Президент Республики Беларусь и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь в первый раз закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей значит, что любая из веток власти (законодательная, исполнительная и судебная)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

 

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

 

 

Президент Республики Беларусь и

 

судебная власть

 

 

 

 

 

Выполнила

 

студентка I курса 1 группы

 

Радионова О.Г.

 

 

Научный руководитель

 

профессор Василевич Г.А.

 

 

 

Минск

 

2001

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

 

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Принятая 15 марта 1994 года Конституция  Республики Беларусь в первый раз  закрепила принцип разделения властей  в нашей стране. Принцип разделения властей значит, что любая из веток  власти (законодательная, исполнительная и судебная) владеет лишь ей присущими  возможностями и действует в  пределах собственных возможностей, не вмешиваясь в деятельность остальных  властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и  законодательным органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство - Совет  Министров - центральный орган государственного управления, который обеспечивает выполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие на базе Конституции и  принятых в согласовании с ней  других нормативных актов (ст.112 Основного  Закона).

 

Создателем классической теории разделения властей считается  французский философ и историк  Ш.Монтескье, на взоры которого существенное влияние оказали его предшественники. А именно, Д.Локк отстаивал необходимость  организационного обособления властей: законодательной (осуществляется парламентом, который воспринимает законы), исполнительной (правительство, претворяющее в жизнь  законы), союзная власть (осуществляет внешнеполитическую деятельность). Судебная власть рассматривалась Локком как  составная часть исполнительной власти.

 

Концепция, предложенная Ш.Монтескье, получила огромную поддержку. По мнению Монтескье, все погибло бы, если б  в одном и том же лице были соединены  все три власти: создавать законы, приводить в выполнение общеобязательные постановления и судить преступления либо тяжбы личных лиц Монтескье  Ш. О духе законов. - С.Петербург. 1980, с.156-157. Ежели законодательная и  исполнительная власти будут сделаны  в одном лице либо учреждении, то свободы при всем этом не будет, потому что можно бояться, что тот, кто  данной властью владеет, станет издавать тиранические законы для того, чтоб также тиранически их использовать.

 

Не будет свободы и  в том случае, когда судебная власть не разделена от власти законодательной  и исполнительной, ежели она соединена  с законодательной властью, то судья  получает возможность стать угнетателем, Таким образом Ш.Монтескье не допускал верховенства какой-нибудь ветки  власти.

 

Монтескье отмечал необходимость  полного равноправия, равновесия и  независимости властей и в  то же время их взаимную связанность. Разделение властей нужно в связи  с тем, чтоб исключить концентрацию властных возможностей в руках 1-го человека либо органа. Чтоб исключить  возможность злоупотребления властью, нужен таковой порядок вещей, при котором разные ветки власти могли бы сдерживать друг дружку. Тем  самым были заложены базы для разработки системы “сдержек и противовесов”.

 

Западно-германский спец Р.Дарендорф  отмечал, что разделение властей  не является настоящим фактом, потому что в обществе они переплетаются  и смешиваются, в каждом государстве  они имеют своеобразную неповторимую связь.11Dahredorf R. Confusion of Powers: Politics and the Rule of Law. Modern Law Review. - 1977. Vol 40, N 1, p. 1-15

 

Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение гос власти на законодательную, исполнительную и судебную совсем не значит отсутствие их взаимодействия. В данной связи учреждается пост главы страны, который является должностным  лицом, занимающим высшее место в  системе государственных органов.

 

Президент Республики Беларусь занимает особенное место в системе  государственных органов. Он является Главой страны, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов гос  власти (ст.79 Конституции). Таким образом, на Президента возлагаются функции  арбитра меж властями. В этом и  заключается изюминка его статуса - с одной стороны, он выступает  в качестве арбитра, с иной - сам  может активно управлять правительством, подчиненными ему органами.

 

В пределах собственных возможностей государственные органы самостоятельны. Их самостоятельность обещана Конституцией и иными законами Республики Беларусь прежде всего через определение  возможностей, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь  самостоятельными, государственные  органы взаимодействуют меж собой, потому что они призваны осуществлять функции страны, которые распространяют свою власть на все общество, в нужных вариантах делая упор на средства и меры принуждения.

 

Система “сдержек и противовесов”  обеспечивает возможность взаимного  контроля властей и условия для  их взаимодействия. Эта мысль реализуется  в Конституции Республики Беларусь через механизм формирования властей (Национальное собрание и Президент  избираются гражданами Республики Беларусь, меж Президентом и Советом  Республики распределены функции по формированию судебной власти); через  механизм принятия законов, через возможность  смещения Президента с должности  в вариантах, предусмотренных статьей 88 Конституции; также через функционирование Конституционного Суда, который обеспечивает контроль за конституционностью нормативных  актов страны.

 

Судебная власть в Беларуси очень молода, но уже полностью  утвердилась в нашей стране. Об этом заявил президент А.Лукашенко, выступая перед участниками совместного  заседания президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, посвященного анализу работы судов общей юрисдикции в прошлом году и определению  путей их деятельности в 2001 году11Судебная власть в Беларуси независима и подчинена лишь закону// Судовы веснiк, 2001г, №1 с.3.. Президент отметил, что перед судейским корпусом стоит принципиальная задачка - сформировать целостную програмку практической реализации конфигураций в республиканском законодательстве. Лишь за крайнее время в силу вступили 18 новейших кодексов, отвечающих современным тенденциям развития общества, выделил он. В целом судейский корпус работает стабильно, являясь независящим и подчиненным лишь закону институтом страны. К одним из главных целей деятельности судей относятся высококачественное и своевременное рассмотрение дел, соблюдение этических норм поведения судей во время судебного заседания, серьезной дисциплины. Несовместимы со статусом судьи коррупция, внедрение двойных стандартов. Глава страны отметил также необходимость повышения эффективности реализации решений судов. Президент призвал также наиболее активно вводить в практику новейшие принципы судопроизводства.

 

Опыт цивилизованных государств свидетельствует о том, что чем  выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и  демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Потому расширение компетенции  судебной власти - нужный процесс.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

 

Судебная власть представляет собой систему независящих судов  и судей как носителей судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная правоприменительная  деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов, также воплощение других возможностей, связанных с  отправлением правосудия.

 

В согласовании с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит лишь судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими  судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают воплощение судебной власти средством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на базе единых конституционных  принципов правосудия.

 

Основные задачки судебной власти - защита от посягательств личных прав и свобод граждан, их социально-экономических  и политических прав, конституционного строя Республики Беларусь, государственных  и публичных интересов, прав юридических  лиц независимо от форм принадлежности, ведомственного подчинения и критерий хозяйствования.

 

Статья 109 Конституции закрепляет принципы осуществления судебной власти лишь трибуналом, определения судоустройства законом; построения системы судов  на принципах территориальности  и специализации.

 

Статья 1 закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 года к  общим судам относит: Верховный  Трибунал, областные, Минский городской, районные (городские), также военные  суды (Белорусский военный трибунал, межгарнизонные военные суды). В  согласовании со статьей 2 закона “О хозяйственных  судах в Республике Беларусь”  от 9 декабря 1998 года в систему хозяйственных  судов входят: Высший Хозяйственный  Трибунал, хозяйственные суды областей, хозяйственный трибунал городка  Минска, также спец хозяйственные  суды (по банкротству, земляные, налоговые  и другие), образуемые при необходимости  Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего  Хозяйственного Суда. Хозяйственные  суды осуществляют в пределах собственной  компетенции правосудие в области  хозяйственных (экономических) отношений  в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, а в вариантах, установленных  законодательными актами Республики Беларусь, и других организаций, не являющихся юридическими лицами.

 

В системе общих и хозяйственных  судов допускается образование  специализированных коллегий, а в  вариантах, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих  и хозяйственных судов могут  быть образованы спец суды по делам  несовершеннолетних, семейным делам, административные и другие.

 

Осуществление правосудия лишь трибуналом, установленный порядок  образования суда строго регламентируемая процедура рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебных постановлений. Отступление от установленного порядка правосудия, в том числе  создание чрезвычайных судов, недопустимо.

 

Статья 110 Конституции провозглашает  принцип независимости судей  и подчинения их лишь закону. В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены главные гарантии судейской  независимости. Судьи разрешают  переданные им дела без помощи других, беспристрастно, без какого-нибудь стороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера  и сразу ограждает суды от какого-нибудь неправомерного вмешательства в  процесс отправления правосудия.

 

Основные принципы независимости  судейских органов, принятые в 1985 году V Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  устанавливают примерный список средств обеспечения независимости  судей. Отмечается, что каждое правительство обязуется предоставлять нужные средства, дозволяющие судьям надлежащим образом делать свои обязанности.

 

Не допускается какое-либо давление на судей со стороны всех государственных органов, должностных  лиц, депутатов, средств массовой инфы и отдельных граждан. СМИ не вправе предрешать в собственных сообщениях результаты судебного разбирательства  по конкретному делу либо другим образом  повлиять на трибунал либо судью (ст.64 закона “О судоустройстве и статусе  судей”). Действие в которой форме  на судей с целью воспрепятствовать  всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо достигнуть вынесения незаконного  судебного решения, приговора, определения  либо постановления влечет за собой  уголовную ответственность. Так, Уголовный  кодекс Республики Беларусь 1999 года предугадывает  ответственность за насилие в  отношении судьи, заседателя либо их близких (ст.388), опасность в отношении  судьи либо заседателя (ст.389), вмешательство  в разрешение судебных дел (ст.390).

 

Одной из существенных гарантий независимости судей является их неприкосновенность (ст.65 закона “О судоустройстве и статусе судей”).

 

В отношении судьи не допускается  задержание, привод, личный досмотр. Судья  не быть может привлечен к какой-нибудь ответственности за высказанное  им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, ежели  вступившим в законную силу приговором суда не была установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное  дело в отношении судьи быть может  возбуждено лишь Генеральным прокурором Республики Беларусь. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт  и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, использованные им.

 

Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской  деятельностью. Судьям не разрешается  также делать иную оплачиваемую работу, не считая преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатной  должности, быть депутатом.

 

Конституцией установлен также принцип деполитизации  и департизации судей. По статье 36 судьи  не могут быть членами политических партий и остальных публичных  объединений, преследующих политические цели. Схожая норма закреплена и  в Российской Федерации, где в  Кодексе чести судьи установлено, что судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально либо другим методом, также на публике выражать свои политические взоры, участвовать  в шествиях и демонстрациях, имеющих  политический характер, либо других политических акциях.

 

Судьи вправе в свободное  от основной работы время заниматься научно-исследовательской деятельностью  при условии, что она не связана  с занятием штатной должности. Судебные работники могут прикрепляться  в качестве соискателей к учебным  либо научным учреждениям для  написания диссертаций, готовить к  изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники, участвовать  в разработке научно-исследовательских  программ, в том числе на основании  трудового контракта.

Информация о работе Президент Республики Беларусь и судебная власть