Угон транспортного средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть систему и содержание преступлений направленных на угон транспортных средств или маломерных судов по уголовному законодательству Республики Беларусь.
Достижение указанной цели предопределило решение следующих задач:
дать характеристику понятия и угона;
исследовать объект, объективную и субъективную стороны
преступлений связанных с угоном транспортных средств или
маломерных судов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.45 Кб (Скачать)
    • самоходные  суда с главным двигателем мощностью менее 70 лошадиных сил
    • несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн
    • принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателя)
    • парусные суда, гребные лодки и другие плавучие средства независимо от грузоподъёмности [8, с. 236].

       Объективная сторона включает себя два обязательных действия, способ изъятия и способ завладение как правило это не влияет на квалификацию, за исключением случаев, когда это преступление совершается с применением насилия или с угрозой его применения.

       Маломерное  водное судно может быть расположено  на водном пространстве, у причала  либо на берегу.

       Водитель, за которым транспортное средство закреплено в связи с трудовыми отношениями, не может нести ответственность по ст.214 УК Республики Беларусь, в случае самовольного использования им этого транспортного средства [8, с. 239].

       Если  же транспортным средством или судном завладеет лицо, ранее работавшее на нем, а  затем отстраненное от управления, то совершенное им деяние следует квалифицировать по ст. 214 УК Республики Беларусь .      

       Завладение транспортным средством или маломерным водным судном и обращение его во временное владение или пользование без согласия собственника должно быть неправомерным, т.е. осуществляться лицом, которое не имеет права на предмет преступления, поэтому завладение транспортным средством близких родственников собственника или лицом которому полагается по службе преступлением не признается [8, с. 243].

       Понятие близких родственников содержится в ч.2 ст.4 УК Республики Беларусь. Под близкими родственниками, членами семьи и близкими понимаются:

       1) близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед,  бабка, внуки, супруг (супруга)  потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо те же родственники супруга потерпевшего либо лица, совершившего преступление;

       2) члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные  иждивенцы и иные лица, проживающие  совместно и ведущие общее  хозяйство с потерпевшим либо  лицом, совершившим преступление;

       3) близкие – близкие родственники  и члены семьи потерпевшего  либо лица, совершившего преступление, либо иные лица, которых потерпевший  или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими  близкими.

       Под угоном понимают завладения чужим транспортным средством и совершение поездки на нем. Поездка – движение на транспортном средстве или маломерном водном судне, не зависимо от расстояния. Поездка может осуществляться с помощью:

    • двигателя
    • использованием буксировки
    • вручную  на веслах и т.д.

       Преступление  считается оконченным с момента  отъезда транспортного средства с места его нахождения.

       Место нахождения транспорта не влияет на квалификацию. Авто дорожное транспортное средство может находиться на улице, стоянке, территории предприятия, в гараже [8, с. 243].

       Поездка – движение на транспортном средстве или маломерном водном судне, не зависимо от расстояния.

       Состав  преступления формальный, считается  оконченным с момента начала движения на транспортном средстве или маломерном водном судне.

       Если  лицо завладело предметом преступления, но поездку не осуществило, по независящим  от него причинам ответственность наступает  как за покушение на угон.

       По  отношению же к наступившему в  результате угона последствию, предусмотренному ч.2 cт.214 УК Республики Беларусь, он действует неосторожно. Однако в силу ст.25 УК Республики Беларусь, все преступление в целом, т.е. угон, повлекший по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, признается совершенным умышленно. Размер ущерба от угона признается особо крупным, если он в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (часть 3 примечаний к главе 24 УК Республики Беларусь). Это преступление относится к материальному составу, поскольку наличие последствий обязательно.

       Угон  транспортного средства или маломерного  судна подлежит квалифицировать  как совершенный повторно во всех случаях, когда лицо ранее совершило  аналогичное преступление, независимо от того, было ли оно ли оно осуждено за это деяние. При этом квалификации угона как совершенного повторно не имеет значения, является ли предшествующий случай оконченным преступлением или покушением на него [13, с. 426].

       Неоднократные в короткий промежуток времени попытки  привести в движение несколько транспортных средств, с целью поездки на одном  из них не образуют признаки повторности  угона.

       Угон  не может квалифицироваться как  повторный, если судимость за ранее  совершенное аналогичное преступление снята или погашена в установленном  законом порядке, а также, если к  моменту совершения нового преступления истекли сроки давности привлечения  к уголовной ответственности  за прежний угон транспорта [10, с. 257].

       Под угоном, совершенным по предварительному сговору группой лиц, следует  понимать такое неправомерное завладение чужим транспортным средством или маломерным водным судном   и поездку на нем, в котором участвовали двое и более лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Действия всех соисполнителей в таких случаях следует квалифицировать по ч.2 ст.214 УК Республики Беларусь, независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял угнанным транспортом.

       Содействие  совершению угона советами, указаниями, предоставлением средств, заранее  данным обещанием скрыть преступление, а также устранением препятствий необходимо квалифицировать как соучастие в таком угоне в форме пособничества. Однако оказание виновному помощи в непосредственном завладении транспортным средствам или маломерным водным судном или совершении поездки на нем следует рассматривать как соисполнительство  в  этом преступлении [14, с. 516].

       Не  образует соучастия в угоне транспортного  средства или маломерного водного  судна поездка на них в качестве пассажира лица, сознающего, что транспортное средство угнано, но не оказавшего какого-либо содействия гону.   

       В ч.3 ст.214 УК Республики Беларусь, предусматривается ответственность за действия, перечисленные частями 1 и 2 статьи 214 УК Республики Беларусь. Совершенные с применением насилия или угрозой его применения. Угон квалифицируется по ч.3 ст.214 УК Республики Беларусь, если лицо завладеет транспортным средством или маломерным водным судном применив насилие или угрозу или угрозу  применения насилия к водителю, или к лицу, осуществляющему охрану этого имущества, или к иным лицам препятствующим угону. Угон не квалифицируется по ч.3 ст.214 УК Республики Беларусь, если насилие или угроза его применения не были способом завладения транспортом и поездки на нем, а применялись виновным, например, для того чтобы избежать задержания либо из мести за неудавшееся преступление.

       Если  в результате угона потерпевшему причиняется смерть, то все квалифицируется  по совокупности преступлений ч.3 ст. 214 и п.8 ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь.

       Поэтому при расследовании преступления также необходимо устанавливать  причинную связь между совершенным  деянием и наступившими последствиями. 
            Субъективная сторона – прямой умысел, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало общественную опасность своего действия или бездействия, предвидело их общественно опасные последствия и желало их наступления (ч.2 ст. 22 УК Республики Беларусь). А также характеризуется отсутствием цели с корыстными побуждениями.

       В отличие от хищения при угоне виновный не желает обратить предмет преступления в свою собственность или извлечь из него материальную выгоду путем отчуждения [11, с. 53].

       Для угона характерно намерение использовать транспортное средство по назначению – для поездки.

       При совершении на угонном транспортном средстве дорожно-транспортное происшествие, которое повлекло последствия указанные  в ст.317 УК Республики Беларусь, ответственность наступает по совокупности. Последствия:

  1. повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения;
  2. повлекшее по неосторожности смерть человека;
  3. повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

       Субъект преступления общий с 14 лет, т.е. вменяемое  физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

       Наличие всех вышеизложенных признаков рассматриваемого преступления обязательно должно быть установлено при расследовании  угона транспортного средства или  маломерного водного судна [6, с. 180].

       3 ПРОФИЛАКТИКА УГОНА 
 
 

       В настоящее время Республика Беларусь переживает самый настоящий автомобильный бум. Машин стало много, практически в каждой семье есть автомобиль, а в некоторых - по два и более.

       Но  это детали. Фактом остается огромное количество автомобилей. А автомобиль - это имущество, причем достаточно дорогое.

         Как известно из истории человечества, с момента появления собственности  появились и люди, желающие этой  собственностью завладеть, причем не всегда законным путем. Такова природа человека. Как ни грустно, но этот факт надо признать, и с ним нельзя не считаться. Из всех материальных ценностей транспортные средства можно отнести к категории имущества, которым проще всего завладеть. Изучая антологию воровства, можно заметить, что хищению наиболее подвержены предметы, имеющие ценность, которыми легко завладеть, легко транспортировать, легко реализовать [7, с. 190].

       Волна преступлений, связанных с хищением транспортных средств, захлестнула  весь мир. По величине наносимого ущерба хищения автомобилей - это второй (после наркобизнеса) вид преступной деятельности. За несколько последних десятилетий автомобильный криминалитет выработал достаточно совершенную схему своей деятельности. Суть ее заключается в строгом разделении труда в технологической цепочке теневого оборота автотранспорта, а также в минимально возможных связях между ее звеньями. Кто-то занимается поисками объектов, кто-то непосредственно угоном, кто-то транспортировкой, хранением, вспомогательными операциями (подделкой документов, изменением номеров, разборкой), реализацией и т.д. В хорошо отлаженной структуре исполнитель какой-то определенной операции никогда не знает, что, как, когда и где делают его сообщники. Чаще всего он с ними даже незнаком. Конечно, есть человек или несколько, которые в курсе всех событий. Но они, как правило, не принимают личного участия в конкретных противоправных действиях, что значительно затрудняет привлечение к ответственности непосредственно организаторов [12, с. 139]. 

       Угон транспортных средств, проблема не только благополучных во всех отношениях стран. Наблюдается такое явление и у нас.

       Исходя  из актуальности и остроты проблемы противодействия преступности, связанной  с незаконным завладением транспортным средством, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, опираясь на опыт и практику своих коллег из различных стран, принимает различные меры по борьбе с хищениями автомобилей, пресечению незаконных попыток торговли ими, выявлению и розыску похищенных транспортных средств. Чтобы успешно бороться с авто угонщиками необходимо, в первую очередь, изучить способы их деятельности. 

       Здесь можно выделить следующие наиболее широко используемые преступниками методы:  

  • изменение идентификационных номеров автомобилей, зачастую преступник приобретает автомобиль, представляющий собой металлом и продаваемый на запчасти, для того, чтобы получить настоящие документы и обеспечить ими краденый автомобиль; 
  • снабжение автомобиля поддельными документами; 
  • использование автомобилей, взятых напрокат; 
  • немедленная переправка автомобиля за границу, заменив номера; 
  • фальсификация угона транспортного средства его владельцем с целью получения страховки. 

       У нас наибольшее распространение  получили первые два способа. В сфере  криминального "сотрудничества" западно- и восточноевропейских  стран особенно популярны последние  два метода [10, с. 235]. 

       Признавая, что эффективная борьба на международном  уровне с хищениями автотранспорта возможна только на основе оперативного взаимодействия компетентных органов всех государств, отдельные страны объединяют свои усилия как для предотвращения угонов транспортных средств, так и, главным образом, для предупреждения легализации в своих странах автомобилей, похищенных за границей [10, с. 230]. 

       За  свою небольшую историю правоохранительными  органами Республики Беларусь был накоплен бесценный  опыт в борьбе с хищениями 

автомобилей. Так, Министерством внутренних дел  Республики Беларусь, была утверждена концепция борьбы с преступностью в сфере автотранспорта.                                                

       Основными направлениями данной концепции  являются:

Информация о работе Угон транспортного средства