Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование вопроса об ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования данной темы состоят в следующем:
исследование законного и незаконного уменьшения налогов;
необходимость рассмотрения и разрешения проблем, возникающих при возникновении преступлений;
рассмотрение принципов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование налогового законодательства
1.1 Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства 5
1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства 8
1.3 Бюджетная система как объект уклонения от уплаты налогов 12
ГЛАВА 2. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов
2.1 Объект и объективна сторона преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса 20
2.2 Субъект и субъективная сторона уклонения от уплаты сумм налогов, сборов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.73 Кб (Скачать)
 

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование налогового законодательства  
1.1 Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства 5
1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства 8
1.3 Бюджетная система как объект уклонения от уплаты налогов 12
ГЛАВА 2. Уклонение от уплаты сумм  налогов, сборов  
2.1 Объект и объективна сторона преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса 20
2.2 Субъект и субъективная сторона уклонения от уплаты сумм налогов, сборов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
 

 

     Введение

В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны. С другой стороны, налогообложение носит всеобъемлющий характер, охватывая своим воздействием всех субъектов права - государство, юридические и физические лица. Будучи сферой острого конфликта публичных и частных интересов, налоговое право является индикатором того, насколько законодатель умеет найти необходимый баланс, «золотую середину» между интересами государства и налогоплательщика, и, в конечном счете, насколько правовым является данное государство [17, с.43].

     Взаимоотношения, возникающие между гражданином и государством вследствие обязанности граждан платить налоги, имеют большое значение. Не случайно в Уголовном кодексе Республики Беларусь предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов. Посредством этих статей уголовное право тесно связано с налоговым законодательством, которое в Республике Беларусь динамично развивалось и претерпело множество значительных изменений с момента своего возникновения в начале 90-х годов прошлого века. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90% бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, активная налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. 

     Актуальность данной темы заключается в том, что установление ответственности за налоговые нарушения уменьшает количество преступлений в налоговой сфере. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

     Предмет исследования являются нормы уголовного и налогового законодательства, закрепляющие основания, порядок уплаты налогов в Республике Беларусь и ответственность за его нарушение, а также судебная практика их применения.

     Целью является исследование вопроса об ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.

     Задачи исследования данной темы состоят в следующем:

  • исследование законного и незаконного уменьшения налогов;
  • необходимость рассмотрения и разрешения проблем, возникающих при возникновении преступлений;
  • рассмотрение принципов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в Республике Беларусь.

     Методы исследования: общенаучные методы (системный метод, метод анализа-синтеза, логический, исторический методы) и специальные методы юридической науки (формально-правовой метод, метод сравнительного правоведения).

 

     

     Глава 1. Государственное  регулирование налогового законодательства

    1. Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства

     Деятельность  государства осуществляется в различных  направлениях. Их многообразие, многоплановость, относительная независимость друг от друга неизбежно ставят проблему сопряжения между собой многочисленных направлений деятельности государства  и прежде всего тех из них, которые  имеют отношение к одному и  тому же предмету правового регулирования. В рассматриваемом аспекте не составляют исключения и вопросы  взаимодействия налоговой политики и политики в сфере установления и применения ответственности за нарушения налогового законодательства (налоговые правонарушения).

     Государственная политика в сфере налогообложения  и ответственности за нарушения  налогового законодательства имеет  два взаимодействующих между  собой уровня:

     1) политика в сфере формирования  налогового законодательства и  законодательства об ответственности  за его нарушения;

     2) политика в области реализации  указанных правовых установлений  в правоприменении, в деятельности  государства в лице соответствующих  государственных органов и должностных  лиц [14, с.85].

     Приоритетным  уровнем обладает политика в сфере  формирования налогового законодательства и законодательства об ответственности  за его нарушения. Государство определяет, какие отношения и как именно следует урегулировать, каким должен быть объем этого регулирования, к каким видам нормативных  правовых актов следует прибегнуть для решения этих задач. Оно же решает, к какой отрасли права  отнести те или иные правовые нормы. Практическая деятельность государственных  органов и должностных лиц  в сфере налогообложения и  применения ответственности за нарушения  налогового законодательства должна осуществляться исключительно в рамках правовых предписаний. Анализ такой практики дает возможность выявления пробелов в правовом регулировании, его недостаточности или избыточности, установления противоречий между отдельными нормами, институтами или отраслями права. В этом смысле правоприменительная практика является источником совершенствования как налогового законодательства, так и законодательства об ответственности за его нарушения [14, с.86].

     Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство  решает целый комплекс вопросов. Оно  должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как  государственного, так и местных  бюджетов, гарантировать экономическую  безопасность государства, обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в  законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения  налогоплательщика от уплаты налогов  и иных обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.

     Налоговое законодательство республики содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые периоды  и ставки, порядок исчисления налогов  и иных платежей, равно как и  нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования  налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся  отношения, возникающие в связи  с применением мер экономической (финансовой) ответственности. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических, штрафных санкций, которые  применяются только к субъектам  экономической деятельности, то есть к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

     Государство не ограничивается применением указанных  мер экономической (финансовой) ответственности. Оно вводит систему мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности  для физических лиц налогоплательщиков и физических лиц, представляющих в  сфере налогообложения субъектов  экономической деятельности - налогоплательщиков (руководители организаций, главные бухгалтеры). По существу введение системы мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, предусмотренных иными отраслями права (отчасти налоговое законодательство содержит и нормы, предусматривающие административную ответственность), является продолжением налоговой политики государства, отраженной в налоговом законодательстве, политики, осуществляемой уже иными, специфическими средствами, связанными исключительно с принудительной силой государства. Осуществляя политику в сфере формирования законодательства об ответственности за налоговые нарушения, государство должно определить круг тех общественно опасных деяний, которые причиняют вред установленному порядку налогообложения и которые могут быть криминализированы или признаны административными правонарушениями без ущерба для выполнения задач, решаемых государством в сфере налогообложения. Охранительная функция, которая свойственна уголовному и административному праву, может и должна находить свою реализацию при формулировании составов налоговых преступлений и административных правонарушений, соизмеряясь с собственно налоговой политикой [17, с.53].

     Очевидно, что как налоговое законодательство внутри себя, так и нормы, предусматривающие  все четыре вида ответственности  за нарушения налогового законодательства, должны быть согласованы между собой, представляя систему, в которой  каждый элемент находится в органическом единстве с другими элементами, систему, наиболее оптимальным образом обеспечивающую выполнение задач, стоящих перед  налоговым правом.

     Отвечая на вопрос о степени согласованности  между собой норм налогового законодательства и законодательства о налоговых  правонарушениях, необходимо отметить, что уровень этого согласования еще далек от совершенства. В первую очередь разночтения между ними прослеживаются в описании признаков  некоторых налоговых правонарушений, влекущих в зависимости от обстоятельств  различные виды ответственности. 

     1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства

     Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как обязанность  лица, нарушившего налоговое законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице налоговых  органов в установленном порядке  санкций в виде взыскания недоимок, пени и штрафов [7, с. 82].

     В отличие от ранее действовавшего новое налоговое законодательство определяет возможные формы и методы налогового контроля, предусматривает и достаточно подробно регламентирует процедуры осуществления контрольных действий, в том числе и таких, которые ранее не применялись в отечественной практике – возможность создавать в целях налогового контроля налоговые посты, применять способы обеспечения налоговых обязательств, уплаты пеней, проводить контрольные закупки  товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. В связи с этим представляется, что на сегодняшний день вполне допустимо говорить о возникновении в административном и финансовом праве такого института, как налоговый процесс. Наличие в арсенале органов налогового контроля разнообразных процессуальных средств получения налогово значимой информации вселяет надежду на положительное изменение динамики собираемости налогов, сборов (пошлин) [17, с. 73].

     Стремясь  защитить налоговую сферу от противоправных посягательств, законодатель вводит все  новые и новые нормы об ответственности  за налоговые правонарушения.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства