Школы уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Современное состояние уголовно-правовой науки невозможно оценить вне контекста эволюции ее основных направлений. Традиционно, как в отечественной, так и в зарубежной литературе и учебных курсах, выделяют классическое, антропологическое и социологическое направления (школы). Каждое из этих направлений имеет свою философскую основу и специфические черты, определяемые историческими особенностями их возникновения и развития. Классическое направление, зародившееся во второй половине XVIII в., господствовало до последней трети XIX в., когда возникли антропологическое, а несколько позже (в 80-х годах XIX в.) и социологическое направления.

Работа содержит 1 файл

школы уголовного права.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     По  мнению «социологов», определение сущности преступлений и их дифференциация на виды с принятием их уголовно-правовых взглядов утрачивают смысл, поскольку факт совершения какого-либо преступления – лишь симптом «опасного состояния» лица. Основанием уголовной ответственности, по мнению этих исследователей, должно служить не совершение преступления, а «опасное состояние личности». Доктрину «опасного состояния», справедливо считающуюся наиболее реакционной частью доктрины «социологической школы», разделяли не все «социологи».

     Представители социологической школы предложили новую систему мер воздействия на преступность, включающую меры социальной защиты (меры безопасности). Именно эти ученые впервые высказались за вынесение приговоров с неопределенным сроком, получивших распространение с 70-х гг. XIX в.

     В отличие от классической школы, в центре внимания «социологов»  не преступное деяние, а личность преступника, которая и должна, по их мнению, быть объектом уголовно-правового воздействия («уголовное право деятеля»). Большое внимание «социологи» уделяли различным классификациям (типологиям) преступников. Именно от принадлежности к тому или иному типу в немалой степени должно было зависеть наказание.

     Заслугами социологической школы являются: предложение о введении системы специальных судов для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), получившее поддержку во многих странах, разработка мер, позволяющих индивидуализировать уголовную ответственность, в частности, условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Вызывает поддержку и критическое отношение этих ученых к краткосрочному лишению свободы, негативные последствия которого превалируют над позитивными.

     Активная дискуссия между социологами и антропологами во многом способствовала развитию уголовно-правовой науки и становлению криминологии как самостоятельной отрасли исследований. Именно «социологи» заложили фундамент международного сотрудничества в сфере уголовного права и проведения сравнительно-правовых исследований. Созданный ими Международный союз уголовного права просуществовал до первой мировой войны и провел к 1915 г. 12 съездов. В 1924 г. эстафета Союза была подхвачена его преемницей – Международной ассоциацией уголовного права, являющейся сегодня крупнейшим объединением ученых-правоведов.

     В России социологическое направление  получило особое развитие. Первым с призывом расширить предмет и методологию уголовно-правовых исследований выступил в 1872 г. проф. Московского университета М.В. Духовской. В дальнейшем  социологическое направление интенсивно разрабатывалось такими учеными, как И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Н.Н. Полянский, А.А. Пионтковский (старший), С.К. Гогель, М.М. Исаев, А.Н. Трайнин и др. Значительная часть русских «социологов» симпатизировала левым, социалистическим идеям и продолжила работу при советской власти.

     Социалистическое уголовное право, сохраняя определенную самобытность, восприняло многие идеи социологической школы. В их числе можно назвать закрепление материального признака общественной опасности в понятии преступления, повышенную ответственность за рецидив, институт судимости с ее общеправовыми последствиями. Существенное влияние идеи социологов оказали на теорию и практику уголовно-исполнительного права.

     Идеи  «социологов» нашли отражение в первых законодательных актах советского государства 1917 - 1926 гг., а наиболее полное воплощение они получили в УК 1926 г., что проявилось, в частности, в замене наказания «мерами социальной защиты», институте аналогии, широкими возможностями учета личности виновного при применении уголовной ответственности.

     В отечественной практике «социологического» уголовного права, так же как и в «находках» фашистских правоведов в Италии, и нацистских – в Германии, проявилась «ахиллесова пята» социологической школы – ее очевидная способность быть орудием злоупотреблений тоталитарных режимов.

     Идеи  социологов оказали существенное влияние  на законодательство государств с различными правовыми системами. Большое распространение получили институты условного осуждения, условно-досрочного освобождения, ювенального уголовного права. В той или иной мере почти все уголовные кодексы XX в. воспроизводят дуалистическую (двухколейную) систему мер уголовной репрессии — наказания и мер безопасности, причем не только в Европе, но и, например, в странах Латинской Америки.

     В современных условиях не вызывают сомнений актуальность и востребованность многих идей социологической школы, к которым относятся: гуманизация уголовной политики, дифференциация уголовной ответственности,  расширение применения мер, не связанных с лишением свободы, создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных. 

     § 4. Современные уголовно-правовые теории

     Современные уголовно-правовые концепции в своих основных положениях базируются на тех или иных постулатах рассмотренных ранее направлений. Представители современных теорий отказываются от устаревших догм и развивают те положения, которые соответствуют духу времени, обеспечивая тем самым дальнейшее совершенствование уголовного права.

     Идеи  классической школы получили развитие в учении либерального направления, доминирующего в современной западной уголовно-правовой науке. Уголовное право, по мнению либералов, является мерой свободы индивида и должно применяться гоcударством как ultima ratio. Выступая за смягчение уголовной репрессии в целом, либеральное течение выступает за достаточно жесткие меры в отношении насильственной преступности. Это направление можно также назвать гуманитарным, так как оно отражает тенденцию к защите прав человека, как потерпевших от преступлений, так и преступников. Сторонники этого направления выступают за полный отказ от смертной казни как вида уголовного наказания.

     Наиболее  серьезной проблемой для уголовного права, по мнению либералов,  является избыточная криминализация отклоняющегося поведения, излишнее вмешательство уголовного права в сферу экономики, вызовы уголовно-правовой законности при противодействии терроризму и иным разновидностям современной преступности25.

     Весьма  популярным стало такое либеральное течение, как уголовно-правовой аболиционизм. Осуществление борьбы  с преступностью эти юристы во многом связывают с проведением гуманной уголовной политики, направленной на отказ от уголовной репрессии как средства противодействия преступности. По мнению аболиционистов, наказание не оправдывает себя, и подлежит замене общественным контролем и мерами общественного воздействия. Возникновение этого течения связывают с именами норвежских ученых Т. Матисена и Н. Кристи, впервые заявивших во второй половине 70-80 х. гг. XX в. о «кризисе наказания». В России популяризатором аболиционизма выступает известный криминолог проф. Я. И. Гилинский. Слабая сторона этого направления заключается в определенном «криминологическом романтизме», отсутствии практически реализуемых предположений, касающихся воздействия на опасных преступников.

     Важным  направлением уголовно-правовых исследований является поиск альтернатив традиционной уголовной репрессии. Так, все большую популярность приобретает так называемое восстановительное правосудие, основанное на замене уголовно-правовой  кары  возмещением вреда и примирительными процедурами (Дж. Брэтуэйт, Х. Зер). Таким образом, в уголовном праве расширяются частные начала и права потерпевших от преступлений. Эта тенденция существует и в российском уголовном праве, например, расширены возможности для освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

     Идеи  социологов получили новый импульс  после окончания второй мировой войны, когда возникла школа новой социальной защиты, объединившая юристов, медиков и социологов более 70 государств. Своим учителем они называли бельгийского социолога А. Принса. Основателем концепции новой социальной защиты считается французский юрист Марк Ансель (1902-1990), представлявший демократическое направление этого течения26. Школа новой социальной защиты отстаивает сохранение основных концепций классиков, закрепленных в УК цивилизованных стран (принцип ответственности за вину, применение наказания в соответствии с тяжестью преступления), требуя всего лишь изъятия из научного обихода различного рода фикций, связанных с «господством юридического априоризма» классической школы (напр., учение о негодном покушении). В то же время главной задачей уголовного права эта школа считает «ресоциализацию» преступника, с тем чтобы вернуть последнего в «великую семью людей». Следует отметить, что многие идеи новой социальной защиты нашли свое закрепление в УК Франции 1992 г27.

     Говоря  о влиянии социологической школы, нельзя не упомянуть популярную в немецком уголовном праве «финальную теорию действия», автором которого был  проф. Ганс Вельцель. Эта теория основывалась на абсолютизации воли и «отрыве» уголовной ответственности от конкретного деяния лица и стала основой значительного расширения применения мер безопасности к профессиональным преступникам и иным «опасным» лицам28.

     В российской уголовно-правовой науке  идеи социологов развивают сторонники социалистического направления. Ученые-«социалисты» выступают за переориентацию уголовного права с защиты частного интереса в пользу интересов всего общества (или, по крайней мере, большинства населения). Они считают происходящие процессы  гуманизации уголовного права и уголовной политики далеко не всегда оправданными и призывают в большей мере учитывать криминологические реалии при конструировании уголовно-правовых норм. Вместе с тем, они позитивно относятся к расширению развитию уголовно-правового поощрения и дифференциации уголовной ответственности29.

     Значительные  социальные, политические и экономические  изменения, начавшиеся в 1980-х гг. во всём мире, привели к тому, что началось имеющее глобальный характер обновление уголовного законодательства. С 1990 г. новые уголовные кодексы были приняты в более чем 50 государствах мира. Общими для подавляющего большинства государств мира тенденциями являются гуманизация уголовного права, криминализация новых видов преступной деятельности и интернационализация уголовного права. Интенсивно развивается и международное уголовное право, приобретшее особую динамику с началом деятельности постоянного Международного уголовного суда.

     Современное уголовное право является продуктом влияния различных научных направлений. Если говорить о господствующей тенденции, то она заключается в том, что законодатель в вопросах преступности деяния использует в основном положения классической школы уголовного права (стремясь как можно более четко указать в законе признаки запрещенного деяния), а в вопросах наказуемости деяния - теоретические разработки социологического направления (делая основной упор не на кару и устрашение преступника, а на его ресоциализацию либо изоляцию от общества, если он считается неисправимым). Таким образом, преступность деяний в большинстве современных государств устанавливается в соответствии с теорией уголовного права деяния, а конкретные виды наказаний регламентированы согласно положениям доктрины деятеля.

     Действующий УК РФ 1996 г., ставший итогом эволюции российского уголовного законодательства в XX в., в целом ознаменовал победу идей классической школы при сохранении некоторых положений позитивистов.30 «Классическая» традиция в российском уголовном праве еще более окрепла после реформирования УК  в декабре 2003 г., в частности, с устранением института неоднократности и нивелированием значения судимости и рецидива. Неоспоримой является тенденция гуманизации уголовного законодательства и уголовной политики. Вместе с тем, эти процессы носят противоречивый и не всегда последовательный характер.

     В современной российской уголовно-правовой науке идут споры не только о путях  реформирования уголовного законодательства и уголовной политики, но и самом содержании этой науки, ее состоянии и перспективах развития31.  

Информация о работе Школы уголовного права