Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование вопроса об ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования данной темы состоят в следующем:
исследование законного и незаконного уменьшения налогов;
необходимость рассмотрения и разрешения проблем, возникающих при возникновении преступлений;
рассмотрение принципов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование налогового законодательства
1.1 Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства 5
1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства 8
1.3 Бюджетная система как объект уклонения от уплаты налогов 12
ГЛАВА 2. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов
2.1 Объект и объективна сторона преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса 20
2.2 Субъект и субъективная сторона уклонения от уплаты сумм налогов, сборов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.73 Кб (Скачать)

     К лицам, фактически исполняющим обязанности  руководителя и главного бухгалтера, следует отнести тех, кто ставит подпись на документах налоговой  отчетности, содержащих заведомо ложные сведения, хотя бы они и не имели  по уставу или доверенности соответствующих  полномочий, либо лиц, чьи указания выполнялись формальными заместителями  этих должностей.

     Нарушителями, привлекаемыми к уголовной ответственности, могут быть иностранные граждане, которые даже не проживают на территории Республики Беларусь (ч.1 ст.5 Уголовного кодекса). Такая ситуация вполне может  возникнуть в организации с иностранными инвестициями, которой руководит  менеджер-иностранец, изредка наведывающийся в Республику Беларусь для дачи «ценных  указаний» [12, с. 143].

     Как уже указывалось выше, уклонение  от уплаты налогов может совершаться  внесением искажений в документы  налоговой и бухгалтерской отчетности. Ответственность за их надлежащее заполнение, а значит, и за достоверность содержащихся в них сведений несут руководитель организации, главный бухгалтер, а  также лицо, являющееся непосредственным исполнителем документов. Это вполне логично, поскольку система бухгалтерского учета в организации построена  так, что без ведома двух высших должностных  лиц вряд ли возможно значительное искажение отчетности. Иногда преступление может совершаться без участия низовых исполнителей, иногда даже без ведома генерального директора, но участие главного бухгалтера исключить невозможно. Однако вряд ли на практике главный бухгалтер в одиночку будет заниматься делом, которое не принесет ему никакой непосредственной выгоды. Наиболее заинтересованным лицом фактически является генеральный директор [14, с. 258].

     Тот факт, что в организации в ведение  бухгалтерской и налоговой отчетности вовлечено много исполнителей и  каждый из них выполняет свою часть  работы, во многом обуславливает их совместное вовлечение в махинации  с отчетностью. Лицо, не обладающее признаками субъекта преступления, предусмотренного ст.243 Уголовного кодекса, не может выступать  в качестве его исполнителя. Иные лица, не выступающие в качестве налогоплательщиков и способные  своими действиями привести к сокрытию или занижению прибыли или  иных объектов налогообложения, не являются субъектами этого преступления. Они  могут нести ответственность  по ст.243 Уголовного кодекса лишь будучи соучастниками данного преступления (организатор, подстрекатель, пособник), но не его исполнителями. При наличии  признаков соучастия в уклонении  от уплаты налогов такое лицо может  быть привлечено к ответственности  лишь в качестве организатора, подстрекателя  или пособника.

     В роли исполнителей (тех, кто непосредственно  вносит искажения в налоговую  отчетность) выступают, как правило, рядовые работники, которые находятся  в зависимом положении от организатора или подстрекателя. Впрочем, в зависимом, исполнительском положении могут  оказаться и более высокопоставленные лица (например, генеральный директор по отношению к учредителям). Их действия надлежит рассматривать в свете  смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 7 ч.1 ст.63 Уголовного кодекса: совершение преступления под влиянием угрозы либо принуждения в силу материальной, служебной или иной зависимости.

     Подстрекателями и организаторами налоговых преступлений могут быть любые сотрудники организации - от генерального директора до рядового служащего. Активную позицию в организации  преступлений могут занимать также  учредители, акционеры организации  и другие лица. При привлечении  лица к ответственности в качестве подстрекателя суду необходимо установить, что оно подталкивало исполнителя к совершению действий, которые однозначно преступны. Например, если учредитель велел директору организации внести какие-либо изменения в налоговую отчетность, чтобы уменьшить налогообложение, то это следует рассматривать как подстрекательство. Но в указании изыскать способ снизить налоговые платежи состав преступления отсутствует, так как уменьшение налоговых обязательств может быть достигнуто и за счет непреступных действий.

     Широк круг лиц, которые могут быть пособниками  преступления. При решении вопроса  о привлечении их к ответственности  суду следует учитывать психическое  давление вышестоящих сотрудников  на подчиненных, ставших пособниками  невольно. В соответствии с ч.6 ст.16 Уголовного кодекса, пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением  информации или орудий и средств  совершения преступления, устранением  препятствий либо оказанием иной помощи, либо лицо, заранее обещавшее  скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, либо лицо, заранее обещавшее  приобрести или сбыть такие предметы.

     Представляется, что можно рассматривать пособниками  консультантов, привлекаемых из специализированных фирм для разработки «оптимальных»  схем уклонения от уплаты налогов, если в выработанных ими рекомендациях  предусматривается внесение заведомо ложных данных в документы бухгалтерской  и налоговой отчетности. В случае, если подобные действия будут сформулированы в вопросе, направленном консультанту, то он, чтобы не быть привлеченным в  качестве пособника, обязан в своем  ответе указать на уголовную наказуемость данного деяния [13, с. 82].

     В случае, если ответственные за уплаты налогов лица не уклонялись от их уплаты, а сокрытие или занижение налоговой  базы явилось следствием действий иных лиц, то эти лица при наличии необходимых  признаков подлежат самостоятельной ответственности за соответствующее преступление (например, за хищение или служебный подлог).

     Должностные лица инспекций Министерства по налогам  и сборам, способствовавшие уклонению  от уплаты налогов, подлежат ответственности  за соучастие в совершении этого  преступления и за злоупотребление  властью или служебными полномочиями по ст.424 Уголовного кодекса. Если те же лица не принимают меры к изобличению  ставшего им известным случая уклонения  от уплаты налогов, то они подлежат ответственности за бездействие  должностного лица (ст.425 Уголовного кодекса).

     Сроки давности привлечения к уголовной  ответственности за рассматриваемое  преступление исчисляются с момента  его окончания. Если же уклонение  осуществлялось посредством сокрытия, занижения или непредставления  отчетов о наличии объектов налогообложения  в течение длительного времени (нескольких сроков уплаты налогов), то срок давности следует исчислять  с момента пресечения преступления. Отпадение обязанности платить  налоги может быть обусловлено различными обстоятельствами, например, увольнение должностного лица, изменение объема полномочий должностного лица, отчуждение или утрата объекта налогообложения.

     Лжепредпринимательство, сопряженное с уклонением от уплаты налогов, либо совершением иных преступлений, квалифицируется по совокупности преступлений. Сформировавшийся тандем названных  преступлений породил особую форму  предпринимательской деятельности – оказание незаконных услуг в  сфере уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.

     Простота  государственной регистрации в  качестве субъекта хозяйствования и  сказалась на росте числа лжепредпринимательских структур – фирм, используемых для  совершения преступлений в сфере  экономики.

     Альтернативой внесения изменений и дополнений в действующее уголовное законодательство Республики Беларусь может послужить  активизация борьбы с институтом фиктивных учредителей (директоров) и с самими лжепредпринимательскими  структурами. Отсутствие должного взаимодействия между регистрирующими и контрольными (надзорными) органами и невозможность  хотя бы приостановить процедуру  государственной регистрации, даже в случае, когда в качестве учредителя выступает лицо, явно не намеревающееся осуществлять уставную деятельность, во многом способствует развитию преступлений против порядка осуществления экономической  деятельности [13, с.80].

     На  наш взгляд, эффективным способом борьбы с лжепредпринимательством  в Республике Беларусь станет более  тесная связь структурных подразделений  Комитета государственного контроля Республики Беларусь с иными государственными органами, через которые осуществляется процесс создания субъекта хозяйствования. Так, отнесение сведений, содержащихся в специальном формуляре к  основаниям проведения проверочных  мероприятий, и право регистрирующих органов приостанавливать регистрацию  на время проведения таких мероприятий  позволит значительно снизить количество создаваемых лжефирм. Доработанный и приведенный в соответствие с действующим законодательством  проект Указа Президента Республики Беларусь «О создании реестра лжепредпринимательских структур» также позволит положительно повлиять на снижение числа лжефирм.

 

     Заключение

     Не поступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды названных средств причиняет существенный вред государству и обществу, поскольку затрудняет реализацию государственных социально-экономических программ, нарушает интересы граждан. Законодательство и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь регламентируют порядок поступления в бюджет и государственные внебюджетные фонды указанных средств, их размеры, возлагают на физических и юридических лиц обязанности вносить в бюджет и государственные внебюджетные фонды соответствующие средства. Общественные отношения, обеспечивающие формирование бюджета и государственных внебюджетных фондов, охраняются законом.

     Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения  и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установление уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства.

     Таким образом, уголовная ответственность  за уклонение от уплаты налогов, сборов является средством уголовно-правовой охраны отношений, возникающих по поводу исчисления и уплаты налогов и  сборов. Объектом данного преступления являются экономические отношения  и отношения в области государственного управления, возникающие в связи  с уплатой республиканских и местных налогов и сборов. Непосредственным объектом данного преступления является порядок подготовки налогоплательщиком информации об объекте налогообложения.

     В результате проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.

     Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов является средством  уголовно-правовой охраны отношений, возникающих  по поводу исчисления и уплаты налогов  и сборов. Объектом данного преступления являются экономические отношения и отношения в области государственного управления, возникающие в связи с уплатой республиканских налогов и сборов. Непосредственным объектом данного преступления является порядок подготовки налогоплательщиком информации об объекте налогообложения.

     Действующий уголовный закон различает два  способа уголовно-наказуемого уклонения  от уплаты налогов, сборов: сокрытие или  занижение налоговой базы; уклонение  от представления налоговой декларации (расчета) или внесение в нее заведомо ложных сведений.

     Общественная  опасность уклонения от уплаты налогов, сборов выражается в причинении материального  ущерба государственным фискальным интересам в результате не поступления налога в государственный бюджет в крупном или особо крупном размере. При определении размера такого ущерба необходимо понимать не величину самого объекта налогообложения сокрытого или заниженного виновным, а сумму налога, которую ему следовало уплатить.

 

     Список  использованных источников:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.05.2010 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь  – Минск, 2010
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 19 дек. 2002 г., № 166-З: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 29.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29 дек. 2009 г., № 71-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г., № 194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.
  6. Волженкин, Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) / Б. В. Волженкин. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 639 с.
  7. Глебов, Д. А. Налоговые преступления и налоговая преступность / Д. А. Глебов, А. И. Ролик. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. – 338 с.
  8. Кадников Н.Г. Квалификация преступлений  и вопросы судебного толкования: теория и практика: Учебное пособие. -  М.: Норма, 2003. –320с.
  9. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Архаменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; под общ. ред. А.В. Баркова. – Минск: Тесей, 2003. – 1200 с.
  10. Кот А.Г. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения (по материалам России, Беларуси, Литвы и Польши). Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  11. Кузнецова Н.Ф. Основы квалификации преступлений (Особенная часть) // Курс уголовного права. Особенная часть. Том 3. Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. – М.: ИКД Зерцало, 2002. – 600с.
  12. Лукашов, А. И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации / А. И. Лукашов. – Минск: Тесей, 2002. – 256 с.
  13. Лукашов, А. И. Уклонение от уплаты налогов: к вопросу о новых подходах законодателя / А. И. Лукашов // Право Беларуси. – 2004. - № 33. – С. 78-84; № 34. - С. 73-80.
  14. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997. – 476с.
  15. О судебной практике по делам об уклонении от уплаты налогов (ст. 243 УК) (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2004. - № 2. – С. 32-34.
  16. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству/ Самощенко И.С., Фарукшин М.Х.  М., 1971. – 379 с.
  17. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец./ Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998. - 422 с.
  18. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; под ред. В.М. Хомича. – Минск: Тесей, 2002. – 912 с.
  19. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.И. Лукашов, С.Е. Данилюк, Э.Ф. Мичулис и др.: Под общ. ред. А.И. Лукашова. - Минск: Тесей, 2001. - 808 с.
  20. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И.  Химичева. - М.,1999. – 294 с.
  21. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: Учеб.Пособие/ М.Д.Шиндяпина. - М., 1998. – 218 с.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства