Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:49, шпаргалка

Описание работы

Предметом прокурорского надзора в РК являются правовые нормы, определяющие функции, принципы, задачи, систему, структуру, основные направления деятельности, полномочия органов прокуратуры.

Работа содержит 1 файл

Предмет и система прокурорского надзора в РК.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Прокурор  в пределах своей компетенции  вносит представление:

-             об устранении нарушений законности;

-                  об устранении причин и условий,  способствующих совершению преступлений  и других правонарушений;

-                по вопросам лишения неприкосновенности  лиц, обладающих этим правом (судей, депутатов).

Представление подлежит рассмотрению должностным  лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать  при его рассмотрении. О результатах  его рассмотрения извещается прокурор.

При наличии  достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание закона может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет смысл и содержание закона и предусмотренную ответственность за его нарушение.

Уголовное преследование осуществляется прокурором как на стадии предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве в форме поддержания государственного обвинения. Осуществляя государственное обвинение, прокурор выступает главным гарантом соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а также, руководствуясь УПК, принимает меры к обеспечению раскрытия преступления, установлению лиц, его совершивших, выяснению и исследованию всех обстоятельств по уголовному делу. 
 
 

  1. Надзор  за законностью деятельности органов уголовно-исполнительной системы. Обеспечение  законности исполнительного  производства.
 

Сущность  и задачи прокурорского надзора  в  данной отрасли.

Полномочия  прокурора  по  осуществлению  надзора  за  соблюдением  законов  в местах  содержания  задержанных,  подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении преступлений. Средства прокурорского реагирования на незаконные или необоснованные  задержания. 

Полномочия  прокурора  при  осуществлении  надзора  в  местах  предварительного заключения. 

Надзор  прокурора в местах лишения свободы. 

Надзор  за  применением  судебных  решений  о  применении  принудительных  мер медицинского характера. 

Полномочия  прокурора  по  осуществлению  надзора  за  порядком  исполнения судебных решений по гражданским делам.

Исполнение  приговоров  - это завершающая  стадия уголовного  процесса,  в  которой происходит  реализация  вступивших  в  законную  силу  приговоров,  определений  и постановлений  суда,  а  также  разрешение  судом  вопросов,  возникающих как при обращении приговора к исполнению,  так и в ходе  самого  его исполнения.  Когда вступивший  в законную  силу  приговор  будет обращен к исполнению  и исполнен, судопроизводство  по  делу  считается оконченным.  В стадии  исполнения  приговора претворяется  в жизнь решение,  вынесенное  судом по  уголовному  делу.  Именно  в этой стадии  осуществляется  одна из  главных задач уголовного  судопроизводства - не  только карать, но исправлять и перевоспитывать осужденного, а также предупредить совершение преступлений, как с его, так и со стороны других неустойчивых лиц.

В  борьбе  с  преступностью  важно,  чтобы  приговор  был  своевременно  и  правильно обращен  к  исполнению  и  исполнен,  ибо  только  при  этом  условии будет обеспечена реальность  неотвратимости  наказания за  совершенное преступление.  Своевременное и надлежащее  исполнение  приговора является  одним из  непременных условий

эффективности  уголовного  наказания.  И  наоборот,  несвоевременное  и  ненадлежащее исполнение  приговора  не  только  снижает  эффективность  судебного  приговора,  но  и отрицательно сказывается на предупреждении правонарушений.

Вступившие  в  законную,  силу:  приговор,  определение  и  постановление  суда обязательны для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Казахстана. Прокурорский надзор за соблюдением  законности  в  стадии  исполнения  приговоров  является  одним  из  тех процессуальных  средств,  которые  обеспечивают  реальное  проведение  этого  закона  в жизнь  за  тем,  чтобы  вступившие  в  силу  приговоры  приводились  в  исполнение,  а  не оставались  лишь  провозглашенными,  и  само  исполнение  производилось  в  полном соответствии  с  требованиями  уголовного,  уголовно-процессуального  и  уголовно-исполнительного законодательства.

  В   соответствии  с  требованиями  Закона " О  прокуратуре" (ст. 43) прокурор осуществляет надзор  в стадии исполнения приговоров  за:

1) законностью  нахождения лиц в местах лишения  свободы, при исполнении наказания  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом; 

2)  соблюдением   установленного  законодательством   порядка  и  условий  содержания  осужденных в названных учреждениях, охраной их прав и свобод; 

3) законностью  исполнения наказания, не связанного  с лишением свободы; 

4) законностью  исполнения судебных решений  по гражданским, хозяйственным  и иным делам. 

Прокурорский  надзор  за  законностью  исполнения  приговоров  является деятельностью  строго  процессуальной  и  представляет  собой  самостоятельную  отрасль прокурорского надзора.  Эта отрасль надзора существенно отличается от других отраслей, как по методам его осуществления, так и по полномочиям прокурора. Полномочия  прокурора  по  осуществлению  надзора  за  законностью исполнительного производства

В  соответствии  с  требованиями  ст. 44 Закона «  О  прокуратуре»,  осуществляя  надзор  за  законностью  исполнительного  производства,  прокурор  в  пределах  своей компетенции вправе:

1)  требовать   точного  и  единообразного  применения  Конституции,  законов   и международных  договоров   Республики  Казахстан  о   правах  человека,  гуманном обращении  с арестованными и осужденными; 

2) истребовать  и проверять исполнительные производства по делам и защите прав и интересов гражданина, государства, а также по искам и заявлениям прокурора;

3)  посещать  с  целью  проверки  в   любое  время  места  лишения   свободы  и  другие учреждения,  исполняющие  наказания  и   иные  меры  принудительного  характера, назначаемые судом;

4) опрашивать  задержанных, арестованных, осужденных  и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера; 

5) истребовать  документы, на основании которых   эти  лица задержаны, арестованы, отбывают наказание, а также подвергнуты иным мерам принудительного характера;

6)  немедленно  освобождать  своим  постановлением  каждого  незаконно содержащегося   в  местах  лишения  свободы   или  учреждениях,  исполняющих   меры принудительного характера; 

7) отменять  дисциплинарные  взыскания,  наложенные  в нарушение закона  на  лиц, отбывающих  наказание в местах  лишения свободы,  освобождать их  своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа или карцера;

8)  в   установленных  законом  случаях санкционировать акты  административных учреждений, исполняющих наказания.

Из  приведенного  перечня  полномочий видно,  что  в  деятельности  пенитенциарных учреждений  нет  ни  одного  участка,  который  бы  оставался  вне  сферы  прокурорского надзора.

При этом необходимо подчеркнуть, что в этой сфере надзора прокуратура наделена властно-распорядительными  полномочиями,  необходимыми  для  обеспечения  законности и  защиты  прав  и  законных  интересов  осужденных  и  граждан,  имеющих  отношение  к исполнению приговоров.

  Постановления   и  требования  прокурора   относительно исполнения  установленных  законом порядка и условий  содержания осужденных к лишению  свободы и  иным мерам наказания,  а  равно  лиц,  подвергнутых  мерам  принудительного  характера  либо помещенных  в  судебно-психиатрические  учреждения,  подлежат  обязательному исполнению  администрацией,  а  также  органами,  исполняющими  приговоры  судов  в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. 

Производство  по  делам  несовершеннолетних,  так  же  как  и  осуществление  прокурорского надзора, регламентируется общими правилами, закрепленными в  Законе о прокуратуре,  и  также  в  гл. 52 УПК  РК, посвященной  специфике  производства  по  этим делам.

К  особенностям  методического  характера,  которые  должны  учитываться прокурорами  при  осуществлении  надзора  по  делам  несовершеннолетних  в  уголовном судопроизводстве, относятся:

1)  обеспечение   требований  закона ( ст. 191 УПК)  об  обязательном  производстве предварительного  следствия  по  всем  без  исключения  делам  о  преступлениях, совершенных несовершеннолетними;

2) прокурор  следит  за  тем,  чтобы  в   случае  совершения  малозначительного   или  не представляющего   большой  общественной  опасности  преступления  при  явной очевидности  правонарушения  к  несовершеннолетнему  могли  быть  применены  меры общественного воздействия;

3) прокурор  обязан проверить законность  и обоснованность возбуждения  уголовного дела  против  несовершеннолетнего.  Если  уголовное  дело  возбуждено  в  отношении подростка,  совершившего  преступление,  не  представляющее  большой  общественной опасности  или носящее характер  детского  озорства,  прокурор  выносит  постановление о прекращении производства по уголовному делу;

4) при  производстве расследования дел  несовершеннолетних помимо общих  условий прокурору необходимо  обращать внимание на выяснение  обстоятельств, указанных в ст. 481  УПК:  точный  возраст   обвиняемого;  условия  его   жизни  и  воспитания;  наличие взрослых подстрекателей и др.;

5) задержание  и  заключение  под стражу  в  качестве  меры  пресечения  применяются лишь  в  исключительных  случаях,  когда  это  вызывается  тяжестью  совершенного преступления  и  данными  о  личности  обвиняемого (ст. 491 УПК).  При  избрании  такой меры  пресечения,  как  содержание  под  стражей,  прокурор  обязан  допросить несовершеннолетнего  обвиняемого.  Прокурор  следит  за  тем,  чтобы  мера  пресечения  в отношении несовершеннолетнего избиралась только  после предъявления ему обвинения;

6)  прокурору   подлежит  реализовать  право   несовершеннолетнего  на  обеспечение  защитником.  Участие  защитника   по  делам  о  преступлениях   несовершеннолетних обязательно  ( ст. 71 УПК).По  делам  о  преступлениях  несовершеннолетних  защитник допускается с момента первого его допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, а  в  случае задержания  либо  ареста  до предъявления обвинения – с момента  задержания либо ареста;

7)  особое  внимание  прокуроры  обязаны  уделять  обоснованности  предания обвиняемого суду;

8)  участвуя  в  судебном  разбирательстве   уголовного  дела,  прокурор  наряду  с установлением  обстоятельств   совершенного  преступления  выясняет  условия  жизни  и воспитания  несовершеннолетнего  в  семье  и  школе,  имеет  ли  место  вовлечение подсудимого в преступную деятельность со стороны взрослых лиц и др.;

9)  если  приговор  в  отношении  несовершеннолетнего   является  незаконным  или необоснованным, прокурор приносит апелляционный  протест на предмет его отмены или изменения. Прокурор  осуществляет  строгий  и  постоянный  надзор  за  применением  законов  в воспитательных  колониях несовершеннолетних. Прокурорский надзор в  включает в себя как надзор за соблюдение законов администрацией колоний, так и надзор за применением законов и требований установленного в колонии режима самими осужденными. Прокурор  следит  за тем, чтобы  строго  соблюдались  требования закона о  правовом статусе  осужденного. Проверяя законность и обоснованность наложения на осужденных мер  дисциплинарного  воздействия,  прокурор  своим  постановлением  отменяет несоответствующие  закону  положения.  Прокурор  проверяет  законность  применения закона  об  условно-досрочном  освобождении  осужденных  от  дальнейшего  отбывания наказания.  Прокурор  следит  за  тем,  чтобы  осужденные  несовершеннолетние  по достижении 18-летнего  возраста  переводились  в  для  взрослых  с  соответствующим прокурору режимом.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"