Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Каждая отрасль права закрепляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения политики государства в области исполнения уголовного наказания.
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая является важнейшим рычагом закрепления и практического осуществления политики в сфере исполнения наказания и характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования, а также системой норм [1, с. 22].

Содержание

1. Уголовно-исполнительное право
как самостоятельная отрасль права………………………………….с.
2. Уголовно-исполнительное право как наука…………………………с.
3. ЗАДАЧИ………………………………………………………………..с.
Список использованной литературы……………………………………с.

Работа содержит 1 файл

УИП.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования “Полоцкий государственный университет”

                                              

                                                     Вариант 1 
 
 

               Контрольная работа 

    по  учебной дисциплинеУголовно-исполнительное право”,

   студента заоч. формы обуч. юридического факультета 5-го курса гр02 ПРз-2

  Аверченкова  Дмитрия Владимировича 
 
 
 
 
 

    шифр  зачетной книжки 031501 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новополоцк, 2007

План 

1. Уголовно-исполнительное право

     как самостоятельная отрасль  права………………………………….с.

2. Уголовно-исполнительное  право как наука…………………………с.

3. ЗАДАЧИ………………………………………………………………..с.

Список  использованной литературы……………………………………с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права 

   Каждая  отрасль права закрепляет в своих  институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения политики государства в области исполнения уголовного наказания.

   Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая является важнейшим рычагом закрепления и практического осуществления политики в сфере исполнения наказания и характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования, а также системой норм [1, с. 22].

   Предмет регулирования уголовно-исполнительного  права отличается самостоятельностью и специфичностью. В него входят общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу исполнения наказаний между органами государства, исполняющими эти меры уголовной ответственности, и осужденными, которые отбывают уголовные наказания

    Традиционно считалось, что предметом данной отрасли права является регулирование порядка и условий исполнения уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. В предмет регулирования одним из составляющих элементов включены также отношения по поводу реализации мер исправительно-трудового воздействия

    Согласно  ст. 2 Исправительно-трудового кодекса БССР 1971 года к регулируемым видам наказания относились: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы.

    Определение понятия уголовно-исполнительного  права предполагает точное установление объема содержания данной отрасли права. В связи с этим отметим, прежде всего, что законодательное решение вопроса об объеме содержания уголовно-исполнительного законодательства не было неизменным Из уголовного законодательства исключены ссылка и высылка (1994 г). Уголовный кодекс дополнен новым видом наказания - арестом (1997 г). Соответствующие изменения и дополнения были внесены в уголовно-исполнительное законодательство. В результате предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился. Уголовно-исполнительное право стало регулировать и уголовные наказания, не связанные с исправительно-трудовым воздействием. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса 2000 года завершилось формирование уголовно-исполнительного права [1, с. 22].

   В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление общих положений и принципов исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом; порядка и условий исполнения и отбывания указанных мер уголовно-правового воздействия, а также применения в отношении осужденных средств исправительного и профилактического воздействия; правового положения осужденных и систему гарантий защиты их прав и законных интересов; порядка деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а равно участия государственных органов, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказания освобожденным помощи в социальной адаптации.

   Общие положения исполнения наказаний  закреплены в гл. 1 УИК В них входят структура и содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства (ст.ст. 1, 2 УИК), определяется его место в системе международно-правовых актов (ст. 3 УИК), относящихся к обращению с осужденными. Общие положения также включают нормы этой отрасли права, определяющие действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени (ст. 4), основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.

   В ст. 6 УИК установлены принципы уголовно-исполнительного  законодательства, к которым относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием [2, с. 45].

   В общих положениях УИК определены основные средства исправления осужденных. Согласно ст. 7 УИК основными средствами достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности (режим), воспитательная работа, общественно полезный груд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие.

   К предмету уголовно-исполнительного  права относится и регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Гл. 3 УИК определяет органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности.

   Наиболее  полно уголовно-исполнительным законодательством  регулируется порядок деятельности исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (раздел 4 УИК). Порядок и условия исполнения наказаний в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также в виде исправительных работ урегулированы главами 4, 6 и 7 УИК. Данные виды наказаний исполняют уголовно-исполнительные инспекции.

   В предмет уголовно-исполнительного  права входит регулирование правоотношений, возникающих при участии местных органов государственной власти и самоуправления (ст. 17 УИК) в исправлении и воспитании осужденных, и контроле за деятельностью учреждении и органов, исполняющих уголовное наказание [1, с.23].

   К предмету данной отрасли права следует  отнести правоотношения, возникающие при осуществлении судебного контроля (ст. 18 УИК), ведомственного контроля вышестоящих органов (ст. 19 УИК), прокурорского надзора за исполнением законодательства "при исполнении приговора" (ст. 20 УИК).

    Уголовно-исполнительное право включает в предмет правоотношения, возникающие при участии и контроле общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания (ст. 21 УИК) В их число входят наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, попечительские советы и т. д.

    Регулирование деятельности организаций и учреждений, где работают осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, также входит в предмет уголовно-исполнительного права На администрацию данных организаций и учреждений возлагаются обязанности по контролю за поведением осужденных, по содействию уголовно-исполнительной инспекции в проведении с ними воспитательной работы (ст.ст. 32, 40)1 Так, ст. 26 УИК предусмотрены обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ.

   К предмету уголовно-исполнительного  права относится и регулирование деятельности администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности при посещении исправительных учреждении общественными деятелями, священнослужителями, адвокатами, а также для обеспечения безопасности граждан, работающих на производственных объектах учреждений и т. д [3, с.31].

    Изложенное  позволяет сделать вывод, что  предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих при исполнении (отбывании) всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления, в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении и воспитании осужденных, между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

   Как самостоятельная отрасль, уголовно-исполнительное право характеризуется наличием собственного метода правового регулирования

общественных отношений, входящих в ее предмет. Этот признак влияет на

характер общественных отношений, возникающих между субъектами, на

соотношение их прав и обязанностей.  Уголовное наказание представляет

собой форму государственного принуждения  и потому исполнение ею

предопределяет  императивный характер метода правового  регулирования,

предполагающий  неравенство субъектов правоотношений, то есть метод

властных  предписании. Но при этом возможно применение диспозитивно-

го метода правового регулирования, поощрения  и т. д.

    Одним из признаков самостоятельности  отрасли уголовно-исполнительного права является наличие особой системы правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, те которые возникают при исполнении уголовных наказаний [1, с. 25]. В систему норм уголовно-исполнительного права входят УИК Республики Беларусь, другие законы и подзаконные акты. В Законе "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь" от 16 октября 2000 года предусмотрены подготовка Советом Министров предложений по приведению законодательных актов в соответствие с принятым УИК, приведение решений Правительства Республики Беларусь в соответствие с новым УИК, обеспечение пересмотра и отмены республиканскими органами государственного управления, подчиненных правительству, их нормативных правовых актов, противоречащих УИК 2000 года. Так, постановлением МВД Республики Беларусь от 20 октября 2000 года утверждены новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Правила внутреннего распорядка согласованы с прокуратурой Республики Беларусь.

   Являясь самостоятельной отраслью, уголовно-исполнительное право содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (семейного, трудового, уголовного и др.). Метод заимствования норм широко применяется и в других отраслях права и отражает системность права и обеспечивает взаимосвязанное, согласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм

   Заимствованные нормы в уголовно-исполнительном праве регулируют в основном правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли права - конституционному праву Исключительная прерогатива последнего состоит в установлении основных прав и свобод человека и гражданина.

    Как уголовное и уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью [2, с. 49]. Потому важным является взаимосвязь и разграничение уголовно-исполнительного права с указанными отраслями права

   Уголовное и уголовно исполнительное право  регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания (гл. 10 УК) и освобождения от него (гл. 12 УК, раздел 12 УИК). Здесь отчетливо выделяются приоритеты уголовного права. Уголовное право как базовая отрасль права определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него. Уголовно-исполнительное право регулирует отношения только в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Информация о работе Уголовно-исполнительное право