертв изнасилования.

     Препятствием  в деятельности экспертизы может  явиться и воля субъекта,

ее назначившего, поскольку он может оказаться  недостаточно подготовленным

в области  психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы.

       С этим также бывает связана  нечеткая, неточная формулировка  вопросов и задач, которые ставятся  перед экспертом. Последний, безусловно, должен подчиняться действующим нормам, особенно в том, что касается характера его взаимоотношений с субъектом, назначившим экспертизу, требований к итоговому документу экспертного исследования и т. д. Эксперт, проводящий психологическую экспертизу, не может вмешиваться в деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и слепым орудием в их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен неправильно, узко, эксперт может обратиться к заинтересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести исследование исходя из сегодняшних возможностей психологической науки.[8,c.159]

     Эксперт-психолог не подменяет собой суд или  другой орган. Имея один и тот же объект анализа, они имеют разные предметы исследования и пользуются разными методами. 
 
 

Заключение 

     Аффект - сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей  психической реакции, во время которой  сознание и способность мыслить  сужаются, а способность контролировать свои действия ослабляется.

Информация о работе Физиологический аффект