Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Уголовное право".

Содержание

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод и способы регулирования.
2. Место уголовно-исполнительного права в системе права. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права и международным правом.
3. Регламентация исполнения наказаний периода Российской империи.
4. Законодательство об исполнении наказаний Советского государства.
5. Общая характеристика действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ и его структура. Отражение в УИК РФ положений Конституции РФ.
6. Наука уголовно-исполнительного права.
7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.
8. Система российского уголовно-исполнительного законодательства, его структура, цели задачи и общие требования к построению.
9. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
10. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и значение.
11. Принципы уголовно-исполнительного права.
12. Механизм уголовно-исполнительного регулирования.
13. Понятие и основания исполнения наказаний.
14. Понятие исправления осужденных и его основные средства.
15. Режим отбывания наказания и его функции.
16. Воспитательная работа с осужденными и ее основные формы. Участие общественных объединений в исправлении осужденных.
17. Общественно-полезный труд осужденных и его функции.
18. Юридическая природа труда осужденных и его международно-правовые условия.
19. Понятие правового положения осужденных и его значение. Виды правоограничений осужденных.
20. Политические права и свободы осужденных.
21. Личные права и свободы осужденных.
22. Экономические, социальные и культурные права осужденных.
23. Основные обязанности осужденных.
24. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
25. Понятие и организационная структура уголовно-исполнительной системы.
26. Организация деятельности органов, исполняющих наказания.
27. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его категоризация и правовой статус. Основные требования, предъявляемые к персоналу.
28. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
29. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
30. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения.
31. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, и ответственность осужденных к обязательным работам.
32. Понятие наказания в виде штрафа и порядок его исполнения.
33. Понятие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и порядок его исполнения.
34. Понятие наказания в виде исправительных работ и порядок его исполнения.
35. Понятие наказания в виде ограничения свободы и места его отбывания. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания.
36. Порядок отбывания ограничения свободы и ответственность за его нарушение.
37. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и порядок его исполнения.
38. Понятие наказания в виде ареста и его исполнение.
39. Понятие наказания в виде лишения свободы и места его отбывания.
40. Виды исправительных учреждений.
41. Правовое положение колоний и общие требования к их оборудованию.
42. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы.
43. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их прием в исправительное учреждение.
44. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда.
45. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме.
46. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы.
47. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
48. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы и их изменение.
49. Изменение вида исправительного учреждения. Перевод в колонию-поселение и в тюрьму.
50. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы.
51. Охрана осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.
52. Соблюдение осужденными к лишению свободы распорядка дня, требований к форме одежды и запрета на определенные вещи и предметы.
53. Личная безопасность осужденных и порядок ее реализации.
54. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
55. Меры безопасности и основания их применения.
56. Получение и отправление осужденными к лишению свободы денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
57. Формы контактов осужденных к лишению свободы с внешним миром и их значение.
58. Переписка, телефонные разговоры и свидания осужденных к лишению свободы.
59. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов, видеофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей.
60. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.
61. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения.
62. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных женщин.
63. Медико-санитарное обеспечение осужд

Работа содержит 1 файл

Уголовно-исполнительное право. Ответы на экзаменационные вопросы.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

В настоящее время содержание уголовно-исполнительной политики, исходя из концепции правового государства, образует идея исправления осужденных и недопущения совершения преступлений. Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее реализация является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания. Ранее действовавшая политика была основана на исправлении и перевоспитания осужденных. Это порождало на практике путаницу в вопросах, кого из осужденных требовалось только исправлять, а кого - еще и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание есть процесс воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса.

Значение уголовно-исполнительной политики выражается в том, что она служит неким системообразующим средством, на основе которого в правовой сфере строится весь последующий уголовно-исполнительный механизм – особенно здесь имеется в виду правовое положение осужденного и регламентация исполнения конкретного вида наказания .

 

11. Принципы уголовно-исполнительного права.
 

          В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.

Уголовно-исполнительный кодекс  в статье 8 перечисляет принципы, на которых основывается уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации, содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов:

 

Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

 

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

 

Принцип демократизма

Прежде всего принцип реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

 

Принцип равенства осужденных перед законом

Данный конституционный и международно правовой принцип формулируется в уголовно-исполнительном праве, как  запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от “расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения ” (ст. 6 Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными).

Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями (Пекинскими правилами ООН ) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

 

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

 

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

Рациональное применение мер предполагает учет  обстоятельств совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

 

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда. Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.

 

Соблюдение всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных.

 

12. Механизм уголовно-исполнительного регулирования.

А.И.Бойцов в своем курсе лекций указывает, что механизм уголовно-исполнительного регулирования включает в себя три компонента:

  1. Уголовно-исполнительная ответственность (существует наряду с уголовной, например, штрафной изолятор),
  2. Уголовно-исполнительные нормы: запрещающие, управомачивающие, обязывающие и поощрительные,
  3. Уголовно-исполнительные правоотношения – предусмотренные нормами УИП правоотношения между учреждениями и органами государства, исполняющими наказания, и осужденными, отбывающими наказания.

Т.о. субъекты УИП – учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и осужденные, отбывающие наказания. Также в теории принято выделять участников уголовно-исполнительных правоотношений – они исполнением наказаний вплотную не занимаются, но имеют к нему отношение. Например, прокуроры, которые осуществляют надзор за исполнением наказаний и за местами лишения свободы, попечительские советы, служители культа, родственники осужденных.

Юридический факт возникновения правоотношения – сложный: его образуют вынесение приговора, вступление его в силу и обращение его к исполнению. Основанием для прекращения уголовно-исполнительных правоотношений м.б. и события (например, смерть), и действия. Юридическое содержание правоотношения – права и обязанности сторон.

 

13. Понятие и основания исполнения наказаний.

 

В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР статья 7 УИК РФ более полно раскрывает основания исполнения наказаний (иных мер уголовно - правового характера). Если ранее в качестве такого основания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь этот перечень дополнен:

       изменяющими приговор суда и вступившими в законную силу определениями или постановлениями. Это дополнение связано с тем, что вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: изменить не только размер, но и вид наказания, поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции, применяющее к виновному иное, более мягкое наказание. Вступление приговора суда (изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций) в законную силу определяется УПК РФ, а так же ст. 6 ФКЗ  "О судебной системе Российской Федерации" (1996).

       Актами помилования конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания издаваемыми в любое необходимое время Президентом РФ. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость(статья 85 УК РФ). При Президенте РФ действует Управление по вопросам помилования и специальная Комиссия по вопросам помилования, которые предварительно рассматривают поступающие на его имя ходатайства о помиловании и выносят свои заключения. Президент РФ принимает по этим заключениям конкретные решения. Совместным Приказом Министерства юстиции РФ и МВД РФ от 2 августа 2000 г. N 821/238 утверждена Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления.

       Актами амнистии издаваемыми Государственной Думой РФ и распространяющими свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии. Так, ст. 84 УК РФ указывает, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость. Акты об амнистии, как правило, издаются в связи с теми или иными происходящими в стране событиями либо по знаменательным датам (как это было, например, к 55-летию победы в Великой Отечественной войне), хотя закон (ст. 84 УК РФ) не содержит на этот счет каких-либо указаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"