Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:14, лекция

Описание работы

Понятие конституционного контроля и его основные задачи, место в государственно-правовом механизме. Становление и развитие органов конституционного контроля. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации, его место в судебной системе. Состав суда. Особенности наделения полномочиями судей.
Основные права и обязанности судьи Конституционного суда. Председатель Конституционного суда, его заместитель, судья, секретарь: порядок наделения полномочиями, основные права и обязанности.
Решения Конституционного суда, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 - Конституционный суд и федеральые суды ощей юрисдикции.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

     В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

     Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа  судей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.

     Юридическая сила решения

     Решение Конституционного Суда Российской Федерации  окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47_1, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

      Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

     Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

       В случае, если решением Конституционного  Суда Российской Федерации нормативный  акт признан не соответствующим  Конституции Российской Федерации  полностью или частично либо  из решения Конституционного  Суда Российской Федерации вытекает  необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

     Позиция Конституционного Суда  Российской Федерации относительно  того, соответствует ли Конституции  Российской Федерации смысл нормативного  правового акта или его отдельного  положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

     Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных  в статье 125 (часть 2) Конституции  Российской Федерации нормативных  актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в законе.

      Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

      Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.

     Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

     Деятельность  Конституционного Суда Российской Федерации  обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

       Секретариат Конституционного Суда  Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

       Конституционный Суд Российской  Федерации в пределах своей  сметы расходов устанавливает  структуру аппарата; утверждает  Положение о Секретариате Конституционного  Суда Российской Федерации.

     2-в

     Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не находятся  в прямом подчинении Конституционному Суду РФ. Порядок образования, механизм избрания судей, срок их полномочий, количественный состав судов, вопросы организации их деятельности, пределы компетенции и др. вопросы регулируются законодательными актами субъектов РФ. Финансирование их осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

      Назначение  конституционных судов определено ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

     Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться  субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. 

  Именем Свердловской области 

П О С Т А Н  О В Л Е Н  И Е

УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

по  делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона от 6 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» в связи с запросом гражданина Г.Н. Рудого 
 

город Екатеринбург                                                                 29 апреля 2011 года 
 

      Уставный  Суд  Свердловской  области  в составе  Председателя  Суда В.Ю. Пантелеева, судей  Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, М.Н. Обрубовой,

      с участием Г.Н. Рудого, обратившегося с  запросом в Уставный Суд Свердловской области, И.Ю. Крылатовой – представителя палат Законодательного Собрания Свердловской области, И.Н. Литвиновой – представителя Губернатора Свердловской области,

      руководствуясь  пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 5, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона «Об  Уставном Суде Свердловской области»,

      рассмотрел  в открытом судебном заседании дело о  соответствии Уставу Свердловской области  подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона от 6 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области».

      Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Г.Н. Рудого. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемое заявителем положение Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области».

      Заслушав  сообщение судьи-докладчика А.О. Казанцева, объяснения заявителя, представителя  палат Законодательного Собрания  Свердловской области и представителя  Губернатора Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области 

УСТАНОВИЛ: 

     
  1. Гражданин Рудой Геннадий Николаевич 11 апреля 2011 года обратился  в Уставный Суд  Свердловской области  с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области  подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона от 6 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области».

     Рассматривая  запрос гражданина Г. Н. Рудого по делу о  соответствии Уставу Свердловской области  постановления Главы  Екатеринбурга от 19 февраля 2008 года № 587 «Об оплате труда  работников муниципальных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург», Уставный Суд определением от 1 февраля 2011 года прекратил производство по делу в связи с его неподведомственностью Суду на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области».

      По  мнению заявителя, оспариваемый подпункт нарушает его  право на судебную защиту, не отвечает критерию формальной определенности, поскольку  не содержит исчерпывающего перечня оснований  прекращения производства по делу, в связи с чем противоречит Уставу Свердловской области.

  1. Конституционное право каждого на судебную защиту его прав и свобод (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации) обеспечивается Уставным Судом на территории Свердловской области посредством рассмотрения судебных дел по обращениям граждан (их объединений), чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

     Как неоднократно указывал Конституционный  Суд Российской Федерации (Определения от 12 июля 2005 года № 321-О, от 15 июля 2010 года № 938-О-О, от 24 февраля 2011 года № 165-О-О и другие), право на судебную защиту реализуется гражданами не произвольно, а с использованием законодательно установленных способов и процедур, учитывающих особенности видов судопроизводства и категорий дел.

     Уставный  Суд Свердловской области является конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, рассматривающим вопросы соответствия законов Свердловской области и иных правовых актов, за исключением ненормативных (индивидуальных), принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, осуществляющим толкование Устава Свердловской области, а также иные полномочия, установленные законом Свердловской области (часть 1 и 3 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пункт 4 статьи 56 Устава Свердловской области).

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации