Легализация денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Представляется, что одной из причин низкой результативности применения уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов является технико-юридическое несовершенство уголовного закона.
В данной работе мною были поставлены следующие цели:
1. Раскрыть понятие легализации; показать особую важность по усилению борьбы с данным преступлением на мировом уровне
2. Проанализировать состав данного преступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие легализации денежных средств…………………………………………….4
Глава 2. Состав преступлений, предусмотренных статьями 174, 174. Квалифицированный состав……………………………………………………………………………………………10
Глава 3. Нововведения. Их причины и последствия………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Легализация.docx

— 62.18 Кб (Скачать)

      Министерство  образования РФ

      Байкальский государственный университет экономики  и права

      Судебно-следственный факультет

      Кафедра уголовного права и криминологии 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по  дисциплине «Уголовное право. Особенная  часть» на тему:

      “Легализация денежных средств”. 
 
 
 
 
 
 

                  

   Выполнила: Пачу М. В.

   ЮС  – 07 -4

   Руководитель: Агильдин В.В.  
 
 
 
 
 
 

   Иркутск, 2010

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие  легализации денежных средств…………………………………………….4

Глава 2. Состав преступлений, предусмотренных статьями 174, 174.  Квалифицированный состав……………………………………………………………………………………………10

Глава 3. Нововведения. Их причины и последствия………………………………………....23

Заключение……………………………………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Легализация (отмывание) доходов,  полученных преступным путем, - это  заключительный этап превращения  преступности в высокодоходное  и эффективное производство, в  ходе которого происходит противоправная  и вредная для общества концентрация  экономической, а вслед за ней  и политической власти в руках  неконтролируемой группы лиц.  Допустить легализацию (отмывание)  преступных доходов, - значит, сделать  выгодным торговлю наркотиками,  уклонение от уплаты налогов,  проституцию, вымогательство, взяточничество».

       В настоящее время правоохранительные  органы России продолжают вести  борьбу с данным преступным  явлением. Постоянно разрабатываются  и внедряются, в том числе с  использованием международно-правового  опыта, различные методы противодействия  легализации (отмыванию) преступных  доходов. Однако, насколько эффективны  применяемые методы борьбы в  целях уголовно-правовой защиты  соответствующих общественных отношений,  на сегодняшний день определить  достаточно сложно.

       Представляется, что одной из  причин низкой результативности  применения уголовной ответственности  за легализацию (отмывание) преступных  доходов является технико-юридическое  несовершенство уголовного закона.

В данной работе мною были поставлены следующие цели:

1. Раскрыть понятие  легализации; показать особую  важность по усилению борьбы  с данным преступлением на  мировом уровне

2. Проанализировать  состав данного преступления.

3. Рассмотреть  последние новеллы в законодательстве, касаемые ст.174 УК РФ, их причины  и возможные последствия.

Мною были рассмотрены  монографии таких авторов, как: Бирюков  Ю.С., Босхолов  А.С.,

Рыхлов О.А., Ситникова  А.И. и т.д. 
 
 

Глава 1. Понятие легализации.

    Особое  значение для преодоления экономических  преступлений имеет установление уголовной  ответственности за совершение операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем  в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или  иным имуществом (ст. 174 УК).

    Возможность такой легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, при  отсутствии за это деяние уголовной  ответственности стимулирует совершение многих корыстных преступлений. Следует  учитывать, что более опасными закон  признает эти преступления в том  случае, если они совершены в крупном  размере, группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. 

Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован  в 80-х гг. в США применительно  к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные  деньги(1). Предложено много определений  этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством  которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование  доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы  казаться имеющими законное происхождение"

    До 1996 года борьбой с легализацией (отмыванием) денег, а тем более средств, полученных от сокрытия доходов, неуплаты налогов, практически никто не занимался.

    "Черный" капитал за границей мог бы  опять свободно стать прибыльным  вложением денег и в России. Сами зарубежные инвесторы были  бы заинтересованы в том, чтобы  присоединиться к амнистированным  предприятиям.1

    Одновременно  возникает вопрос, который может  явиться проблемой, предшествующей амнистии, в какой мере может быть морально оправдано официальное "забвение" преступлений.

    Законопослушные налогоплательщики будут сильно обделены по сравнению с правонарушителями, особенно если это касается неуплаты налогов по некогда высоким налоговым  ставкам.

    В соответствии с этим подрывается  налоговая мораль законопослушных  налогоплательщиков, и в выигрыше остаются правонарушители.

Чтобы борьба с  отмыванием денег и финансированием  терроризма была успешной, необходимо международное сотрудничество, применение тщательно продуманных предупредительных  мер. Здесь принципиальное значение имеют общепринятые стандарты, базирующиеся на индивидуальном опыте каждой страны по борьбе с отмыванием денег и  финансированием терроризма.

    "Грязные"  деньги нарушают общепризнанные  нормы экономической деятельности, принципы рыночной экономики,  способствуют криминализации хозяйственной  деятельности, используются для  подкупа сотрудников органов  государственной власти и местного  самоуправления и проникновения  преступных элементов в политические  институты, являются питательной  средой для организованной преступности, в том числе терроризма, и в  результате создают угрозу национальной  безопасности страны.

    Нельзя  не учитывать международный аспект данной проблемы. Значительная часть  незаконных, в том числе преступных, доходов используется преступными  сообществами для расширения теневого и криминального предпринимательства, вывоза капитала за рубеж.

    Трудности выявления и квалификации фактов легализации незаконных доходов  определяются относительной новизной данного вида экономических преступлений для нашей страны и, следовательно, отсутствием необходимого опыта  у сотрудников правоохранительной системы, а также сложностью объективных  и субъективных характеристик как  самого преступного деяния, так и  его законодательной конструкции.2

Проблема борьбы с легализацией незаконных доходов - комплексная и включает в себя: правовые, экономические, политические, оперативно-розыскные и нравственные аспекты. "Грязные" деньги должны быть лишены возможности поступать  в обращение, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл

В международном  праве определение легализации ("отмывания") доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние  на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией ("отмыванием") доходов от преступной деятельности понимаются:

"Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

сокрытие или  утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении  имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество  получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или  правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

участие, соучастие  или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных  выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при  их совершении".  

Венская Конвенция  ООН 1988 года признала в качестве преступления "отмывание" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту  доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала  подвергаться "отмыванию" и инвестироваться  в легальную экономику.

Конвенция Совета Европы № 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов  от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с "отмыванием" денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с "отмыванием" средств. 

Различия в  законодательстве отдельных стран  связаны с определением перечня  деяний, являющихся источником происхождения  легализуемых средств. Таковыми источниками  могут признаваться:

преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

правонарушения;

преступления  и правонарушения, связанные с  незаконным оборотом наркотиков.

Как следует  из положений Страсбургской конвенции  и рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания  денег, подготовленных в 1990 году, отмывание  денежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную  систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается  иное имущество, либо они иным образом  используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу  в ином "воспроизведенном" виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего  данные действия и (или) получившего  доходы, а также противозаконности  источников этих средств. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

    Как представляется, один из результатов действия статьи 174 - воспрепятствование тому, кто посягает на имущество в использовании этого имущества, что способствует сохранению в неприкосновенности имущественных отношений. Однако, как правильно полагают некоторые ученые, еще более важной задачей является защита сферы экономических отношений от финансирования, направляемого не правительством, а лицами, которые соответствующих полномочий не имеют и действуют, прежде всего, в собственных интересах, зачастую противоречащих государственным.

К важнейшим  целям деятельности по легализации  преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
  2. Создание видимости законности получения доходов.
  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания.
  4. Уклонение от уплаты налогов.
  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников.
  6. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
  7. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Информация о работе Легализация денежных средств