Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Уже тысячелетия человек пользуется тем или иным видом оружия для удовлетворения самых разнообразных своих потребностей: добычи продуктов питания, обеспечения безопасности и властолюбия, мести, агрессии, наживы и т.д.[1] Создание и использование огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее для краткости «предметы вооружения») чрезвычайно облегчило достижение этих целей. Не прилагая значительных усилий в борьбе за успех, как это необходимо, например, в боевых единоборствах, с ними можно легко получить власть над жизнью и смертью другого человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот, хищение и вымогательство огнестрельного оружия в Российской федерации
§ 1. Система и задачи российского законодательства о борьбе с незаконным оборотом хищением и вымогательством огнестрельного оружия……………………………………………………………………....7
§ 2. История отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия………………………………………………………23
Глава II. Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия
§ 1. Объект и предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия…………………………………36
§ 2. Объективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия……………………. . . . 71
Заключение……………………………………………………….....90
Список использованной литературы…………………………….93

Работа содержит 1 файл

незаконный оборот оружия.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Теперь относительно признаков объективной стороны конкретных составов преступлений рассматриваемой группы. Статья 218 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых веществ, а также незаконную пересылку этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности тяжкие последствия.

Диспозиция ст.218 УК в той части, что касается нарушения правил, является бланкетной, поэтому для установления объективной стороны рассматриваемого преступления необходимо ознакомиться с соответствующими правилами обращения с взрывчатыми веществами, нарушение которых может образовать состав анализируемого преступления. Эти правила содержатся в большом количестве нормативных актов.

При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел данной категории необходимо устанавливать, какое именно правило оборота взрывчатых веществ было нарушено и в чем это выразилось. В. Даль указывает, что нарушение – это существительное от глагола «нарушить» – «преступать, не соблюдать, поступать в противность чего; расстраивать, разорять, прерывать». По С. И. Ожегову правило – это «постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь»[115]. Поэтому под нарушением правил обращения оборота взрывчатых веществ следует понимать несоблюдение установленных законодательством предписаний, устанавливающих порядок такого оборота. Выражаться нарушение правил может в их неисполнении или ненадлежащем исполнении либо в совершении запрещенных ими действий.

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 5 декабря 1986 г. № 16 "О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ" пояснил, что нарушения правил хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых   и   радиоактивных   веществ   или   пиротехнических   изделий   должны квалифицироваться по ст. 217 УК РСФСР (аналогично действующей ст. 218 УК РФ) независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства и при производстве каких работ эти нарушения допущены.

Правила учета взрывчатых веществ предусматривают порядок получения разрешений на приобретение, хранение, использование этих предметов, своевременное их оприходование, расход, выдачу и возврат и т.п. То есть на все то, что связано с «установлением наличия, количества чего-нибудь путем подсчета». Так, Инструкция о порядке хранения, транспортирования, использования, испытания и учета взрывчатых материалов (приложение 1 к Единым правилам безопасности при взрывных работах) устанавливает немедленное оприходование доставленных на склад взрывчатых материалов, регистрацию их в книгах учета выдачи и возврата, прихода и расхода, ежесуточный подсчет остатка по каждому их виду и т.п. О важности, придаваемой государством учету взрывчатых материалов, говорит тот факт, что постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 июня 1997 г. № 21 утверждена специальная Инструкция о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Деяние может быть осуществлено как в форме действия, так и в форме бездействия.

По Ожегову С. И. хранение – это существительное от глаголов «хранить, беречь, содержать где-нибудь в безопасности, в целости». Правила хранения взрывчатых веществ предполагают такое владение этими предметами, которое предотвращает их хищение, утрату и проявление их опасных свойств. Так, указанные вещества должны храниться только в специализированных местах хранения (участковых пунктах, металлических ящиках или контейнерах (сейфах), закрытых на замок, в определенных количествах, при соответствующем режиме допуска к ним, с обязательной охраной на местах работ и т.д. Правила хранения взрывчатых веществ помимо норм, направленных на предотвращение их количественных потерь, содержат также нормы, соблюдение которых исключает качественные потери данных веществ. Нарушением правил хранения, на наш взгляд, будет также сдача и прием взрывчатых веществ в камеры хранения в случае, если это запрещено транспортным законодательством   и   если   подобное   деяние   реально   угрожает   безопасности населения. Сегодня, однако, нарушение указанного запрета, если не наступило предусмотренных ст. 218 УК РФ тяжких последствий, влечет административную ответственность в виде штрафа до 1/10 минимального месячного размера оплаты труда по ст. 126 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. На наш взгляд,  административной  ответственности  здесь  явно  недостаточно,   поскольку подобное деяние представляет значительную общественную опасность. Проблему же тяжких последствий рассмотрим далее. Хранение также может быть осуществлено как в форме действия, так и в форме бездействия.

По Ожегову С. И. перевозка – это существительное к глаголу «перевезти»: везя через какое-нибудь пространство, переместить. Правила перевозки взрывчатых веществ предусматривают определенный порядок погрузки, выгрузки и перемещения их через какое–либо пространство из одного места в другое различными видами транспорта. Перевозка взрывчатых веществ регламентируется правилами, установленными соответствующими министерствами и ведомствами или Правительством России. Если таких правил по виду транспорта или ведомству нет, то перевозка взрывчатых веществ регламентируется Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Так, перевозка взрывчатых веществ автомобильным транспортом допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица, с оборудованным автомобилем сопровождения, как правило по согласованному с органом МВД маршруту, с соблюдением установленной дистанции от других транспортных средств и т.д.     Запрещена перевозка взрывчатых веществ  в  пассажирском  транспорте,  а также багажом.  Деяние  может  быть осуществлено только в форме действия.

Пленум Верховного Суда СССР предложил под правилами использования взрывчатых веществ или пиротехнических изделий понимать правила (инструкции), регламентирующие безопасное применение упомянутых веществ и изделий в промышленных или иных целях, в том числе при производстве горных и строительных работ.

Правила использования взрывчатых веществ содержатся во многих нормативных актах. Так, Единые правила безопасности при взрывных работах предусматривают соблюдение обязательных расстояний при взрывных работах, запрещение применения взрывчатых веществ с истекшим гарантийным сроком без предварительных испытаний и т.п. Существуют и особые нормы по использованию отдельных видов взрывчатых веществ, по применению взрывчатых веществ в специфических случаях, в том числе ведомственные. Деяние может быть осуществлено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Незаконная пересылка (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. указывают, что переслать – это «послать, отправить по другому адресу»[116]) взрывчатых веществ означает их отправление по почте или багажом в нарушение действующих нормативных актов. Международная пересылка этих веществ по почте запрещена на основании ст. 26 Всемирной почтовой конвенции от 14 сентября 1994 г. (Сеул), участником которой является Российская Федерация311. Положения этой Конвенции отражены в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1239312. Данные правила запрещают к пересылке взрывчатые вещества и во внутренних почтовых отправлениях. Незаконная пересылка возможна лишь в форме действия.

Уголовная ответственность по ст. 218 УК РФ за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых веществ, а также за незаконную пересылку этих веществ по почте или багажом наступает лишь в случае, если эти деяния    повлекли    по    неосторожности    тяжкие    последствия. Под такими последствиями обычно понимают «взрыв, пожар, гибель одного или нескольких человек, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, причинение крупного материального ущерба, нарушение на длительное время графика работы транспорта, существенное нарушение работы организаций, предприятий и т.п.».

Пленум Верховного суда СССР в п. 14 Постановления от 5 декабря 1986 г. № 16 «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» предложил в их качестве рассматривать гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам, а равно причинение значительного материального ущерба государственной, общественной организации или гражданам.

Если причиной возникновения пожара, повлекшего тяжкие последствия, явилось нарушение правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям УК об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности не требует.

Представляется, что целесообразно установить уголовную ответственность за сами нарушения правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых веществ, а также за незаконную пересылку этих веществ по почте или багажом, без учета наступления от этого тяжких последствий. Само создание аварийных ситуаций, реально угрожающих населению, чрезвычайно опасно.

Так, за полтора года только при транспортировке опасных грузов допущено более 120 аварийных происшествий и две тысячи аварийных ситуаций (!), в том числе пять крушений, основными причинами которых были грубые нарушения работников транспорта, слабая профилактическая работа и бесконтрольность. Уголовное право реагирует на такие деяния лишь в случае, если нарушения правил повлекли по неосторожности тяжкие последствия. Представляется бесспорным, что создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, ценному имуществу характеризуется значительной общественной опасностью. На наш взгляд, диспозиция ст. 218 УК РФ должна быть сформулирована аналогично диспозиции ст. 217 УК следующим образом: нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых веществ, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния реально способны повлечь или повлекли тяжкие последствия по неосторожности).

Кроме того, учитывая в ст. 218 УК тяжкие последствия, закон дублирует ответственность за ряд преступлений по неосторожности (причинение смерти, тяжкий и средней тяжести вред здоровью, неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества). На наш взгляд, подобная тавтология в уголовном законе неуместна. Поэтому включать наступление тяжких последствий в число обязательных признаков состава не требуется.

Также следует отметить, что указание на обязательные тяжкие последствия, на наш взгляд, является отголоском объективного вменения. Получается, что уголовное право наказывает только тех, чьи действия послужили причиной наступления определенных последствий. Те же, кто совершил идентичное деяние, но по независящим причинам от которого такие последствия не наступили, ответственности не подлежат. Представляется, что это несправедливо.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК, заключается в незаконных приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Поскольку указанные способы совершения преступления тесно связаны между собой, продолжают и дополняют друг друга, ответственность за названные деяния предусмотрена в одной норме. Так, например, работник пивного бара приобрел у не установленных лиц пистолет Макарова и две обоймы с патронами к нему, хранил их в доме брата, иногда для «самообороны» носил на работу, а затем подарил коллеге по бизнесу. Таким образом, в его действиях усматриваются незаконные приобретение, хранение, ношение и сбыт огнестрельного оружия и боеприпасов.

Незаконным является оборот рассматриваемых предметов, прежде всего, в нарушение действующего законодательства. Основное значение здесь имеют федеральные законы «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.317 (применительно к ручному оружию, боеприпасам, патронам), "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г.318 (применительно к системам вооружения, боеприпасам, взрывчатым материалам промышленного назначения, оборудованию и приборам взрывного дела)[117].

Объективная сторона указанных деяний имеет несколько интересных моментов. УК РСФСР 1960 г. в ст. 218 предусматривал ответственность за незаконный сбыт огнестрельного оружия и других предметов, который В.И. Ткаченко трактовал как передачу его другим лицам[118]. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» от 25 июня 1996 г. толкует сбыт как «продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга или во временное пользование и т.д.» УК РФ 1996 года в отличие от прежнего законодательства в ч.1 ст.222 различает незаконные передачу и сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств[119]. По разграничению понятий передачи и сбыта в литературе высказываются разные суждения.

Сформулированная Л.Ф. Рогатых позиция, что незаконная передача составляет случаи, прямо указанные в законодательстве либо совершенные в нарушение установленных    им    правил    (передачи    для    хранения,    проверки,    экспертизы, сертификации и т.д.) фактически устанавливает формулу: все, что не передача, то – сбыт. Представляется, что такой подход неверен. Действительно, это частные случаи передачи. Но следует помнить, что названные акты административного законодательства не знают такого понятия как сбыт. Они называют лишь три вида перехода оружия: торговлю, продажу и передачу. Из них и нужно исходить при толковании.

Дикаев С. У. предлагает различать передачу и сбыт предметов вооружения по критерию времени, на которое осуществляется их переход. Если на время – то это передача, если на постоянно – то это сбыт. Указанная точка зрения не представляется достаточно обоснованной, что мы проанализируем далее.

Отдельные авторы предлагают разграничивать понятия передачи и сбыта предметов вооружения по признаку возмездности перехода имущества.

При анализе соотношения указанных понятий, по нашему мнению, следует исходить из норм русского литературного языка. Согласно толковому словарю В.Даля «передача»– это существительное от глагола «передавать», т.е. «подавать из рук в руки». По мнению Ожегова С. И. «передача» – тоже существительное, образованное от глагола «передавать», но значение здесь несколько иное – «отдать, вручить, сообщить, отдать во владение». «Сбыт», по В. Далю, – существительное от «сбывать», т.е. «спускать с рук, освободиться, спихнуть, передать, продать, чтобы отделаться, развязаться». У С. И. Ожегова несколько иной взгляд: «сбыт» – это видимому, на позиции В. Даля. При толковании же нового УК, на наш взгляд, более правильна трактовка С. И. Ожегова с тем лишь добавлением, что сбыт не только предоставление предметов вооружения за плату, но вообще любой возмездный и добровольный их переход во владение иного лица (например, мена, плата за услугу).

Информация о работе Юридическая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением и вымогательством огнестрельного оружия