Легализация денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Представляется, что одной из причин низкой результативности применения уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов является технико-юридическое несовершенство уголовного закона.
В данной работе мною были поставлены следующие цели:
1. Раскрыть понятие легализации; показать особую важность по усилению борьбы с данным преступлением на мировом уровне
2. Проанализировать состав данного преступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие легализации денежных средств…………………………………………….4
Глава 2. Состав преступлений, предусмотренных статьями 174, 174. Квалифицированный состав……………………………………………………………………………………………10
Глава 3. Нововведения. Их причины и последствия………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Легализация.docx

— 62.18 Кб (Скачать)
 

Важной задачей  преступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к  ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает собе возможность легкого  доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью  и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест.

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости  от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые  расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий  кому-либо бизнес.

Отмывание денег  является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.

    Не  меньшее значение для выявления  и раскрытия преступлений, связанных  с легализацией незаконно нажитых  средств, имеет понимание способов и методов, используемых преступниками. Известные на сегодняшний день способы  легализации (отмывания) преступных доходов  группируются следующим образом:

    1. Завышение стоимости работ или  услуг (например, получение необоснованно  высокого гонорара за книгу  или лекцию).

    2. Имитация активной предпринимательской  деятельности путем заключения  контрактов с фиктивными фирмами,  зарегистрированными на лиц, ранее  утерявших паспорта, недееспособных  или умерших, для обоснования  поступления крупных денежных  средств на банковские счета. 

    3. Проведение незаконных операций  по обналичиванию и обезналичиванию  денежных средств. Так, МВД  России в 2003 г. пресечена деятельность  трех коммерческих банков, объединившихся  в своеобразный холдинг с целью  осуществления легализации преступных  доходов, принадлежащих крупным  преступным сообществам. В ходе  проведения оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий  установлено, что члены преступного  сообщества, занимая руководящие  должности в банках, создали сеть  фиктивных фирм ("черных" и "серых") для проведения незаконных операций  по обналичиванию, обезналичиванию,  а также перечислению легализованных  денежных средств на счета  зарубежных фирм в иностранные  банки. В результате деятельности  ПС "отмыто" около 17 млн. долларов, приобретенных путем вымогательства, мошенничества, незаконного предпринимательства  и т.п., при этом полученный  преступниками доход составил 2,3 млн. долларов.3

    4. Создание видимости получения  кредита от банка или компании-нерезидента,  часто зарегистрированной в офшоре, путем многократного перечисления  виртуальных денежных средств  на счета различных фирм и  последующего их возврата.

5. Синтезом перечисленных  выше способов можно назвать  осуществление сделок и банковских  проводок через сеть созданных  банком офшорных фирм и кредитно-финансовых  учреждений, формально не являющихся  аффилированными. Одним из признаков  таких операций является заключение  контрактов с фирмами, имеющими  регистрацию в офшорных зонах  иностранных государств на поставку  программного обеспечения, лома  цветных металлов, многопозиционных  и иных станков, полиграфической  пленки или нефтепродуктов. 
 

Глава 2. Состав преступлений, предусмотренных статьями 174, 174. Квалифицированный состав.

    В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию  или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в  результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных  ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность  по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением  международного характера, вопросы  борьбы с которым отражены в целом  ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной  организованной преступности от 15.11.2000, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации  доходов от преступной деятельности от 08.11.90 и др.). Они ратифицированы Российской Федерацией и, таким образом, стали частью ее правовой системы.

    Пленум  Верховного Суда РФ разъяснил в своем  Постановлении от 18 ноября 2004 г., что  под финансовыми операциями следует  понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, независимо от формы и способов их осуществления (например, договор займа  или кредита, банковский вклад, обращение  с деньгами и управление ими в  задействованном хозяйственном  проекте), которые направлены на установление, изменение или прекращение связанных  с ними гражданских прав и обязанностей. Эта формулировка рассматриваемых  составом преступлений распространяется также и на состав преступления, предусмотренный ст. 174.1 УК, поскольку  субъекты ответственности будут  нести уголовную ответственность  лишь тогда, когда они предпримут действия, направленные на отмывание  денег и другого имущества, добытого преступным путем (т.е. легализацию  доходов).

    По  смыслу закона, ответственность по ст. 174 УК, так же как и по ст. 174.1 УК, наступает в тех случаях, когда  виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем  денежными средствами или имуществом.

Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем  как в России, так и за ее пределами. Из смысла диспозиции ст. 174 УК следует, что факт преступного происхождения денежных средств и иного имущества должен быть установлен приговором суда. Однако, дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 (п. 21) указал, что "при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления". Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

Для понимания  содержания нормы закона юристы используют особые методологические приемы. Так, применяя статью 174 УК РФ, равно как  и иные статьи раздела VIII "Преступления в сфере экономики", следователи, прокуроры и судьи выясняют значение специальных юридических терминов и понятий, которые используются в уголовном законе, но не имеют  установленного значения либо определяются в другом – не уголовном - законодательстве.

К таким не уголовно - правовым терминам, содержащимся в статье 174 УК РФ, относятся: "финансовые операции", "сделки", "денежные средства", "имущество", "предпринимательская и экономическая деятельность". И никто из перечисленных выше лиц не вправе руководствоваться собственным пониманием значения этих категорий, если в законе, регулирующем отношения, которые защищаются статьей 174 УК РФ, имеются соответствующие дефиниции названных терминов.

Скажем, понятие "имущества" содержится в статье 128 ГК РФ. Согласно данной статье к имуществу, в частности, относятся не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имущественные  права. Отсюда следует, что не совсем точно говорить (как это делают некоторые комментаторы) о предмете легализации денежных средств или  иного имущества, приобретенных  незаконным путем, поскольку средства могут быть и "безналичными", то есть являться объектом обязательственных  правоотношений, возникающих у банка  и организации, которой принадлежит  счет в этом банке. Слово "предмет" может дезориентировать следователя или судью. Поэтому необходимо иметь в виду, что предметом (условно, в самом общем смысле этого слова) легализации незаконно приобретенного имущества могут быть и так называемые "безналичные" средства, юридически являющиеся правом требования.

Как видно из текста статьи 174, законодатель отказался  от характеристики имущества, чье использование  запрещено, как приобретенного преступным путем, остановившись на определении  незаконным. Это делает невозможным применение рекомендаций заключающихся в требовании ограничительно толковать в данном случае понятие "незаконности" и рассматривать его как указание на нарушение именно уголовно - правового запрета.

Обращаясь к  вопросам, связанным с имуществом, за легализацию которого предусмотрена  ответственность, рассмотрим, зависит  ли квалификация от "движимости" имущества.

Обобщение, проведенное  Генеральной прокуратурой, выявило  интересное обстоятельство: по делам  о легализации преступно приобретенного "волна" прекращений и оправданий не затронула тех уголовных дел, где предметом легализации являлось недвижимое имущество, хотя, с точки  зрения уголовно-правовой оценки, какого-либо принципиального отличия эти  дела от тех, где сбывалось преступно  приобретенное (например, похищенное) движимое имущество, не имеют.  

Руководитель  ОАО "Яловицкий машиностроительный завод" Казначеев получил в  качестве предмета коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) кирпичный трехэтажный  дом с 3 ванными комнатами, 4 спальнями  и гостиной площадью 100 м2, а также  множеством хозяйственным построек, включая два гаража, баню и т.д. Чтобы отдать долг одной из преступных группировок, он был вынужден продать  всю эту недвижимость за 400 тыс. долларов. Казначееву обоснованно вменено  не только получение подкупа, но и  отмывание преступно нажитого имущества.

    Объективная сторона основного состава легализации  включает в себя следующие преступные действия:

    1) совершение финансовых операций  с денежными средствами;

    2) совершение сделок с денежными  средствами или иным имуществом;

    3) использование денежных средств  или иного имущества для осуществления  экономической деятельности;

    4) использование денежных средств  или иного имущества для осуществления  предпринимательской деятельности.4

    Норма, содержащаяся в ст. 174, запрещает  совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем. Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится  в статье, - это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том  числе в иностранной валюте, ценными  бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных  с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность  по ст. 174 или 174.1 УК наступает и в  тех случаях, когда виновным лицом  совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным  преступным путем имуществом (п. 19 Постановления  от 18.11.2004 N 23).

    Надо  иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, поскольку для того, чтобы  снять с доходов "пятно" их криминального  происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и  иных сделок.

В завершение обсуждения вопроса о сделках с незаконно  приобретенным имуществом укажу на то, что только формирующаяся следственная и судебная практика порой затрудняется разграничить сделку и комплекс сделок, направленных на достижение определенной цели. Это создает препятствие для установления момента окончания рассматриваемого преступления.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся:

1) привлечение  денежных средств физических  и юридических лиц во вклады  и

2) размещение  указанных привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет.

Таким образом, первая финансовая операция, представляющая собой сделку (договор фактического владельца средств с банком по поводу денежных средств), является лишь частью второй.

Информация о работе Легализация денежных средств