Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Содержание

Введение 3
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля 5
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля 6
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ 7
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ 12
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства 27
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки 33
Уголовная ответственность должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

      Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая  заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

      Валютное  регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.

      Ситуация  изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.

      Однако, происшедшие изменения структуры  государственного устройства СССР, образование  суверенного государства Российской Федерации изменили приоритеты реализации основных направлений развития экономической политики, в том числе и в области валютного регулирования. Встала необходимость скорейшей разработки единого нормативного акта в области валютного законодательства, именно 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 (далее Закон).

      Введение  Закона впервые определило само понятие  «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:

    • Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    • Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
    • Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
    • Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

 

Причины необходимости создания эффективного валютного контроля

 

      Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и  нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

      Конечно же, существование такой нормативной  базы нуждается в мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

      Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

 

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля

 
 

      Валютный  контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в  критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

      В соответствии с особенностями развития различных стран при определении  форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные  различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.

      Система валютного контроля достаточно успешно  реализовывалась в различные  периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

      Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий  момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

      Таким образом, можно говорить о широком  спектре тактических подходов при  организации валютного контроля, которым может воспользоваться  государство.

      Необходимо  отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.

      Учитывая  наиболее развитые механизмы валютного контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и Франции в данном направлении.

Место таможенных органов  в системе органов  и агентов валютного контроля РФ

      Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

      При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

      Полномочия  органов и агентов валютного  контроля (статья 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"):

      1. Органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают  нормативные акты, обязательные  к исполнению всеми резидентами  и нерезидентами в Российской  Федерации.

      2. Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции:

      а) осуществляют контроль за проводимыми  в Российской Федерации резидентами  и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а  также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

      б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

      3. Органы валютного контроля определяют  порядок и формы учета, отчетности  и документации по валютным  операциям резидентов и нерезидентов.

      Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной  формой.

      Рассмотрим полномочия отдельных органов и агентов валютного контроля.

      Согласно  Федеральному закону «О Центральном  банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

      В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации", Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

      Согласно  Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.

      Таким образом, основными функциями ВЭК являются:

      1) осуществление контроля за проводимыми  в России резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

      2) проведение проверок валютных  операций резидентов и нерезидентов  в России.

      В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право  привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке  к ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.

Информация о работе Валютный контроль