Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:49, шпаргалка

Описание работы

Предметом прокурорского надзора в РК являются правовые нормы, определяющие функции, принципы, задачи, систему, структуру, основные направления деятельности, полномочия органов прокуратуры.

Работа содержит 1 файл

Предмет и система прокурорского надзора в РК.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

-              надзор за законностью УИС;

-              надзор за исполнением законов  органами КНБ и т.д.

В сфере  рассмотрения дел судами прокурор участвует  во всех видах судопроизводства и  во всех судебных инстанциях.

Прокуратуры осуществляют надзор за законностью  вынесенных судами судебных решений  с тем, чтобы они соответствовали  действующему праву и не ущемляли ничьих прав и законных интересов.

Надзор  за исполнением законов является достаточно сложным по своей структуре  и содержанию видом деятельности. Предметом надзора здесь выступают:

-               исполнение и соблюдение законов  государственными органами, организациями всех форм собственности и их должностными лицами;

-                соответствие законодательству  действий и издаваемых поднадзорными  субъектами актов;

-             исполнение законов, устанавливающих  и регулирующих права и свободы человека и гражданина.

Проверка  исполнения и соблюдения законов  проводится прокурором на основании  поступивших заявлений, сообщений, жалоб и других данных о нарушении  законов, поручений или запросов вышестоящего прокурора, поручений  Президента РК.

Представляя интересы государства в суде, прокурор выступает как сторона обвинения, при этом не наделяется сверхправами нежели сторона защиты. Выступая в суде по уголовным делам в качестве обвинителя, он обосновывает свою позицию по вопросам доказанности обвинения, применения уголовного закона и назначения наказания; в порядке гражданского производства подает заявления, предъявляет иски в суд, поддерживает их в судебном заседании, дает заключение по существу дела. В случае несогласия с Решением или приговором суда подает протесты в вышестоящий суд в целях отмены или изменения незаконного, необоснованного судебного акта.

В отрасли  прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять названную деятельность.

ОРД направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление  мер по розыску виновных противодействие разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В связи с этим в ходе ОРД могут затрагиваться конституционные права и законные интересы субъектов правоотношений. При выявлении нарушений прокурор выносит акты прокурорского надзора.

Предметом надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является законность актов и деятельность органов дознания и следствия, соблюдение ими установленного законом порядка рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования и дознания. Здесь речь идет о соблюдении законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений, сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях. Прокурор следит за законностью методов расследования и дознания. В данной отрасли прокурор наделен властно-распорядительными функциями, такими как дача санкции на проведение определенных следственных действий, дача санкции на арест, содержание под стражу, домашний арест с целью выполнения главной задачи уголовного процесса, т.е. полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Предметом надзора за законностью административного производства выступает:

-            точное и единообразное исполнение  законодательства об административных  правонарушениях судами, иными полномочными  органами и должностными лицами;

-            восстановление прав и законных интересов граждан, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях;

-              обеспечение прав граждан на  обжалование любого акта, связанного  с производством по делам об  административных правонарушениях;

-              принятие мер к виновным в  нарушении законодательства.

В связи  с обращением граждан о нарушении  их прав и при наличии других материалов, послуживших поводами для проведения проверки обеспечения законности административного  производства, прокурор наделен законом широкими полномочиями и средствами реагирования на выявленные правонарушения. Он вправе:

-               истребовать документы и административные  дела;

-                 рассматривать жалобы на действия  и решения должностных лиц;

-             проверять законность административного  задержания, ареста граждан, а  также обоснованность мер административного  задержания, ареста граждан, а  также обоснованность мер административного  воздействия;

-           проверять исполнение постановлений о наложении взысканий;

-            принимать меры по привлечению  к ответственности должностных  лиц, допустивших нарушения прав  и свобод граждан, законных  интересов физических и юридических  лиц;

-            возбуждать производство по делам  об административных правонарушениях.

По результатам  проверок прокурор вправе:

-                 вносить в суд, иному уполномоченному  лицу или органу протест на  постановление или решение по  делу об административном правонарушении;

-               давать письменные указания должностным  лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной  проверки;

-           требовать от уполномоченных  органов проведения проверки  в подконтрольных или подведомственных  им организациях;

-               прекращать дела об административном  правонарушении;

-            приостанавливать исполнение постановлений  или решений об административном  правонарушении;

-             выносить постановление или требование  о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных уполномоченными органами в случае нарушения ими прав и законных интересов граждан;

-            выносить постановление о возбуждении  производства по делу об административном  правонарушении;-                     выносить постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого задержанию.

Предметом надзора за законностью исполнительного  производства выступает:

-             надзор за законностью нахождения  лиц в местах лишения свободы  - местах, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы; медицинских учреждениях, осуществляющих применение принудительных мер медицинского характера к душевнобольным и невменяемым, наркоманам и алкоголикам; ИВС и гауптвахтах, где содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления; следственных изоляторах, в которых содержатся арестованные, в отношении которых избрана мера пресечения -заключение под стражу;

-            соблюдение установленного законодательством  порядка и условий содержания  осужденных в названных учреждениях, охраны их прав и свобод;

-          законность исполнения органами  УИС наказания, не связанного  с лишением свободы;

-             законность исполнения решений  по гражданским, хозяйственным  и иным делам.

В этой отрасли прокурор, обладая большим комплексом распорядительных полномочий, вправе в любое время суток посещать названные учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, истребовать документы, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, отбывают наказание и т.д.

Выявив  нарушение законности, прокурор немедленно реагирует посредством вынесения  постановления о немедленном  освобождении каждого незаконно  содержащегося в местах лишения  и ограничения свободы, отмены дисциплинарного взыскания на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождает их из карцера, штрафного изолятора.

Систему правовых актов прокуратуры составляют:

-             акты прокурорского надзора: протест,  постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение законов;

-           акты, регулирующие вопросы организации  и деятельности прокуратуры: приказы,  указания, распоряжения, положения,  инструкции. Положения и инструкции  прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.

Протест. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции и законам и актам  Президента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и 1 должностных лиц. Протест приносится в принявший его или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. Протест рассматривается в 10-дневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются в законодательстве.

В протесте прокурор требует отмены незаконного  акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование закона не приостанавливает их действия.

Постановление выносится прокурором в зависимости  от характера нарушения закона либо о возбуждении уголовного или  административного производства и  т.д. Прокурор выносит постановление  о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложении ареста, об отмене или снятии запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта и т.д. О результатах исполнения незамедлительно сообщается прокурору. Санкция дается прокурором на:

-            арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;

-           обыск в случаях, предусмотренных  УПК РК;

-            отстранение обвиняемого от должности,  помещение подозреваемого или  обвиняемого в медицинское учреждение  для производства экспертизы;

-            проведение ОРМ и следственных  действий, затрагивающих охраняемые  Конституцией и законом тайну  переписки, телефонных переговоров,  телеграфных сообщений и почтовых  отправлений, право на неприкосновенность  жилища и т.д.;

-          задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке.

Санкция на совершение этих действий либо отказ  в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановления  должностного лица либо в письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция.

Прокурор  дает указания органам следствия  и дознания в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, органам, осуществляющим ОРД, которые  обязательны для исполнения этими  органами.

Прокурор  в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной, ему не вправе отказать в приеме заявления, и он не может закончить дело мировым соглашением.

Письменное  предписание об устранении нарушения  закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. В  предписании содержатся указания на нормы закона и Конституции и других НПА, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. Предписания подлежат исполнению, об его исполнении сообщается прокурору.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"