Уголовно-исполнительная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.

Содержание

Введение 3
1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования. 3
2. Принципы уголовно – исполнительного права. 13
3. Контроль за поведением условно – осужденных. 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

уик.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

      Цели  гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

      Принцип демократизма

      Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного  права. Прежде всего, он реализуется  в признании осужденного субъектом  этой отрасли права. В Международном  пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый  человек, где бы он ни находился, имеет  право на признание его правосубъектности” (Международная конвенция прав и  свобод человека. Сборник документов. М., С.40.). Социальная значимость данного  положения определяется тем, что  осужденный, прежде всего к лишению  свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается  в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в  сущности организации процесса исправления  осужденных, прежде всего в привлечении  общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении  контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу  основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие  на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление  контроля за деятельностью указанных  учреждении и органов.

      Принцип демократизма проявляется и в  других формах:

      · в порядке беспрепятственной  подачи жалоб и заявлений осуждённых;

      · в свободе выбора ими языка  обращения и переписки;

      · в контроле органов государственной  власти и органов местного самоуправления;

      · судебном и ведомственном контроле;

      · прокурорском надзоре за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания;

      · в содействии работе общественных объединений.

      Принцип равенство осужденных перед законом

      Истоком данною принципа является конституционный  принцип равенства всех перед  законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а  также Всеобщая декларация прав и  свобод гражданина (ст.7). В Минимальных  стандартных правилах обращения  с заключенными (ООН) принцип равенства  перед законом рассматривается  в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

      В соответствии с конституционными положениями  и международными правилами нормы  УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в  зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения  и т.д. Вместе с тем равенство  осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания  наказания. Они дифференцируются в  зависимости от возраста, состояния  здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями ( Пекинскими правилами ООН ) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются  определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме  того, условия отбывания наказания  дифференцируются в зависимости  от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед  законом корректируется реализацией  принципа дифференциации исполнения наказания  и принципа гуманизма.

      Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания

      Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный  от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что  к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных  ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения  в процессе отбывания наказания  применяются принудительное воздействие  и ограничение в правах в различных  объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация  осужденных, принятая в УИК, и распределение  их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение  в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

      Принцип индивидуализация исполнения наказания  базируется на учете не групповых, а  индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются  при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен  названный принцип, указывается, что  средства исправления должны применятся с учетом характера и степени  общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а  также его поведения.

      Дифференциация  осужденных осуществляется по разным основаниям на всем протяжении отбывания  наказания. Они классифицируются на определенные группы в зависимости  от: возраста; состояния здоровья; наличия  семьи и родственников; отбытого срока наказания и поведения; досрочного (в любой форме) освобождения; уровня образования и наличия  профессии и по многим другим основаниям.

      Внутри  классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении  всех этих качеств и составлении  портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные  качества личности осужденного могут  быть поражены полностью, другие - частично, а третьи - вообще находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов - составить  подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного  и на этой основе разработать программу  воспитательных воздействий в отношении  конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные  свойства.

      В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной  группе к ним индивидуально применяется  комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. Эффективность  его применения зависит от многих обстоятельств, в частности, от слаженности  работы персонала и его педагогического  мастерства. В законодательстве указанные  аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны достаточно подробно; система  стимулирования правопослушного поведения  осужденных сейчас намного богаче и  обширнее, чем раньше.

      Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирования их правопослушного  поведения

      В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован  и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем  исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения  при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы  правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения  закреплено в нормах, устанавливающих  ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и  условия применения к ним мер  взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать  обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру  нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

      Принцип стимулирования правопослушного поведения  отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению  свободы важную роль играют стимулирующие  нормы, регулирующие изменение условий  содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

      Рациональное  применение средств исправления  предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию  их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В  данном случае реализуется метод  дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия  на осужденных.

      Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием

      Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий  и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать  позитивные свойства личности, которые  в конечном итоге и говорят  о степени исправления осужденных.

      Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса  РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление  осужденных -  это формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого  общежития и стимулирование правопослушного  поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления  осужденных закон называет: установленный  порядок исполнения и отбывания  наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение  общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются  с учетом вида наказания, характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с  учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам  наказаний Уголовно-исполнительный кодекс РФ детально регламентирует использование  тех или иных средств исправления  осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены  с исправительным воздействием.

      Соблюдение  всех принципов уголовно-исполнительного  законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных. 

     3. Контроль за поведением  условно – осужденных. 

      В новом уголовно-исполнительном законодательстве впервые урегулирован порядок осуществления  контроля за лицами, осужденными условно, который ранее регламентировался  нормативными правовыми актами МВД.

      Условное  осуждение заключается в том, что суд, назначив виновному наказание  в виде исправительных работ, ограничения  по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной части  или лишения свободы на срок до восьми лет и придя к выводу о возможности исправления осужденного  без реального отбывания наказания, постановляет считать назначенное  наказание условным (ч. 1 ст. 73 УК РФ), т.е. возможным не применять назначенное  наказание к осужденному под  определенным условием.

      При назначении условного осуждения  суд учитывает характер и степень  общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в  том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

      Закон не устанавливает каких-либо ограничений  рассматриваемого института в зависимости  от категорий преступлений, не содержит прямого запрета на его применение в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление. Однако суд (исходя из практики) может применять  условное осуждение к лицам, совершившим  такие преступления, лишь в виде исключения. Вместе с тем условное осуждение допустимо только к  тем лицам, которым суд доверяет, полагая, что для их исправления  нет необходимости в реальном исполнении указанных видов наказания (ч. 1 ст. 73 УК РФ).

      Условное  осуждение называется таковым ввиду  того, что закон связывает освобождение лица от реального отбывания наказания  с определенными условиями.

        Во-первых, в соответствии с ч  3 ст 73 УК РФ суд устанавливает  испытательный срок, в течение  которого осужденный своим поведением  должен доказать свое исправление.  Продолжительность испытательного  срока различна в зависимости  от вида и срока назначенного  наказания Во всех случаях  испытательный срок должен быть  не менее 6 месяцев, но не  более 5 лет. При условном осуждении  могут быть назначены и исполнены  дополнительные наказания, кроме  конфискации имущества. 

Информация о работе Уголовно-исполнительная система