Уголовно-исполнительная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.

Содержание

Введение 3
1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования. 3
2. Принципы уголовно – исполнительного права. 13
3. Контроль за поведением условно – осужденных. 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

уик.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

     Содержание

      
Введение 3
1. Уголовно  – исполнительная система и  основные направления её реформирования. 3
2. Принципы  уголовно – исполнительного права. 13
3. Контроль  за поведением условно – осужденных. 20
Список  литературы 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.

      Тюрьмоведение, по общему признанию большинства  русских ученых конца 19 - начала XX в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах XX века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».

      Разработка  правовой базы российской тюремной системы  в основном осуществлялась в течение 30-90 годов 19 века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.). 
 
 
 

      1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования.

      Пенитенциарное  право России в  дореволюционный  период

      Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в  период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого  периода были Судебники 1497 и 1550 гг.

      Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных  деяний. Тюремное заключение в Судебнике  не упоминается, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы  и башни на срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных. Наказания  приобретают более суровый характер и направлены на устрашение населения, но значительно легче, нежели в странах  Западной Европы. Смертная казнь в  Судебнике 1497 г. предусматривалась  примерно в 10 случаях, в том числе  за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространенными способами  смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни  носила публичный характер и имела  цель устрашения. Существующее на западе мнение о русском деспотизме не соответствует  действительности.

      Довольно  широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в  битье кнутом на торговой площади.

      Тюрьма  долгое время применялась не в  качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных  должников.

      Тюремное  заключение предусматривается впервые  как самостоятельное наказание  в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на сроки тюремного  заключения. Оно применялось, как  правило, в сочетании с другими  видами наказания. «Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и  как могли их родственники, безродные  же, связанные по двое ходили по очереди  со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею».

      Новым этапом развития системы уголовных  наказаний и их исполнения явилось  принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания  и процесса его исполнения.

      Смертная  казнь предусматривалась как  простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д. Осужденным к смертной казни предусматривалась  отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение  имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание  глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т. д.

      В этот период появляется новое уголовное  наказание - ссылка преступников в окраинные  города, остроги, крепости, имения и  другие. Предпосылками возникновения  и широкого применения ее в дальнейшем явилось присоединение Россией  Сибири. К концу 17 века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1. Соборное Уложение предусматривало  применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания.

      Соборное  Уложение расширило применение тюремного  наказания, которое назначалось  на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации.

      Таким образом, центральная власть полностью  освободила себя от обязанности строительства  тюрем и содержания тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства  и содержания тюрем на местах. В  Уложении признавалось:

      · строить тюрьмы за счет городов и  уездов;

      · сторожей избирать из «сошных людей»;

      · приставникам производить жалование  из «скудного приказа»;

      · «колодникам черной избы» давать прокормление;

      · умерших колодников отдавать для  погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет;

      · за побег колодников взыскивать с  приставников;

      · губным старостам наблюдать за колодниками  и зданиями, в которых они помещены.

      Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде не находим  ни малейших следов, например, организации  тюремного продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния…  выдаются самим тюремным сидельцам  на руки, мы не находим далее никаких  установленных законами порядка  в образе жизни арестантов, ни вообще какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий, вроде топоров, пил, ножей и т. д. Закон четко определил  цели тюремного заключения, которые  заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок  содержания заключенных законом  не определялись и зависели от произвола  местного начальства.

      Следующим важным нормативным правовым актом  был Артикул воинский 1715 г. Артикул  предусматривал цель: месть преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Практиковались заимствования из Европы, например, ссылка на галеры. Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы - поселение на каторгу. В отношении тюрем было установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека, что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия».

      Артикул расширил применение телесных, а также  публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение  тела на колесо, раздевание женщины  донага и др.

      История на протяжении длительного времени  не дает нам точного описания правового  регулирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные  учреждения по управлению исполнением  всех видов уголовных наказаний  и специализированное законодательство.

      Заметный  вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного  права внесла Екатерина 2, которая  в первые годы своего правления составила  проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных  категорий осужденных, например, для  приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: 1) о строении тюрем  разного наименования для заключенных  разных групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя.

      Отсутствие  общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в  деятельности тюремных учреждений. Таким  образом, на протяжении 17 и большей  части 18 века не было еще единого  типа мест лишения свободы. Отсутствовала  тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к  охране арестантов от побегов и общения.

      Лишь  в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже  не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение  свободы стало применятся как  самостоятельное уголовное наказание.

      С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала  выдвигаться и задача исправления  и перевоспитания.

      Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных - воспитательных заведений и предпринявших  попытку регламентировать режим  содержания лиц в указанных учреждениях  является утверждение 07.11.1775г. «Учреждений  об управлении губерниями».

      В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы  общественного призрения, создаваемые  в каждой губернии должны были уделять  большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и смирительным домам.

      Работные  дома были созданы «дабы работой  доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены  определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления  и соблазны, для чего этим домам  определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для  присмотра, избегая везде излишеств».

      Со  временем работные дома превратились в обычные места заключения для  лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию  и благочинию противное», по приговору  судов, по направлению наместнического  правления, по прошению родителей, или  требованию помещика с указанием  причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп  и «лица непотребного и невоздержанного  поведения».

      Представляет  определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.

      Первой  попыткой регламентировать режим можно  считать Инструкцию Петербургской  тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые  предусматривала классификацию  преступников по полу, сословию и характеру  совершенного преступления. Регулировался  порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний.

Информация о работе Уголовно-исполнительная система