Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью по российскому законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:23, дипломная работа

Описание работы

Ответственность за преступления против здоровья – одна из центральных проблем российского уголовного права. Это связано с повышенной опасностью посягательств на указанный объект, их относительной распространенностью, трудностями юридической квалификации.
Здоровье является благом и, безусловно, самой главной ценностью человека, а потому оно относится к важнейшему объекту уголовно-правовой охраны. Право на охрану здоровья закреплено и гарантированно статьёй 41 Конституции Российской Федерации, а так же в конкретных составах преступлений, которые рассмотрены в данной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА
ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 6
1.1. История развития института уголовной ответственности за
причинение вреда здоровью человека 6
1.2. Некоторые вопросы общей характеристики понятия
«вред здоровью» 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 33
2.1. Понятие преступлений против здоровья человека 33
2.2. Общая характеристика преступлений против здоровья человека 41
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЫШЛЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА 48
3.1. Умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса Российской Федерации) 48
3.2. Причинение вреда здоровью при наличии привилегирующих обстоятельств (статьи 113, 114, 117 Уголовного кодекса РФ) 62 3.3. Ответственность за умышленное причинение вреда здоровью в виде заболевания (статья 121,части 2, 3 статьи 122 Уголовного кодекса РФ) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

Работа содержит 1 файл

дипломная готовая.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

С точки зрения характера и степени общественной опасности Уголовный кодекс 1922 года, наряду с указанными составами выделял и менее опасные виды причинения телесных повреждений: умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, нанесенное под влиянием сильного душевного волнения; тяжкое телесное повреждение, причиненное при превышении пределов необходимой обороны. С субъективной стороны кодекс устанавливал ответственность не только за умышленное причинение телесных повреждений, но и за неосторожное.

Уголовный кодекс 1926 года, прежде всего существенно изменил  систему телесных повреждений в уголовном законодательстве. Телесные повреждения как преступления, посягающие на здоровье, по уголовному кодексу 1926 года делились по степени тяжести на два вида: тяжкие (статья 142) и легкие (статья 143). Менее тяжкие телесные повреждения не выделялись.

Тяжким телесным повреждением, согласно статье 142 Уголовного кодекса 1926 года, признавалось телесное повреждение, повлекшее за собой потерю зрения, слуха или какого-либо иного органа, неизгладимое обезображивание лица, душевную болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со значительной потерей трудоспособности. Таким образом, впервые был введен в определение тяжести телесного повреждения признак утраты трудоспособности.

За неосторожное телесное повреждение Кодекс 1926 года устанавливал, без достаточного на то основания, уголовную ответственность лишь в случае, когда причинение телесного повреждения было результатом сознательного несоблюдения правил предосторожности (статья 145).

Двучленное деление телесных повреждений было признано нецелесообразным, был отмечен ряд существенных недостатков в определении ответственности за отдельные виды телесных повреждений: отсутствовало указание о признании всякого телесного повреждения, опасного для жизни, тяжким телесным повреждением, не было упоминания о менее опасных видах умышленного тяжкого телесного повреждения, не проводилась дифференциация ответственности за неосторожное телесное повреждение, и некоторые другие.[6]Так Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, вновь возвратился к формуле трехчленного деления, установленной Кодексом 1922 года.

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года для определения тяжести телесных повреждений стали использоваться два критерия: патологический (степень расстройства здоровья и его опасность для жизни) и экономический (степень устойчивости потери трудоспособности в результате нанесенного телесного повреждения).

Так же были уточнены при­знаки составов преступлений, введены некоторые новые составы, проведено трехчленное деление телесных повреждений на тяжкие (статья 108), менее тяжкие (статья 109) и легкие (статья 112). Причем последние, в свою очередь, делились на легкие, повлекшие за собой кратковре­менное расстройство здоровья или незначительную стойкую утра­ту трудоспособности (часть 1 статьи 112) и легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой последствий, указанных в пункте 1 (части 2 статьи 112).

С субъективной стороны тяжкие и менее тяжкие телесные по­вреждения могли быть причинены как умышленно (статьи 108, 109), так и по неосторожности (статья 114 Уголовного кодекса). Ответственность же за причине­ние легких телесных повреждений наступала лишь в случае их умышленного причинения.

Удары, побои и иные насильственные действия по Уголовному кодексу 1960 года, в отличие от Кодексов 1922 и 1926 гг., не были вы­делены в отдельный состав и охватывались признаками статьи 112 Уголовного кодекса, которая в своем названии и в диспозиции части первой включала и побои. Статья 112 Уголовного кодекса так и называлась: "Умышленное легкое телес­ное повреждение или побои". Ответственность за причинение тяжких и менее тяжких телес­ных повреждений повышалась, если они совершались с квалифи­цирующими признаками. К квалифицирующим признакам умыш­ленного тяжкого телесного повреждения Кодекс РСФСР 1960 года от­носил, если оно:

а)  повлекло за собой смерть потерпевшего;

б)  носило характер мучений или истязаний;

в)  было совершено особо опасным рецидивистом (часть 2 статьи 108

Уголовного кодекса).

Квалифицирующим признаком умышленного менее тяжкого те­лесного повреждения признавалось, если оно:

а)  носило характер мучений или истязаний;

б) было совершено особо опасным рецидивистом (часть 2 статьи 109 Уголовного кодекса).              

Умышленные тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения,относились к менее опасным видам, если они причинялись в состоянии сильного душевного волнения (статья 110 Уголовного кодекса), или при превыше­нии пределов необходимой обороны (статья 111 Уголовного кодекса).

Уголовный кодекс I960 года выделил новый специальный состав преступления — истязание (статья 113), систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязаний, если они не повлекли за собой последствий (статьи 108, 109 Уголовного кодекса). Следует напом­нить, что в Кодексе 1926 года истязание рассматривалось, как квали­фицированный вид нанесения ударов, побоев и иных насильствен­ных действий, причиняющих физическую боль (часть 2 статьи 146 Уголовного кодекса).

Наряду с ответственностью за заражение венерической болез­нью (статья 115 Уголовного кодекса), в 1971 году в Уголовный кодекс был введен новый состав — "Уклонение от лечения венерической болезни" (статья 151). Кроме того, в статью 115 Уголовного кодекса, были введены такие квалифицирующие признаки, как: заражение лица венерической болезнью лицом, ра­нее судимым за такое же преступление, заражение двух или более лиц либо заражение несовершеннолетнего (часть 3 статьи 115 Уголовного кодекса). За эти действия было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Остальные преступления анализируемой группы по Уголовно­му кодексу I960 года, принципиально новых положений по сравнению с прежним уголовным законодательством не имели.

Впоследствии была установлена ответственность за заражение заболеванием ВИЧ-инфекцией и за похищение человека, в связи, с чем в Кодекс в раздел преступлений против личности были введены соответствующие составы. Уголовный кодекс 1960 года, действовал с 1 января 1961 года, до 1 ян­варя 1997 года, а с этого времени в России действует Уголовный кодекс 1996 года.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года понятие «телесных повреждений» было заменено понятием «вред здоровью».

Новая конструкция статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации обеспечила более дифференцированный и более строгий подход к данному преступлению, в интересах защиты здоровья граждан. Появились такие новые последствия тяжкого вреда здоровью, как заболевание наркоманией и токсикоманией, полная утрата профессиональной трудоспособности.

Как и в случае с причинением тяжкого вреда здоровью, законодатель вводит значительное количество отягчающих обстоятельств в состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью.

Умышленное причинение легкого вреда здоровью человека в законе стало дифференцироваться на основной и квалифицированный состав.

Относительно новым по конструкции является состав побоев (статья 116 Уголовного кодекса Российской Федерации), который по Уголовному кодексу РСФСР 1960 представлял собой легкий вред без расстройства здоровья, а по действующему законодательству характеризуется не только нанесением собственно побоев, но и совершением иных насильственных действий, причиняющих физическую боль потерпевшему. Выделен квалифицированный состав данного преступления - из хулиганских побуждений.

По сравнению с Уголовным кодексом РСФСР, появился расширенный перечень отягчающих обстоятельств за истязание (статья 117). Появились   новые  составы   преступлений:   угроза  убийством   или

причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 Уголовного кодекса Российской Федерации) и принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (статья 120 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

1.2. Некоторые вопросы общей характеристики понятия «вред здоровью»

             

              Законодатель и правоприменительная практика, под насильственными преступлениями понимают такие общественно опасные деяния, которые всегда причиняют определённый ущерб личности, всегда физически или психически действуют на неё, причиняя тем самым вред здоровью. Понятие «вред здоровью» действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не раскрывает,  вследствие чего оно стало предметом исследования, как науки уголовного права, так и правоприменительной практики.

В настоящее время действует «Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» утвержденная Приказом Минздрава России от 24.04.2003 №161, в которой определяется работа врача - судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте его обнаружения, а также проведение экспертных исследований живых лиц, трупов и различных объектов в учреждениях судебно-медицинской экспертизы в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года  №73-Федеральный закон.

Принимая во внимание тот факт, что в действующем уголовном законодательстве и других нормативных актах не раскрывается понятие вреда здоровью, полагаем целесообразным, акцентировать на нём внимание.

Для определения вреда здоровью нужно учитывать все факторы, также необходимо дать точное определение «здоровья человека», хотя уголовный закон охраняет фактическое состояние здоровья человека, независимо от его индивидуальных особенностей (физических недостатков, заболеваний). Ведь для уголовно-правовой оценки содеянного, не имеет значение безукоризненно ли здоров человек, либо страдает различными недугами.

              П. А. Дубовцев указывает, что здоровье человека – это нормальная жизнедеятельность правильно функционирующего  человеческого организма. Это означает, что человеческий организм находится в таком состоянии, при котором нормально действуют все его органы и правильно функционируют все его системы.[7]

Н.И. Загородников считает, что уголовно - правовой охране подлежит соматическое и психическое здоровье человека от начала жизни до ее завершения независимо от его качества. Уголовный закон охраняет наличное состояние здоровья, каким бы далеким от идеала оно не было.[8]

В уголовно-правовом смысле понятие «здоровье»[9] определяют как фактическое физическое состояние организма человека на момент, до начала преступного воздействия на него.

Разный смысл вкладывают авторы в термин «телесное повреждение». Расхождения во взглядах по указанному вопросу сводятся, в сущности, к тому, что именно следует считать объектом данного преступления: общественные отношения, обеспечивающие здоровье человека, или общественные отношения, обеспечивающие его телесную неприкосновенность, и соответственно относятся или нет к телесным повреждениям удары, побои и иные насильственные действия, сопряженные с причинением физической боли.

Так, Н.С. Таганцев писал, что "телесное повреждение должно охватывать все случаи причинения физической боли или страдания". [10] По мнению С.В. Познышева, под понятие телесного повреждения подходит причинение другому лицу не только страдания длящегося, до известной степени расстраивающего здоровье, но и мимолетной бесследно проходящей физической боли.[11]

С.В. Расторопов считает, что такое широкое определение понятия телесного повреждения с теоретической точки зрения нельзя признать правильным. В противном случае однородными становятся различные по характеру и степени своей общественной опасности преступления, что недопустимо.

П.А. Дубовец полагал, что удары, побои и иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли, так же как и все другие телесные повреждения, наносят вред здоровью человека. При этом он ссылался на медицинскую литературу, согласно которой физические страдания, боль нарушают нормальное функционирование органов тела. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы, считая удары, побои и иные насильственные действия частным случаем нанесения телесных повреждений.

С.В. Расторопов считает, что согласиться с подобной трактовкой телесных повреждений было бы неверно, поскольку в результате ударов, побоев и иных насильственных действий хотя и причиняется некоторый вред здоровью, но он столь незначителен, что объективно его не в состоянии выявить судебно-медицинская экспертиза и определить суд и уже поэтому его не должен во внимание принимать закон.

Прав и Н.И. Загородников, который подчеркивал, что « одним из конституционных признаков, отграничивающих телесные повреждения от других преступлений против здоровья, является причинение определенного вреда, объективно выраженного соответствующими специалистами». [12]

Существует мнение, что термин «телесное повреждение» является синонимом термина «травма», который в медицинской литературе определяется как воздействие на организм внешних факторов, вызывающих анатомические или физиологические нарушения, общую и местную реакции.

Современная судебная медицина все травмы классифицирует с учетом возрастающей интенсивности, выделяя, таким образом, ссадины; то есть нарушение целостности верхнего слоя кожи; кровоподтеки; раны, то есть механические повреждения мягких тканей с нарушением целостности кожных покровов; смещения, то есть перемещения органов со своего обычного места (например, вывихи); переломы; разрывы, то есть повреждения мягких тканей, происходящие от внешнего насилия; размозжение, то есть полное уничтожение целостности органов.[13]

В. Векленко, М. Галюкова определяют вред здоровью как травму, заболевание или патологическое состояние, физическую боль, физическое недомогание, возникшие в результате действия (бездействия) человека с использованием факторов окружающей среды (механических, физических, химических, биологических, психических и так далее). Телесным повреждением принято считать, вред здоровью человека, наступивший в результате нарушения анатомической целостности тела или нарушения нормального функционирования организма, либо его органов.

Информация о работе Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью по российскому законодательству