Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Уголовное право".

Содержание

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод и способы регулирования.
2. Место уголовно-исполнительного права в системе права. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права и международным правом.
3. Регламентация исполнения наказаний периода Российской империи.
4. Законодательство об исполнении наказаний Советского государства.
5. Общая характеристика действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ и его структура. Отражение в УИК РФ положений Конституции РФ.
6. Наука уголовно-исполнительного права.
7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.
8. Система российского уголовно-исполнительного законодательства, его структура, цели задачи и общие требования к построению.
9. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
10. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и значение.
11. Принципы уголовно-исполнительного права.
12. Механизм уголовно-исполнительного регулирования.
13. Понятие и основания исполнения наказаний.
14. Понятие исправления осужденных и его основные средства.
15. Режим отбывания наказания и его функции.
16. Воспитательная работа с осужденными и ее основные формы. Участие общественных объединений в исправлении осужденных.
17. Общественно-полезный труд осужденных и его функции.
18. Юридическая природа труда осужденных и его международно-правовые условия.
19. Понятие правового положения осужденных и его значение. Виды правоограничений осужденных.
20. Политические права и свободы осужденных.
21. Личные права и свободы осужденных.
22. Экономические, социальные и культурные права осужденных.
23. Основные обязанности осужденных.
24. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
25. Понятие и организационная структура уголовно-исполнительной системы.
26. Организация деятельности органов, исполняющих наказания.
27. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его категоризация и правовой статус. Основные требования, предъявляемые к персоналу.
28. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
29. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
30. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения.
31. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, и ответственность осужденных к обязательным работам.
32. Понятие наказания в виде штрафа и порядок его исполнения.
33. Понятие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и порядок его исполнения.
34. Понятие наказания в виде исправительных работ и порядок его исполнения.
35. Понятие наказания в виде ограничения свободы и места его отбывания. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания.
36. Порядок отбывания ограничения свободы и ответственность за его нарушение.
37. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и порядок его исполнения.
38. Понятие наказания в виде ареста и его исполнение.
39. Понятие наказания в виде лишения свободы и места его отбывания.
40. Виды исправительных учреждений.
41. Правовое положение колоний и общие требования к их оборудованию.
42. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы.
43. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их прием в исправительное учреждение.
44. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда.
45. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме.
46. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы.
47. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
48. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы и их изменение.
49. Изменение вида исправительного учреждения. Перевод в колонию-поселение и в тюрьму.
50. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы.
51. Охрана осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.
52. Соблюдение осужденными к лишению свободы распорядка дня, требований к форме одежды и запрета на определенные вещи и предметы.
53. Личная безопасность осужденных и порядок ее реализации.
54. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
55. Меры безопасности и основания их применения.
56. Получение и отправление осужденными к лишению свободы денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
57. Формы контактов осужденных к лишению свободы с внешним миром и их значение.
58. Переписка, телефонные разговоры и свидания осужденных к лишению свободы.
59. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов, видеофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей.
60. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.
61. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения.
62. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных женщин.
63. Медико-санитарное обеспечение осужд

Работа содержит 1 файл

Уголовно-исполнительное право. Ответы на экзаменационные вопросы.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

4. Моральная поддержка персонала. Нужно разъяснять населению важность этой работы, потому что у обывателя эта работа ассоциируется с негативными моментами

Статус персонала.

Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания определяет правовой статус персонала, работающего в таких учреждениях и органах. А судебные приставы – Законом о судебных приставах. Ст. 13 определяет круг их прав и обязанностей. По 1-му закону персонал и члены их семей находятся под защитой государства и их требования обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. В целях личной безопасности не допускается обнародование в СМИ сведений о месте жительства сотрудников УИС, а сведения о прохождении ими службы могут предоставляться только с разрешения начальника учреждения или органа. Раньше безопасностью самих учреждений занимались внутренние войска. С 1994 г. по Указу РФ в системе УИС стали формироваться собственные подразделения охраны и сейчас внутренние войска не обеспечивают охрану в системе УИС.

Социальная защита персонала.

Персонал таких учреждений и органов нуждается в повышенной социальной защите. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы привлекать и удерживать на этой работе мужчин и женщин. Льготы предусмотрены Законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

- надбавки к окладам

- снижение пенсионного возраста (50 – женщины, 55 – мужчины) для рабочих и служащих. У сотрудников пенсия по выслуге лет, потому у них льготных зачет выслуги лет (например, в колониях с осужденными на пожизненное заключение 1 день засчитывается за 2)

- выплата единовременного пособия при увольнении – до 20 должностных окладов

- право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством (имеются ввиду выпускники образовательных учреждений)

- выплаты при переезде на новое место жительство в связи с переводом и связанное с этим право на компенсацию затрат при перевозке имущества до 20 тонн.

Эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Содержание уголовно-исправительной системы выделяется отдельной строкой в бюджете.

 

 

28. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
 

Статус персонала.

Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания определяет правовой статус персонала, работающего в таких учреждениях и органах. А судебные приставы – Законом о судебных приставах. Ст. 13 определяет круг их прав и обязанностей. По 1-му закону персонал и члены их семей находятся под защитой государства и их требования обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. В целях личной безопасности не допускается обнародование в СМИ сведений о месте жительства сотрудников УИС, а сведения о прохождении ими службы могут предоставляться только с разрешения начальника учреждения или органа. Раньше безопасностью самих учреждений занимались внутренние войска. С 1994 г. по Указу РФ в системе УИС стали формироваться собственные подразделения охраны и сейчас внутренние войска не обеспечивают охрану в системе УИС.

Социальная защита персонала.

Персонал таких учреждений и органов нуждается в повышенной социальной защите. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы привлекать и удерживать на этой работе мужчин и женщин. Льготы предусмотрены Законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

- надбавки к окладам

- снижение пенсионного возраста (50 – женщины, 55 – мужчины) для рабочих и служащих. У сотрудников пенсия по выслуге лет, потому у них льготных зачет выслуги лет (например, в колониях с осужденными на пожизненное заключение 1 день засчитывается за 2)

- выплата единовременного пособия при увольнении – до 20 должностных окладов

- право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством (имеются ввиду выпускники образовательных учреждений)

- выплаты при переезде на новое место жительство в связи с переводом и связанное с этим право на компенсацию затрат при перевозке имущества до 20 тонн.

Эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Содержание уголовно-исправительной системы выделяется отдельной строкой в бюджете.

 

 

29. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
 

Формы контроля:

 

  1. Контроль органов государственной власти. Функции контроля оставлены только за федеральными органами власти;
  2. Судебный контроль (ст. 20 УИК, ст. 397 УПК). Именно суд решает вопросы условно-досрочного освобождения, замену одного наказания на другое и т.д.;
  3. Прокурорский надзор (ст. 22 УИК и Закон о прокуратуре РФ). В структуре прокуратуры есть специальное подразделения осуществляющие надзор. Полномочия:

- по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию органов и учреждений

- вправе посещать в любое время эти органы

- вправе опрашивать осужденных

- вправе знакомиться с оперативными материалами

- вправе отменять дисциплинарные взыскания наложенные на осужденных в нарушение закона (немедленно освобождать их своим постановлением из ШИЗО – штрафного изолятора, карцера)

- приносить протесты на решения, предоставлений об устранении нарушений закона

- на ряд действий организации исправительного учреждения требуется санкция прокуратура – на водворение в дисциплинарный изолятор на срок до 30 (или 20?) суток, на оставление в СИЗО для производства следственных действий, на содержание осужденного в одиночной камере в тюрьме, на оставление тех, кто достиг 18 лет в воспитательной колонии (до 21 года);

  1. Ведомственный контроль. Контроль со стороны вышестоящих органов (ФСИН и федеральной службы приставов-исполнителей и др.);
  2. Общественный контроль. У нас четко еще не определены органы, которые д. осуществлять такой контроль. Пока подготовлен только проект ФЗ Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, но он еще не принят. По проекту д. создаваться т.н. наблюдательные комиссии, куда д. входить представители общественности. В советское время они существовали при исполкомах. Сегодня есть контроль со стороны Уполномоченного по правам человека (Лукин). В некоторых субъектах РФ уже создаются региональные омбудсмены. В связи с этим у омбудсменов также есть определенные полномочия в этой области.

Международный контроль. Этой формы нет в УИК, но в реальности он существует и со стороны неправительственных международных организаций и других структур – международный контроль. На Европейском уровне – 2 комитета – Европейский комитет по проблемам преступности и по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем. В какой-то мере контроль осуществляет Европейский суд по правам человека в той мере, в которой он удовлетворяет жалобы.

 

Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

В соответствии со статьей 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

a)      Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

b)      Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

c)      должностные лица вышестоящих органов;

d)     судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

e)      депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

 

          Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.  Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

 

 

30. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения.

 

Обязательные работы относятся к основным  уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются, как правило, за преступления небольшой и - в качестве альтернативы лишению свободы - средней тяжести.

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Несовершеннолетние выполняют бесплатные общественные работы, являющиеся посильными для них с учетом возраста и трудоспособности.

При назначении обязательных работ трудоспособные осужденные ограничиваются в соответствии со ст. 10 УИК РФ в конституционных правах:

1.       На свободный выбор вида труда и его добровольность

Это означает, что осужденный лишается возможности выбирать работу. В силу необходимости труда обязательные работы не должны назначаться инвалидам 1-й группы, беременным женщинам и женщинам с детьми до 3 лет и военнослужащим. Какие-то из этих обстоятельств могут наступить в процессе выполнения данного наказания. Руководствуясь УИК в том случае, если лицо признанно  инвалидом или наступила беременность уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) вносит представление в суд об отсрочке для женщин или освобождении от наказания инвалидам. В случае наступления иных заболеваний УИИ обязана разъяснить осужденному право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания по болезни. Также инспекция обязана помочь ему подготовить эти документы.

2.       На вознаграждение за труд

Бесплатность – предполагает, что осужденному не полагается никакое денежное вознаграждение за работу. Работы осуществляются на предприятиях подведомственных органам МСУ. Соответственно органы МСУ определяют эти объекты, но по согласованию с УИИ. Эти объекты должны находиться в пределах района жительства осужденного. Т.о. это жилищно-коммунальная сфера, санитарная уборка улиц и т.п. Особое требование в плане характеристики работы предъявляется к осужденным несовершеннолетним (предельный возраст заключения трудового договора по ТК 16 лет и только в исключительных случаях трудовой договор м.б. заключен с учащимся до 14 лет и только на определенные работы). Поэтому вид обязательных работ должен выбираться с учетом этих требований – они не д.б негативны для его здоровья и процесса его обучения. Остальные права и обязанности осужденных соответствуют ТК.

3.       На отдых

Выполнение в свободное время. Какое время считается свободным? Исполнение обязательных работ продолжается и во время отпуска, т.к. это время свободное от основной работы. Т.к. продолжительность обязательных работ невелика, то фундаментальное право на отдых не нарушается.

 

Подготовительные этап исполнения наказания:

  1. Поступившая копия приговора и иные материалы регистрируются УИИ в журнале входящих документов в день поступления.

2.       В тот же день в суд направляется извещение о принятии приговора к исполнению, а осужденному направляется письменное уведомление о необходимости явки в УИИ.

  1. Постановка осужденных на учет (заполнение журнала учета, открытие личного дела и заведение контрольно-сроковой и сторожевой карточки).
  2. Т.к. осужденные граждане РФ не подлежат призыву в армию на действительную службу, то УИИ о постановке на учет д. известить военкомат.

Привлечение к работе:

1.       Осуществляется не позднее 15 дней со дня получения приговора.

  1. В день явки с осужденным проводится беседа, где ему разъясняются права и обязанности.
  2. По окончании отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ, на объекте по согласованию с ОМСУ. Все это подшивается в личное дело (копия предписания и т.п.).

4.       В тот же день в адрес организации, где будет отбываться наказание, также отсылаются необходимые документы. Эта организация обязана осуществлять контроль за работами осужденного и ставить УИИ в известность о количестве проработанных часов или об уклонении от отбывания наказания.

5.       УИИ ведет учет отработанного времени в часах на основе табеля организации и контрольных проверок. Началом срока отбытия наказания является день выхода осужденного на работу. Окончание срока зависит от количества часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно - исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

6.       УИИ контролирует поведение осужденных.

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"