Судебная власть в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Судебная власть в РБ(реферат).docx

— 76.57 Кб (Скачать)
    1. Судебная  власть в Республике Беларусь
 

       Судебная  власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.

       Суды  защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и  свободы, социально-экономические и  политические права граждан, конституционный  строй Республики Беларусь, государственные  и общественные интересы, права юридических  лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий  хозяйствования. Право на обращение  за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

       Система судов строится на принципах территориальности  и специализации. Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

       Судоустройство  в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе  судей в Республике Беларусь", от 9 декабря 1998 года "О хозяйственных  судах в Республике Беларусь", от 26 ноября 1996 года "О Конституционном  Суде Республики Беларусь".

       Судебная система состоит из 3 основных групп:

  • суды общей юрисдикции;
  • экономические суды;
  • конституционный суд.

       1.1 Суды общей юрисдикции в Беларуси

       В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

       В систему судов общей юрисдикции входит:

  • Верховный Суд Республики Беларусь
  • областные суды
  • суд города Минска
  • городские (районные) суды
  • военные суды

       Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью  общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:

  1. судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  2. судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  3. военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
  4. судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  5. Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
  6. Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

       Верховный Суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам  и в качестве суда первой инстанции  в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при  рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

       Пленум  Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы обобщения  судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства; осуществляет иные полномочия.

       Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей этого суда. Президиум  Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения  судебной практики и судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь; оказывает помощь судам в правильном применении законодательных  актов; заслушивает председателей  областных, Минского городского, Белорусского военного судов Республики Беларусь, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.

       Судебные  коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа  судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают  в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции  и коллегиально - в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистики.

       Общим судам подведомственны уголовные  дела и гражданские дела. К числу последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды и т.д.

       Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. 

       1.2 Экономические суды в Беларуси 

       Система экономических судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

       В систему экономических судов  Беларуси входит:

  • Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
  • Хозяйственные суды областей
  • Хозяйственный суд г. Минска

       Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых  хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

       Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого  заместителя и заместителей Председателя и действует в составе:

  • Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
  • судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

       Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных  судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия.

       Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области  хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных  судов относятся дела по спорам между  юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями; между Республикой  Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а  также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. 

       1.3 Конституционный суд Республики Беларусь 

       Основной  целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия законодательных актов статьям Конституции.

       Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

  • быть не старше 70 лет
  • иметь соответствующее высшее образование

       Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть выбираются Советом Республики.

       Председатель  суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

       Срок  полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.  

       1.4 Порядок назначения 

       Председатель  Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

       Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению  Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

       Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных  судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом  Республики Беларусь и исполняют  свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность  судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

       Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом  Республики Беларусь сроком на пять лет.

       Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в  деятельность судей по осуществлению  правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

       Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Информация о работе Судебная власть в Республике Беларусь