Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Уже тысячелетия человек пользуется тем или иным видом оружия для удовлетворения самых разнообразных своих потребностей: добычи продуктов питания, обеспечения безопасности и властолюбия, мести, агрессии, наживы и т.д.[1] Создание и использование огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее для краткости «предметы вооружения») чрезвычайно облегчило достижение этих целей. Не прилагая значительных усилий в борьбе за успех, как это необходимо, например, в боевых единоборствах, с ними можно легко получить власть над жизнью и смертью другого человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот, хищение и вымогательство огнестрельного оружия в Российской федерации
§ 1. Система и задачи российского законодательства о борьбе с незаконным оборотом хищением и вымогательством огнестрельного оружия……………………………………………………………………....7
§ 2. История отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия………………………………………………………23
Глава II. Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия
§ 1. Объект и предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия…………………………………36
§ 2. Объективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия……………………. . . . 71
Заключение……………………………………………………….....90
Список использованной литературы…………………………….93

Работа содержит 1 файл

незаконный оборот оружия.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

К группе переделанного оружия относится оружие с измененным калибром ствола и приспособленное для стрельбы некалиберным для него патроном. Переделка заключается в уменьшении или увеличении калибра ствола или калибра барабана, а также в укорочении, обрезании ствола. Пункт 1 ст. 6 Закона РФ «Об оружии» запрещает оборот в качестве гражданского оружия (указываем выборочно, в соответствии с темой работы): 1) огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм, и при этом не теряется возможность выстрела; 2) огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; 3) огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; 4) оружия, имеющего технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям МВД РФ, согласованным с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии, и сертификации; 5) огнестрельного бесствольного оружия самообороны, имеющего выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами РФ и не соответствующие нормам Министерства здравоохранения РФ, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами Российской Федерации.

Подлежат уголовной ответственности граждане за обращение (оборот) с гражданским и служебным огнестрельным оружием, если в результате его переделки оно приобретает свойства запрещенного (обрезание ствола, переделка под нарезные патроны и т.д.)[99]. Все подобные варианты противоправного поведения не являются ремонтом оружия или изготовлением его. В результате этих деяний оружие не приобретает свойства огнестрельного, так как они у него уже есть. И, тем более, здесь нет восстановления утраченных поражающих свойств. Но в то же время с момента наступления указанных выше изменений огнестрельное оружие с учетом предписаний Закона РФ «Об оружии» выпадает из гражданского и служебного оборота. А отсюда, на наш взгляд, за деяния, связанные с оборотом такого огнестрельного оружия, виновные подлежат ответственности по ст. ст. 222 и 223 УК РФ[100].

Следует согласиться с мнением В.Б. Ястребова и В.М. Рыбкина о необходимости устранения архаической практики выдачи боевого оружия в качестве награды отличия[101]. Сегодня награждать оружием могут руководители более чем тысячи военизированных организаций. Зачем передавать человеку боевое оружие в частную собственность, когда он вполне может обойтись выданным по службе, остается загадкой.

В ст. ст. 223 и 226 УК РФ 1996 г. предусмотрена ответственность за незаконные действия с комплектующими деталями к огнестрельному оружию. Под ними ученые предлагают понимать «основные части огнестрельного оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, ударно спусковой и запирающий механизм, а также другие детали оружия, если они в комплексе позволяют использовать оружие по назначению – произведение выстрела)»[102].

Думается, что такой подход вовсе не следует из формулировки законодателя. Дело в том, что и прежний и новый законы «Об оружии» не оперируют понятием «комплектующие детали к огнестрельному оружию». В них сформулирован другой термин – «основные части оружия». Ст. 1 закона РФ "Об оружии" от 20 мая 1993 г. указывает на их признак – определение функционального назначения оружия[103], а ст. 1 закона 1996 года просто перечисляет их: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка. Кроме того, в новой редакции статьи 222 УК РФ установлена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт и иные противоправные деяния с основными частями огнестрельного оружия. Поэтому можно сделать вывод, что основные части огнестрельного оружия и комплектующие детали к нему разные предметы[104]. Что имел в виду законодатель, используя термин «комплектующие детали», остается загадкой. Уж, наверное, не шомпол к автомату Калашникова и не съемную мушку. А они ведь тоже комплектующие.

Возможно, что в виду имеется то, за незаконный оборот чего предложил ввести ответственность Г. Скаредов: специальные военные приборы: лазерные приборы разведки, прицелы и т.д.[105] Однако достоверно это неизвестно. При буквальном толковании термин «комплектующие детали к огнестрельному оружию очень широк, нормативного его определения не существует, да и принятие его вряд ли является целесообразным. Необходимо решить вопрос о названном «разноречии» указанных статей УК РФ и закона РФ "Об оружии" и базовой сделать формулировку "основные Участи огнестрельного оружия" с соответствующим изменением уголовного закона.

Основные части огнестрельного оружия в названном законе указаны путем перечисления. Между тем, возможно появление предметов, не включенных в данный перечень, которые в оружии выполняют не менее опасную функцию, так, новые модификации стрелкового оружия могут иметь и незнакомые этому перечислению детали, без которых, однако, выстрелить из него невозможно, и которые также имеют повышенную общественную опасность. Определение понятия основных частей огнестрельного оружия, поэтому следует проводить на основе какого–либо критерия, относящегося к качествам таких предметов. Кроме того, целесообразно установить уголовную ответственность за незаконный оборот прицельных комплексов ночного видения к оружию, глушителей и т.д. Данная позиция основана на том, что ограничения оборота оружия, которое имеет определенные запрещенные качества и приспособления (для бесшумной стрельбы, например), законодательством установлены, но уголовной ответственности за их нарушение не наступает. Однако их общественная опасность представляется высокой, поскольку применение таких предметов (приспособлений) в законных целях крайне затруднено и их наличие значительно отражается на определенных характеристиках оружия.

Вследствие этого основные части огнестрельного оружия предлагается в законе «Об оружии» определить как "ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка и другие детали огнестрельного оружия либо приспособления к нему, необходимые для производства из него выстрела либо придающие оружию запрещенные качества". Указанная трактовка названных выше предметов позволит избежать закрытого перечня таких частей, четко определить критерий их опасности и привлекать к уголовной ответственности лиц, совершающих действия по незаконному обороту прицелов ночного видения к оружию, приспособлений для бесшумной стрельбы и др. Закон РФ «Об оружии» 1996 года в ст. 1 определяет боеприпасы как предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. Таким образом, они представляют собой заряды, заключенные в корпусе, и имеют своим назначением поражение любых целей, которыми могут быть люди, постройки, сооружения и т.д. Боеприпасы, как и оружие, изъяты из свободного гражданского оборота, в обращение по разрешению компетентных органов допускается лишь небольшая их часть. Следовательно, боеприпасы, являясь самостоятельным предметом рассматриваемого преступления, обладают теми же признаками, что и оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Без боеприпасов бессмысленно огнестрельное оружие. Боеприпасы – ударный предмет непосредственного действия. Они могут быть использованы только для поражения цели, поэтому их общественная опасность представляется очевидной.

К категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно–инженерные подрывные заряды, мины, гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и другие предметы, предназначенные для поражения целей. Боеприпасами, на наш взгляд, являются также любые взрывные устройства не зависимо от того фабричного ли они изготовления или кустарного.

Проведенный автором опрос работников правоохранительных органов Татарстана и Чувашии показал, что до сих пор как за незаконные действия с боеприпасами осуществляется широкое привлечение к уголовной ответственности за незаконный оборот патронов к огнестрельному оружию. Так, приговором от 7.04.1999 г. Московским районным судом г. Казани рабочий Г. осужден за приобретение и ношение 3 патронов. Гражданина С. от осуждения за незаконный оборот одного (!) винтовочного патрона спасло лишь то, что он открыто носил его в качестве брелка, и Чистопольский городской суд РТ признал указанное деяние малозначительным. Прокурор же судебное постановление опротестовал.

В литературе уже указывалось на незаконность практики отнесения патронов к боеприпасам, хотя отдельные авторы придерживаются противоположной точки зрения. Например, Т.А. Костарева к боеприпасам причислила "все виды патронов заводского или самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда–пули, картечи, дроби и т.п.) и не предназначенных для поражения живой цели".

Считаем, что ошибочно расценивать патроны как разновидность боеприпасов.

Действительно, на первый взгляд, патрон входит в объем понятия "боеприпасы" как один из "предметов вооружения" (метаемым снаряжением его нельзя признать по ряду параметров), так как согласно ст. 1 Федерального закона "Об оружии" это устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.

Однако в преамбуле названного Закона подчеркивается: "положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию". Опираясь на эту норму, следует признать, что боеприпасы и патроны к оружию – разные предметы. Это очевидно также, если сопоставить их признаки. Боеприпасы определяются как предметы вооружения и метаемое снаряжение, патроны же – как устройства. Первые предназначены для поражения цели, вторые –для выстрела из оружия. Для поражения цели в патроне предназначена лишь пуля, которая сама по себе боеприпасом не является, так как не содержит заряда. В патроне метательный заряд находится вне снаряжения (пули), хотя и объединен с ним при помощи гильзы.

По нашему мнению, привлечение лица к уголовной ответственности за незаконные деяния с патронами как разновидностью боеприпасов недопустимо как незаконное. Однако с другой стороны, такие деяния нельзя оставлять и без последствий. Представляется, что при данной формулировке закона применение уголовно–правовой санкции к виновному за незаконный оборот патронов возможно лишь в случае, если судебная практика будет относить их к категории взрывчатых веществ. Ведь в каждом патроне содержится порох или иное подобное вещество. Однако данное решение не является достаточно корректным с точки зрения терминологии и системного подхода. Ведь сразу возникает вопрос: какое минимальное количество пороха в патронах требуется, чтобы признать незаконные деяния с ними преступлением? Безусловно, если изъято 10000 патронов, то это уголовно–наказуемое деяние. Если же их много меньше, то привлечение к ответственности будет проблематичным. Положения Федерального закона "Об оружии" следует изменить, включив патроны к оружию в объем определения понятия "боеприпасы". При этом впредь до урегулирования коллизии между нормами УК РФ и КоАП РСФСР об ответственности за незаконный оборот огнестрельного охотничьего оружия не следует признавать предметами преступлений, предусмотренных ст. ст. 222 и 223 УК, патроны к такому оружию.

Оборот взрывчатых веществ законом РФ "Об оружии" не регламентируется. Однако это нисколько не говорит об их меньшей опасности по сравнению с огнестрельным оружием и боеприпасами. Она обусловлена огромной скрывающейся во взрывчатых веществах потенциальной энергией, которая способна причинить большой вред в случае неправильного обращения с ними. Один килограмм взрывчатых веществ средней мощности высвобождает при взрыве за время 10 секунды около 4 НЮ3 кДж тепловой энергии. Энергия эта происходит от выделяющегося при взрыве тепла и образования газов.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 3 постановления № 5 от 25 июня 1996 г. «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» рекомендует считать взрывчатыми веществами "химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению – взрыву".

Указанное    определение    понятия    в    основном    соответствует   определению взрывчатых веществ, используемому в химии . Между тем, имеется более позднее нормативное определение взрывчатых веществ, которое мы будем использовать в качестве базового: «взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов».

Неверным представляется мнение А.П. Литвина и В.П. Тихого о том, что взрывчатые вещества не встречаются в природе. Так, к природным взрывчатым веществам следует относить селитры – минералы солей азотной кислоты (чилийская, калиевая и др.). Они образуются при разложении различных органических остатков под действием нитрифицирующих бактерий. Селитры способны к взрыву в результате какого–либо внешнего воздействия: сильного нагревания, удара, трения и т.д. В одной из европейских стран взорвалось 11000 тонн аммиачной селитры, используемой в качестве удобрений. Взрыв был по разрушительности равен небольшой ядерной бомбе. Именно способность к взрыву позволила еще в средние века сделать селитру основным компонентом пороха.

Взрывчатые вещества могут находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии. Наибольшее применение в хозяйстве и военном деле имеют конденсированные взрывчатые вещества, то есть жидкие и твердые. Взрывающиеся газы не нашли промышленного применения, хотя часто встречаются на практике.

Важным представляется вопрос разграничения взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, являющихся предметами преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ. К легковоспламеняющимся веществам ни в коем случае нельзя относить те, которые принадлежат к категории взрывчатых. Иначе, применяя другие статьи уголовного закона, например, ст. ст. 222 и 223 УК РФ, неверно будет считать взрывчатыми те вещества, которые обладают признаком легкого воспламенения.

Дело в том, что значительная часть взрывчатых веществ легко воспламеняется, например, порох. Желая избежать этого, в них добавляют специальные компоненты, снижающие чувствительность к нагреванию. Так, чрезвычайно взрывоопасный нитроглицерин превращают в динамит. В этом случае возрастают требования к предмету, инициирующему взрыв.

Информация о работе Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия