Угон транспортного средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть систему и содержание преступлений направленных на угон транспортных средств или маломерных судов по уголовному законодательству Республики Беларусь.
Достижение указанной цели предопределило решение следующих задач:
дать характеристику понятия и угона;
исследовать объект, объективную и субъективную стороны
преступлений связанных с угоном транспортных средств или
маломерных судов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.45 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ 
 
 

       Конституция Республики Беларусь закрепляет в числе  основных прав граждан право собственности - право каждого иметь в собственности  имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство  гарантирует гражданам защиту их прав и свобод [1, с. 51]. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.

       Как показывают материалы судебной практики, преступления против собственности  составляют большинство от регистрируемых в Республике Беларусь преступлений. В условиях огромного размаха  корыстной преступности уголовно-правовая защита собственности приобретает  особое значение. Мелкие преступления против собственности являются наиболее распространёнными, они совершаются  чаще всего и ущемляют интересы значительного  числа лиц. Вместе с тем наиболее опасные преступления, посягающие не только на собственность, но и на личность, неприкосновенность, здоровье людей, общественную безопасность, представляют наибольшую общественную опасность, хотя совершаются  реже.

       Наиболее  распространёнными преступлениями против собственности являются хищения, угон, а самым распространённым видом хищения - кража.

       Достаточно  отметить, что ещё недавно, в советском  уголовном законодательстве, ориентированном  на охрану государственной и общественной собственности, устанавливалась различная  ответственность за хищения и  другие имущественные преступления в зависимости от формы собственности.

       Конституция Республики Беларусь устанавливает  равноправие и равную защиту частной  и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает  равную уголовно-правовую защиту различных  форм собственности и равную уголовную  ответственность за посягательство на все формы собственности.

       Всем  этим определяется актуальность темы курсовой работы.

       Объектом  исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны собственности и система мер по ее защите.

       Предметом исследования является такой вид преступлений против собственности как угон транспортного средства или маломерного судна.

       Цель  исследования состоит в том, чтобы раскрыть систему и содержание преступлений направленных на угон транспортных средств или маломерных судов по уголовному законодательству Республики Беларусь.

Достижение  указанной цели предопределило решение  следующих задач:

    • дать характеристику понятия и угона;
    • исследовать объект, объективную и субъективную стороны
    • преступлений связанных с угоном транспортных средств или

           маломерных судов;

    • охарактеризовать понятие угона, его формы и виды.

       Методами  исследования в курсовой работе являются формально-юридический метод и сравнительно-правовой.

       Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УГОНА  ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
 
 

       Законодательное определение понятия «угон», появилось в Уголовном Кодексе Республики Беларусь (далее УК Республики Беларусь) в 1999 году. Определение этого понятия имелось в п. 17 утратившего  силу  с  1  января  2001 г. постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 1998 г. «О судебной практике по делам о  транспортных преступлениях (ст. 206, 2062, 2063, 2072, 208 УК)».

       Угон  определялся как «незаконное без цели  хищения  завладение  чужим  транспортным  средством  и  совершение  поездки  на нем». Апробированное  практикой  такое  определение  в  целом  сохранилось и в новом уголовном законе.

       В соответствии с ч. 1 ст. 214 УК Республики Беларусь, угон  – это «неправомерное  завладение механическим транспортным  средством или маломерным водным  судном и поездка на нем без цели хищения».

       Отказавшись от выделения в качестве непосредственного объекта  этого преступления безопасности движения и  эксплуатации  транспорта,  законодатель  отдал  приоритет  защите прав  собственника  имущества  в  виде    механического транспортного  средства. Такой же  защите  стало подвергаться и имущество  в  виде  маломерного  водного  судна,  что  устранило  пробел, имевшийся  в  уголовном  законе.  Однако  такой  перенос  уголовно-правовой нормы об угоне из одной главы Особенной части в другую представляется механическим.  Особенность непосредственного объекта угона, в качестве которого  в  настоящее  время  выступает  собственность,  заставляет  другими глазами посмотреть на признаки, характеризующие это преступление.

       Так,  в  частности,  выглядит  явно  излишним  среди  других  признаков  состава  угона  такой  конструктивный  признак  этого  состава  преступления как «поездка на нем». Когда непосредственным объектом этого преступления являлась безопасность движения и эксплуатации транспорта, наличие  этого признака было  вполне обоснованным. Для собственника  имущества  в  виде  механического  транспортного  средства или маломерного  водного  судна не  важно, поедет ли (поплывет ли) на нем виновный или каким-либо иным образом использует его без цели хищения. Общественную опасность, присущую преступлению,  представляет  уже  сам  факт  неправомерного  завладения таким транспортным средством [12, с. 345]. Поэтому, на наш взгляд, имеются основания для корректировки диспозиции ч. 1 ст. 214 УК Республики Беларусь. 

       В  качестве «материала»  для  заимствования  можно  было  бы  использовать определение понятия «угон» как неправомерного завладения  транспортным  средством  без  цели  хищения,  имеющегося  в ст. 166 УК  Российской Федерации, либо формулу,  применяемую  польским  законодателем в ст. 289 УК Польши: совершает преступление тот, «кто забирает  с  целью  кратковременного  использования  чужое  механическое средство  передвижения».  Не  исключается  применение  белорусским законодателем  и  более  радикального  варианта,  который  имеется  в ст. 289  УК  Украины. 

       В  этой  статье  украинского  Уголовного Кодекса  предусмотрена ответственность за незаконное завладение транспортным средством с какой-либо целью. Термин «угон» вообще не упоминается в этой статье. В примечании  к ст. 289 УК приводится законодательное определение  незаконного  завладения  транспортным  средством.  Под  ним «следует понимать  совершенное  умышленно,  с  любой  целью противоправное изъятие каким бы то ни было способом транспортного средства у собственника либо пользователя вопреки их воле». Такое законодательное решение объединяет в одном составе и хищение  транспортного  средства (с  корыстной целью), и  его  угон (с любой другой некорыстной целью), упрощая задачу право применителя при квалификации содеянного. Получается, что для нужд квалификации этого преступления не имеет значения выяснение цели, с которой лицо совершает незаконное завладение транспортным средством. Пойдя на такой радикальный шаг, законодатель Украины по существу изменил характеристику непосредственного объекта рассматриваемого преступления. Оставив указанную статью в разделе о преступлениях против безопасности движения и  эксплуатации  транспорта, он  сохранил в качестве непосредственного объекта безопасность движения и эксплуатации транспорта. Вместе с тем в качестве дополнительного объекта этого преступления определены отношения собственности. Исключение признака поездки на угнанном транспортном средстве из признаков состава угона приведет к переносу стадии окончания этого преступления на момент, как  указывается в литературе, «когда транспортное средство уведено с места стоянки» [15,  с. 134]. С другой стороны, такое решение лишит норму ст. 214 УК Республики Беларусь недостатка, выражающегося в невозможности применить ее  к случаям  завладения  механическим  транспортным  средством или маломерным  водным судном без цели поездки на нем.

         Так, в настоящее время лицо, погрузившее на трейлер чужое  автодорожное транспортное средство, перевезшее  его  на  таком   транспортном  средстве  в   другой  город,  выгрузившее   его и оставившее  там  с  целью «насолить» (покуражиться,  заставить поволноваться и т.  п.) владельцу этого транспортного  средства, не может быть привлечено  к уголовной ответственности  за угон по ст. 214 УК Республики Беларусь. Оно неправомерно  завладело этим  средством, но не  осуществило и не намеревалось осуществлять на нем поездку.  Санкции ст. 214  УК Республики Беларусь, в точности  воспроизводят  санкции ст. 2072 УК БССР  1960 г.  в  редакции  Закона  Республики  Беларусь  от 17 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений  в Уголовный и Уголовно-процессуальный  кодексы  Республики  Беларусь» [10, с. 95]

       На  наш взгляд, решение о столь существенном усилении наказуемости угона, принятое  в 1997 г.  и воспроизведенное  в таком же  виде  в 1999 г., ошибочно.  Оно противоречит  смыслу  конституционных норм  и общих принципов права, определяющих общие начала ответственности и требующих, чтобы санкции за преступление, ограничивающие права человека,  отвечали  требованиям справедливости,  были  соразмерны конституционным целям и охраняемым  законным  интересам,  равно как и величине  общественной  опасности деяния. Введя безальтернативную санкцию посредством установления в качестве единственного вида наказания за угон – лишение свободы, а нижнюю границу этого вида наказания – в пять лет, законодатель признал угон более тяжким преступлением чем, например, кража, включая совершенную повторно либо  группой лиц, неквалифицированные грабеж и вымогательство. Лицу,  задержанному  за  угон  автомобиля,  стоимость которого  не превышает крупного  размера,  выгоднее  признаться  в его краже,  поскольку по  ч. 1  ст. 205 УК Республики Беларусь максимальный  срок  лишения свободы не превышает трех лет, а по ч. 2 этой статьи – пяти лет [9, с. 226].

       Законодательное  решение  об  установлении  за  угон  указанных санкций противоречит ч. 6  ст. 3 УК Республики Беларусь, в соответствии  с которой «наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, т. е. устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной  опасности преступления,  обстоятельств его совершения и личности виновного». Несправедливые санкции, установленные законодателем за угон, вынуждают суд корректировать их посредством широкого использования такой меры как применения к лицам,  осужденным  за  угон,  наказания  ниже  низшего  предела  и  более мягкого  наказания,  чем  предусмотрено  за  данное  преступление ст. 70 УК Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА УГОНА 
 
 

       Понятие угона транспортного средства или  маломерного водного судна содержится в ч.1 ст. 214 УК Республики Беларусь – неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения.

       Объектом  преступления являются отношения собственности, урегулированные гражданским законодательством отношения по владению, пользования и распоряжением имуществом.

       Дополнительным  объектом может быть здоровье и безопасность движения.

       Здоровье – это естественное психическое и физиологическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему нормальную жизнедеятельность и характеризуется отсутствием болезненных изменений [6, с. 126].

       Безопасность дорожного движения – это состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия (пункта 2.12 Правил дорожного движения).

         Транспортное средство – устройство, предназначенное для движения  по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина - гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией (заводом)-изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении ( согласно подпунктам 2.60 и 2.69 Правил дорожного Движения).

       Предметом угона транспортного средства или  маломерного водного судна с  недавних пор стали такие механические транспортные средства, которые ранее  не рассматривались в качестве предмета данного преступления, например: мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками (п.2.27 Правил дорожного движения).

       Исходя  из анализа законодательства, не являются предметом рассматриваемого преступления: велосипеды, веломобили, поскольку они приводятся в движение не двигателем.

       Под маломерным водным судном, понимается судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн (ст.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь).

       Маломерными водными судами признаются:

Информация о работе Угон транспортного средства