Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить место уголовно-исполнительного права в системе Российского права.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
1) исследовать понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод;
2) рассмотреть принципы уголовно-исполнительного права;
3) исследовать место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права;
4) определить связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод…….4
2. Принципы уголовно-исполнительного права…………………………...7
3. Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права…16
4. Связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний…………………………………………………………………………….18
Задача………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

УИП и его место.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………..3

    1. Понятие уголовно-исполнительного  права, его предмет и метод…….4

    2. Принципы уголовно-исполнительного  права…………………………...7

    3. Место уголовно-исполнительного  права в системе отраслей права…16

    4. Связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний…………………………………………………………………………….18

    Задача………………………………………………………………………..20

    Заключение………………………………………………………………….23

    Список  литературы…………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Актуальность  темы исследования. Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная  отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.

    Цель исследования – определить место уголовно-исполнительного права в системе Российского права.

    Достижение  указанной цели возможно при решении  следующих задач:

    1) исследовать понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод;

    2) рассмотреть принципы уголовно-исполнительного права;

    3) исследовать место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права;

    4) определить связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний.

    Объект исследования – общественные отношения, связанные с определением места и роли уголовно-исполнительного права в системе права России.

    Предмет исследования -  место и роль уголовно-исполнительного права в системе права России.

    Методами исследования явились: анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукции и дедукция. 
 

    1. Понятие уголовно-исполнительного  права, его предмет  и метод 

    Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную  отрасль права, которая характеризуется  собственными предметом и методом  правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений1.

    С принятием Уголовно-исполнительного  кодекса завершилось формирование соответствующей отрасли законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 2 УИК кодекс устанавливает общие положения и принципы исполнения наказании, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК); порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления; иных организации, общественных объединении, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам.

    Общие положения и принципы исполнения наказании закреплены в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного  законодательства, из его места в  системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными.

    К предмету уголовно-исполнительного  права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию  деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно  уголовно-исполнительным законодательством  урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в разделе II, в главах 4, 6, 7 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

    Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного  законодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 УИК и др.).

    В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением па производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организации возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказании (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).

    Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации  исправительных учреждении по отношению  к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов, одиночных камер колонии особого режима и помещении камерного типа, а также иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц2.

    Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношении по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления, а также общественных отношений, связанных с участием органов государственной власти и органов местною самоуправления в работе по контролю за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными объединениями и гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждении.

    Уголовно-исполнительное право находится в единстве и  взаимосвязи с криминологией, уголовным  правом, уголовно-процессуальным правом, конституционным правом, административным правом, а также гражданским, семейным, финансовым и трудовым правом и другими отраслями законодательства, чем выражается системность права в целом, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

    Изложенные  выше положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия.  
 
 

    2. Принципы уголовно-исполнительного  права 

    В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие  положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.

    Принципы  права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.

    Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в  них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной  деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений.

    Субъективность  принципов права определяется тем, что они формируются людьми, а  затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

    Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного  права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.

    Принципы  права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеотраслевые присущи всем отраслям права, отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность3.

    Принципы  права существуют независимо от того, отражены они прямо в статьях  закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и едимому применению норм данного законодательного акта.

    В ст. 8 УИК закреплена система принципов  уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят:

    принцип законности,

    принцип гуманизма,

    принцип демократизма,

    принцип равенства осужденных перед законом,

    принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

    принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,

    принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

    Анализ  перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение  общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности4.

    Система принципов уголовно-исполнительного  права отражает принципы обращения  с осужденными, которые зафиксированы  в соответствующих международных актах. Прежде всего, это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

    Система принципов уголовно-исполнительного  права базируется на Конституции  Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

Информация о работе Уголовно-исполнительное право