Уголовная политика современной россии и предупреждение преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:36, автореферат

Описание работы

С вопросом о статусе и месте уголовной политики в системе юридических наук тесно связан и вопрос о взаимосвязи, взаимодействии различных отраслей права и разных юридических наук. Уголовная политика невозможна без такого взаимодействия, равно как и без диалектической взаимосвязи юридических и других наук. Особое значение в этом плане имеют социально-психологический и связанные с ним аспекты уголовной политики, в том числе биологический, демографический, географический5, а также международный

Работа содержит 1 файл

уголовная политика современной россии и предупреждение преступности.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

      4. Современная уголовная политика РФ является закономерно-историческим, самостоятельным видом и этапом общей политики государства, синтезирующей в себе как традиции, так и противоречия дореволюционной, советской уголовной политик^, а-также общие и особенные черты уголовной политики ведущих европейских государств.

      8

      5. Уголовная политика является  составной частью политики государства,  её относительно самостоятельным  видом и направлением. И как  часть политики государства она  в силу специфики своего объекта  социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.

      6. Количественные и качественные  показатели преступности не могут  быть определяющими критериями  эффективности уголовной политики, но они являются достаточно точными указателями её причин и направлений их устранения.

      7. Противоречия современной уголовной  политики России обусловливают  необходимость разработки и осуществления  законодательно оформленной государственной программы борьбы с преступностью, синтезирующей в себе единство концептуально-доктринальных и организационно-правовых мер устранения преступлений, причин и условий, их порождающих.

      Методологические  основы работы составляют диалектический метод, общенаучные, а также частно-прикладные методы научного исследования правовых явлений.

      Эмпирическую  базу исследования составляют отечественные и зарубежные законодательно-нормативные источники, архивные материалы правоохранительных органов, особенно официальные статистические сборники, доклады, справочники, обзоры и данные органов МВД России, данные проведённого автором социологического исследования.

      Теоретическое значение диссертационного исследования определяется комплексной разработкой актуальных проблем современной уголовной политики России, в том числе её сущности, системообразующих составляющих, места и социальной роли в системе политики государства, функций, основополагающих направлений. Предпринята попытка сформулировать концепцию этой политики. Обоснован её закономерно-исторический характер, выявлены основные этапы развития и их особенности. Показаны основные противоречия и направления их разрешения.

      Практическая  значимость исследования состоит в разработке методологии, стратегии и тактики уголовной политики России в переходный период её развития. На основе анализа противоречий уголовной политики сформулированы основные критерии эффективности. Определены направления совершенствования уголовного законодательства и правоохранительного механизма.

      Результаты  исследования могут быть использованы в учебном процессе по юридическим и иным гуманитарным дисциплинам, при разработке Государственной программы уголовной политики, в научно-исследовательской деятельности вузов МВД и других силовых ведомств, в практике борьбы с преступностью.

      Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации исследования прошли практическую апробацию на заседании кафедры криминологии, на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском университете МВД России и других вузов Санкт-Петербурга. Основные положения диссертации изложены автором в публикациях общим объемом 2,3 п.л. Информацию по материалам исследования автор использовал также в учебном процессе по месту работы при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, в общении с зарубежными представителями юридической и научной общественности.

      Структура работы включает введение, две главы (7 параграфов), заключение, список использованных источников, приложение.

      II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

      Во  введении обосновывается актуальность темы, степень её научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его задачи, методология и логика, теоретическая и практическая основы, новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения выносимые на защиту.

      В первой главе - "Уголовная политика как вид и направление политики государства" - раскрываются понятие, сущность, системообразующие составляющие уголовной политики, её место в системе политики государства, социальные функции (§ 1), основные этапы развития (§ 2). Сущность уголовной политики определяется интересами и целями её носителей. Переходный, противоречивый характер современного этапа развития российского общества и государства обусловливает исторически переходный тип его уголовной политики. Как относительно самостоятельный вид и направление политики государства она имеет свой объект, предмет и метод социального (правового) регулирования. Сопряжена со всеми другими формами политики. Основополагающими составляющими уголовной политики являются политике-

      10

      правовые  отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи и взгляды, их социальные носители (субъекты), деятельность последних, её направления, формы и способы, преступность как специфический объект государственной деятельности, функционально-целевая установка на предупреждение и устранение преступности. Функции уголовной политики обусловлены характером и природой её субъектов, их компетенцией и социально-правовым статусом. Они носят многоуровневый, разнородный, иерархичный характер и включают: функции субъектов общегосударственной юрисдикции, специальной государственной юрисдикции и общесоциальной юрисдикции. Особое место в реализации уголовной политики, её социальной роли занимают функции правоохранительных органов и сопряженных с ними силовых структур, осуществляющих деятельность по предупреждению и устранению преступности. Основными функциями уголовной политики являются предупреждение и устранение преступности, организационно-административная, карательная, доктринально-идеологическая и нормативно-прогностическая. Государственно-правовые формы, методы и способы уголовной политики содержат в себе значительный элемент принуждения, который исторически обусловлен переходным этапом развития России, состоянием преступности.

      Развитие  уголовной политики в её эпохальных изменениях есть естественно-исторический процесс, обусловленный закономерностями самой социальной действительности, её объективными и субъективными факторами, среди которых экономика и политика, производственные и политические отношения имеют определяющее и решающее значение. Периодизация уголовной политики, хотя в целом и следует кардинальным этапам и историческим типам социальной системы, однако не копирует их, имеет в силу самостоятельной сущности свои, относительно не совпадающие с общей историей общества закономерности и тенденции развития. Основной тенденцией развития этой политики является нарастающий процесс её демократизации в направлении соблюдения основополагающих прав и свобод личности. Однако действует и обратная тенденция к торможению указанной тенденции, усилению противоречия между её теорией и практикой, доктри-нально-теоретической и деятельно-практической сторонами.

      Во  второй главе - "Основные особенности и направления уголовной политики России в предупреждении преступно-

      11

      emu" - анализируются вопросы, не получившие должного освещения в юридической литературе: объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику (§ 1), преступность как проявление социальных противоречий и основные противоречия уголовной политики РФ (§ 2), предупреждение преступности - основа стратегии уголовной политики (§ 3), совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма как определяющие направления борьбы с преступностью (§ 4), динамика преступности и эффективность уголовной политики (§ 5).

      Уголовная политика формируется, определяется и  изменяется сложным соотношением объективных  и субъективных факторов общественного  развития. Объективные и субъективные факторы общественного развития находятся в сложной взаимосвязи с уголовной политикой. Представляя собой единство и противоречие различных сторон общественной жизни, они, с одной стороны, находятся в единстве с уголовной политикой. С другой стороны, уголовная политика находится в противоречии, постоянном взаимодействии с объективными и субъективными факторами общественной жизни. Последние, вместе взятые, сами представляют собой процесс непрерывного взаимодействия, возникновения, развития и разрешения социальных противоречий. Уголовная политика является одной из форм их внешнего проявления.

      Объективными  факторами, определяющими  преступность и уголовную  политику, являются: 1. Исторический тип способа производства, производственных отношений, противоречия между производительными силами и производственными отношениями - базовые факторы, порождающие преступность и уголовную политику. 2. Политические отношения - главные объективные факторы, создающие потенциальную возможность преступности1. 3. Правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и морально-этических отношений2. 4. Другие виды социальных отношений - идеологические, морально-этические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения. Объективные факто-

      1 США: преступность и политика / Под ред. Б. С. Никифорова. М., 1972. С. 5-11.

      2 Бабаев В. К. Правовые отношения // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 405-409.

      12

      ры, определяющие преступность и уголовную  политику, не ограничиваются только материальными  элементами, а сочетаются с идеальными формами жизнедеятельности, которые  выступают в качестве опосредованного  её образца (модели). Генерируемые этими факторами социальные противоречия создают принципиальную возможность преступности, формирования и функционирования уголовной политики.

      Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Решающую роль в формировании антисоциальной психологии имеют социальные интересы, потребности, чувства, настроения, привычки. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства. Она служит обоснованием и формой реализации стратегии, тактики, направлений, форм, способов и средств уголовной политики. Конструктивная социальная роль идеологии реализуется только посредством её воздействия на социальную психологию, являющуюся первоосновой мотивации и направленности социального поведения.

      Уголовная политика является внешней формой проявления социально-политических противоречий. Она порождена ими. И, будучи составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением, воплощает в себе единство и борьбу социально-политических элементов, её образующих. Противоположностями в уголовной политике являются все её системообразующие составляющие: политико-правовые отношения, юридические нормы, систематизированные идеи и взгляды, субъекты, их деятельность. Составляющие уголовной политики в пределах определённых исторических условий, конкретной социальной системы, взаимодействуя между собой, остаются относительно неизменными, они не меняют свою внутрен-

      13

Информация о работе Уголовная политика современной россии и предупреждение преступности