Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:14, лекция

Описание работы

Понятие конституционного контроля и его основные задачи, место в государственно-правовом механизме. Становление и развитие органов конституционного контроля. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации, его место в судебной системе. Состав суда. Особенности наделения полномочиями судей.
Основные права и обязанности судьи Конституционного суда. Председатель Конституционного суда, его заместитель, судья, секретарь: порядок наделения полномочиями, основные права и обязанности.
Решения Конституционного суда, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 - Конституционный суд и федеральые суды ощей юрисдикции.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

     5. Конституционный  Суд Российской  Федерации по запросам  Президента Российской  Федерации, Совета  Федерации, Государственной  Думы, Правительства  Российской Федерации,  органов законодательной  власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

     6. Акты или их  отдельные положения,  признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие  Конституции Российской  Федерации международные  договоры Российской  Федерации не подлежат введению в действие и применению.

     7. Конституционный  Суд Российской  Федерации по запросу  Совета Федерации  дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения  обвинения Президента  Российской Федерации  в государственной  измене или совершении иного тяжкого преступления».

     Принципиальных  изменений по сравнению  с ранее действующим  регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный  Суд утратил право  рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

     Еще одно изменение, которое  вряд ли можно считать  принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

     24 июня 1994 года Государственная  Дума приняла новый  закон о Конституционном  Суде – федеральный  конституционный  закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

     12 июля за предложенную  редакцию проголосовал  Совет Федерации. 21 июля закон был  подписан Президентом  РФ, а 23 июля –  опубликован. 

     В феврале 1995 года Суд  был полностью  укомплектован. 

     Новейшая  история 

     Текущее десятилетие стало  временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.  

     Следующие изменения законодательной  основы осуществления  конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».   

     Указанная поправка вступила в  силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное  судопроизводство стало  осуществляться в  комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.

     Новое совершенствование  Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя  назначаются на свои должности  Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

     Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволит Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, поправки коснулись также отдельных вопросов совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Новые положения закона вступили в силу 9 февраля 2011 года. 

     Полномочие  Конституционного Суда РФ 

     Полномочие Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде ( См. выше в исторической справе приведена ст. 125 Конституции). Из содержания вышеуказанных статей видно, что Конституционный Суд уполномочен разрешать споры о соответствии Конституции России: 1) нормативно-правовых актов; 2) договоров между органами государственной власти Российской Федерации  органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 4)  разрешает спор о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации различных уровней; 5) Конституционный Суд наделен правом толкования Конституции РФ; 6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления; 7) Конституционный Суд наделен правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

     В ст. 3 Закона о КС РФ закреплено правило, ограничивающее компетенцию Конституционного Суда, указывающее на то, что КС  решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

     Поводы  и основания к  рассмотрению дела в  Конституционном  Суде Российской Федерации

     Поводом к рассмотрению дела в Конституционном  Суде Российской Федерации  является обращение  в Конституционный  Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

       Основанием к рассмотрению  дела является  обнаружившаяся неопределенность  в вопросе о  том, соответствует  ли Конституции  Российской Федерации  закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

     Состав, порядок образования  и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации и принципы деятельности

      Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

     Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

       Полномочия Конституционного Суда  Российской Федерации не ограничены  определенным сроком.

     Принципы  Конституционного судопроизводства

       Основными принципами конституционного судопроизводства являются: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. 

     Независимость

     Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  независимы и руководствуются  при осуществлении  своих полномочий только Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным  конституционным  законом.

     В свой деятельности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

       Решения и другие  акты Конституционного  Суда Российской  Федерации выражают  соответствующую  Конституции Российской  Федерации правовую  позицию судей,  свободную от политических  пристрастий.

     Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  принимают решения  в условиях, исключающих  постороннее воздействие  на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

     Какое бы то ни было вмешательство  в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации  не допускается и  влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

     Коллегиальность

     Рассмотрение  дел и вопросов и принятие решений  по ним производятся Конституционным  Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается  только теми судьями, которые участвовали  в рассмотрении дела в судебном заседании.

     Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей (введено в действие с 9 февраля 2011 года Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 года N 7-ФКЗ).

     При определении кворума  не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

      Гласность

     Рассмотрение  дел, назначенных  к слушанию в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

     Устность разбирательства

     Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

     В заседании Конституционного Суда Российской Федерации  могут не оглашаться документы, которые  были представлены для  ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

      Язык конституционного судопроизводства

       Производство в  Конституционном  Суде Российской  Федерации ведется  на русском языке.

       Участникам процесса, не владеющим русским  языком, обеспечивается  право давать объяснения  на другом языке  и пользоваться услугами переводчика.

       Непрерывность судебного  заседания

       Заседание Конституционного  Суда Российской  Федерации по каждому  делу происходит  непрерывно, за исключением  времени, отведенного  для отдыха или  необходимого для  подготовки участников  процесса к дальнейшему  разбирательству,  а также для  устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

     Состязательность  и равноправие  сторон

     Стороны пользуются равными  правами и возможностями  по отстаиванию своей  позиции на основе состязательности в  заседания Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47_1.

     Порядок назначения на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации

          Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. 

    Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации