Президент Республики Беларусь и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь в первый раз закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей значит, что любая из веток власти (законодательная, исполнительная и судебная)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

 

Статья 112 Основного Закона закрепляет принцип законности применительно  к судебной деятельности. Правосудие осуществляется на базе Конституции  и принятых в согласовании с ней  других нормативных актов. В Конституции 1994 года в первый раз закреплено положение о том, что ежели  при решении конкретного дела трибунал придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он воспринимает решение в согласовании с Конституцией и ставит в установленном порядке  вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с Конституционным Трибуналом суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов в государстве.

 

Одним из главных принципов  судебной деятельности является принцип  сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное рассмотрение дел, обычно, осуществляется коллегиально (3-мя и поболее судьями). Сиим обеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование событий  дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

 

Единоличное рассмотрение обеспечивает соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, уменьшает расходы на судебное создание, увеличивает эффективность  судебных решений, обеспечивает персональную ответственность за вынесенное решение. Таковая форма судопроизводства экономична при разрешении маленьких, тривиальных правовых споров и конфликтов. Отечественный и мировой опыт указывает необходимость сочетания  коллегиального и единоличного рассмотрения дел. Этот принцип Концепция судебно-правовой реформы 1992 года предугадывает в  качестве 1-го из принципов модернизации белорусского судоустройства и судопроизводства.

 

Статья 114 Конституции закрепляет принцип открытого разбирательства  дел во всех судах. Рассмотрение дел  в судах осуществляется открыто, другими словами в присутствии  граждан, не являющихся участниками  суда. Открытое судебное заседание  подразумевает возможность широкого осведомления общественности о ходе и результатах судебной деятельности методом публикации в печатных изданиях, теле и радиотрансляции, использовании  других средств массовой инфы. Гласность  судебного разбирательства является нужным условием для осуществления  публичного контроля за судебной деятельностью, выполнения трибуналом его предупредительных  и воспитательных задач.

 

ГПК Республики Беларусь (ст.17) устанавливает, что в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну либо тайну усыновления, или остальных сведений, разглашение  которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения инфы, которая касается интимных сторон жизни граждан либо порочит их честь, достоинство либо бизнес репутацию, трибунал может слушать  дело в целом либо совершать отдельные  процессуальные деяния в закрытом судебной заседании. Не считая того, гражданский  процессуальный закон устанавливает, что хоть какое дело быть может  рассмотрено трибуналом в закрытом судебном заседании по просьбе сторон либо одной из их при отсутствии возражений юридически заинтересованных в деле лиц.

 

Статьей 23 УПК также установлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании  допускается только в интересах  обеспечения охраны государственных  секретов и другой охраняемой законом  тайны, также по делам о грехах, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых грехах и иным делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц  или сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют  интересы обеспечения сохранности  потерпевшего, очевидца либо других участников уголовного процесса, также членов их семей либо близких родственников  и остальных лиц, которых они  обоснованно считают близкими.

 

По делам, слушание по которым  осуществляется в закрытом судебном заседании, на публике провозглашается  лишь резолютивная часть решения  либо приговора суда.

 

Конституция также закрепляет принцип осуществления правосудия на базе состязательности и равенства  сторон (ст.115). Ст.24 УПК Республики Беларусь описывает, что функции обвинения, защиты и осуществления правосудия разделены друг от друга, и не могут  быть возложены на один и этот же орган либо одно и то же должностное  лицо.

 

Обязанность доказывания  в судебном разбирательстве предъявленного лицу обвинения возлагается на сторону  обвинения. Стороны судебного разбирательства  пользуются равными правами по представлению  и исследованию доказательств, заявлению  ходатайств, выражению представления  по хоть какому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, роли в судебных прениях. Трибунал создает нужные условия  для осуществления предоставленных  сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

 

ГПК в ст.19 закрепил правило, согласно которому в споре меж  собой стороны должны добросовестно  воспользоваться принадлежащими им материальными и процессуальным и правами и исполнять процессуальные обязанности.

 

Проведение судебного  разбирательства на базе состязательности обеспечивает всестороннее, полное и  объективное исследование событий  дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

 

Принцип общеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) значит, что вступившие в законную силу судебные постановления обязательны  для всех граждан, в том числе  должностных лиц, также юридических  лиц и подлежат выполнению на всей местности Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц способности обратиться в  трибунал за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых  трибуналом не был рассмотрен и разрешен.

 

Ст.423 УК устанавливает ответственность  должностного лица за неисполнение приговора, решения либо другого судебного  акта, вступившего в законную силу, или воспрепятствование их выполнению.

 

Право сторон на обжалование  судебных постановлений предвидено ч.3 ст.115 Конституции. Интернациональный  пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый, кто  осужден за какое-либо грех, имеет  право на то, чтоб его осуждение  и приговор были пересмотрены вышестоящей  судебной инстанцией согласно закону. Это неотъемлемое право гражданина, который подвергается мерам уголовного наказания. Ежели он не согласен с  судебным решением, то вправе настоять на пересмотре дела и лично участвовать  в судебном заседании. Право обжаловать приговор суда имеют и остальные  участники процесса, которых он лично  касается либо которые представляют по делу интересы остальных лиц.

 

Ст.399 ГПК устанавливает  возможность обжалования не вступившего  в законную силу решения суда в  суде кассационной инстанции сторонами  и иными юридически заинтересованными  в финале дела лицами, ежели трибунал вынес решение об их правах и обязанностях.

 

Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание неким спецам в области  права сомневаться в её конституционности, так как ст.60 Конституции гарантирует  каждому защиту его прав и свобод компетентным, независящим и беспристрастным  трибуналом в определенные законом  сроки. Подобно этому, ст.343 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на деяния избирательных комиссий вступает в  законную силу немедленно опосля его  провозглашения и обжалованию и  опротестованию в кассационном порядке  не подлежит. Ст.360 закрепляет, что решение  по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета патентной  экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию в кассационном порядке.

 

Вступившие в законную силу судебные постановления, не считая постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного  надзора (ст. 436 ГПК).

 

Ст.370 УПК устанавливает  право кассационного обжалования  и опротестования приговора. УПК  описывает порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, определения, постановления суда в  порядке надзора.

 

Часть 5 статьи 365 УПК закрепляет, что ежели обвиняемый осужден  к исключительной мере наказания - смертной экзекуции, председательствующий объясняет  ему право ходатайствовать о  помиловании опосля вступления приговора  в законную силу. Помилование осужденных в Республике Беларусь осуществляет Президент (п.19 ст.84 Конституции).

 

Действующее законодательство предугадывает также возможность  проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в  законную силу (создание по вновь открывшимся  происшествиям).

 

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

 

В согласовании с принципами разделения властей и независимости  судей Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Но Конституция Республики Беларусь закрепляет некие главные формы взаимодействия Главы страны и судебной власти.

 

1. Рекомендация №R(34)12 Комитета  министров Совета Европы от 13 октября 1994 года, закрепляет, что  не считая решений об амнистии, помиловании либо по аналогичным  вопросам, правительство либо администрация  не могут принимать решений,  которые ретроактивно отменяют  судебные постановления. 

 

В согласовании со ст.97 Конституции  рассмотрение проектов законов об амнистии входит в компетенцию Палаты Представителей Государственного Собрания. П.19 ст.84 Конституции  закрепляет право Президента осуществлять помилование осужденных. Помилование  различается от амнистии тем, что  оно осуществляется в отношении  конкретных лиц по их ходатайству  или других уполномоченных лиц и  органов.

 

Согласно мерам, гарантирующим  защиту прав лиц, приговоренных к  смертной экзекуции, одобренным Экономическим  и Соц Советом ООН 25 мая 1984 года, каждый приговоренный к смертной экзекуции имеет право на подачу прошения о помиловании либо замене приговора; помилование либо замена приговора быть может предоставлено  во всех вариантах вынесения смертного  приговора. Смертный приговор не быть может приведен в выполнение до рассмотрения прошения о помиловании.11ООН: Права  человека и борьба с преступностью. Мн.,1990. С.279-281

 

 

Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 03.12.1994г. №250 определяется порядок воплощение помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь. В согласовании с Положением, Президент Республики Беларусь не считая ходатайств о помиловании  разглядывает:

 

- материалы в отношении  лиц, приговоренных к смертной  экзекуции, не ходатайствующих  о помиловании;

 

- представления Председателя  Верховного Суда или Генерального  прокурора о применении помилования  к лицам, осужденным судами  республики к смертной экзекуции;

 

- заявления лиц, отбывших  наказания, об освобождении от  возмещения материального вреда,  подлежащего взысканию по приговорам  судов Республики Беларусь в  пользу страны либо государственных  организаций, находящихся в республиканском  и местном руководстве.

 

Согласно п.2 указанного Положения  помилование осужденных осуществляется в виде:

 

1) замены смертной экзекуции  лишением свободы; 2) полного либо  частичного освобождения от отбывания  как основного, так и доп  наказания; 3) замены наказания либо  его не отбытой части наиболее  мягеньким наказанием; 4) снятия судимости.

 

Помилование применяется, обычно, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства  о помиловании рассматриваются  лишь опосля вступления приговоров в  законную силу. Ходатайства о помиловании  подаются осужденными через администрацию  исправительно-трудового учреждения или другого органа, исполняющего приговор, и направляется на рассмотрение Президенту Республики Беларусь с приложением  копий всех приговоров, определений  и постановлений судов, подробных  черт о работе и поведении осужденных с указанием представления администрации  и представления наблюдательных комиссий либо комиссии по делам несовершеннолетних по существу ходатайства, также остальных документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопросов о применении помилования.

 

В согласовании с п.5 Положения, при рассмотрении ходатайств о помиловании  принимается во внимание:

 

- характер и степень  публичной угрозы совершенного  преступления, личность осужденного,  его поведение, отношение к  труду, роль в работе самодеятельных  организаций в местах лишения  свободы, срок отбытого наказания  и остальные заслуживающие внимания  происшествия;

 

- мировоззрение администрации  ИТУ либо другого органа, исполняющего  приговор, наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, публичных объединений и трудовых  обществ, а по заявлениям об  освобождении от возмещения материального  вреда по приговорам судов  и в других нужных вариантах  также мировоззрение исполнительного  комитета районного, городского  Советов депутатов, местной администрации.

 

К особо опасным рецидивистам, также лицам, к которым ранее  были использованы амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания либо замена не отбытой  части наказания наиболее мягеньким, условное освобождение из МЛС с обязательным привлечением к труду, ежели они  до погашения либо снятия судимости  вновь сделали умышленное грех, помилование  применяется лишь в исключительных вариантах.

 

П.7 Положения описывает  сроки обращения с ходатайством о помиловании.

 

Ходатайство о помиловании  осужденных, также другие материалы  до внесения их на рассмотрения Президента предварительно рассматриваются Комиссией  по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия появляется Президентом на срок его возможностей и действует в составе председателя, 2-ух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом. Комиссия может приглашать на свои заседания  представителей органов гос власти и управления, публичных объединений, трудовых обществ, средств массовой инфы. Ходатайства, представления и  другие материалы с предложениями  Комиссии вносятся на рассмотрение Президента. Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к лишению свободы  и поболее мягенькому наказанию, также заявления об освобождении от возмещения материального вреда  вносятся на рассмотрение Президента при наличии предложений Комиссии о применении помилования. Ежели  Комиссия не отыскала оснований для  вынесения предложений о применении помилования, об этом доводится до сведения Президента, заявителям сообщается об отклонении ходатайств.

Информация о работе Президент Республики Беларусь и судебная власть