Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Содержание

Введение 3
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля 5
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля 6
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ 7
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ 12
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства 27
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки 33
Уголовная ответственность должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      По  мнению заместителя Генерального прокурора  РФ, зачисление экспортером валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации  не предусмотрено Таможенным кодексом РФ в качестве обязательного требования таможенного режима экспорта. В данной связи неперечисление средств, полученных от экспорта товаров, не является нарушением таможенного режима и, следовательно, не влечет применения ответственности по ст. 273 ТК РФ.

      Кроме того, валютное законодательство, предусматривая ответственность экспортеров по зачислению валютной выручки, не возлагает  на них обязанности обеспечивать своевременность поступления валютных средств от покупателей экспортируемого товара.

      Вместе  с тем, с точки зрения заместителя  Генерального прокурора РФ, Алтайской  таможней к АО неправомерно применена  ответственность за нарушение валютного  законодательства, поскольку это  входит в полномочия Центрального банка  РФ и ГТК РФ.

      Рассмотрев  протест заместителя Генерального прокурора, Президиум ВАС РФ не нашел  оснований для его удовлетворения и постановление апелляционной  инстанции оставил в силе.

    Выводы  были сделаны ВАС РФ на основе следующих  обстоятельств.

      1. Как следует из материалов дела, АО "Барнаульский аппаратно-механический завод" осуществил экспортную поставку продукции в адрес болгарской компании "Технокриометалл". При этом в соответствии с паспортом сделки валютная выручка должна была поступить на текущий валютный счет экспортера не позднее 10 ноября 1994 г.

      Отметим, что, согласно п. 3.1  инструкции ЦБ РФ, ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки  от экспорта товаров", по каждому  заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, в котором, помимо прочего, указывается транзитный валютный счет, предназначенный для зачисления валютной выручки от экспорта продукции, а также дата поступления валютной выручки (расчетная дата поступления последнего платежа на транзитный счет экспортера по контракту, на основании которого составлен паспорт сделки, указывается в паспорте сделки в графе "Последний платеж").

      2. Учитывая, что в указанный срок  валютная выручка не поступила,  а истец не предпринял в связи с этим надлежащих мер, Алтайская таможня применила штрафные санкции, предусмотренные ст. 273  ТК РФ. Напомним, что данной статьей установлена ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенных режимов. Она выражается в виде наложения штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

      В этой связи доводы заместителя Генерального прокурора РФ, изложенные выше, не находят  оснований.

      3. Согласно ст. 5  Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 8  указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на соответствующие счета в уполномоченных банках на территории РФ.

      Из  содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами валютной выручки на транзитные валютные счета  в уполномоченных банках на территории РФ является обязательным условием экспортных операций. Указанное условие не только установлено законодательством, но и конкретизировано применительно к экспорту товаров.

      4. Статья 98  ТК РФ, определяя требования  при экспорте товаров, устанавливает,  что экспорт осуществляется при соблюдении условий уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдении мер экономической политики и выполнении других требований, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами РФ по таможенному делу.

      Таким образом, уплата вывозных таможенных пошлин не исчерпывает перечень требований при экспорте товаров и не ограничивает условий таможенного режима экспорта.

      5. Согласно ст. 24  ТК РФ, в случае, когда Кодексом не предусмотрены  положения, регулирующие отдельные  вопросы применения таможенных режимов, ГТК РФ праве впредь до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать режимы, вообще не предусмотренные Кодексом.

      Эти полномочия были реализованы ГТК РФ при принятии инструкции  от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров", где в п. 2.1  определено, что экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках на территории РФ. Кроме того, п. 3.2  Инструкции устанавливает, что с подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров.

      Пунктом 7  указа Президента РФ от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании  внешнеторговых бартерных сделок" также подтверждено, что зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98  Таможенного кодекса РФ. В данном случае следует иметь в виду, что к обстоятельствам, свидетельствующим о принятии экспортерами мер по обеспечению зачисления экспортной валютной выручки на транзитный счет экспортера, согласно п. III.IV  письма ГТК РФ от 24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст. 273 Таможенного кодекса РФ за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил", относятся следующие обстоятельства:

    1) на стадии предконтрактной подготовки:

  • выяснение через Торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

    2) на стадии заключения соглашения:

  • внесение в договор предусмотренных гражданским законодательством способов обеспечения исполнения обязательств (залог, банковская гарантия, поручительство и проч.);
  • применение форм расчетов по договору, исключающих риск незачисления экспортной валютной выручки (предоплата, аккредитив и т.д.);
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;

    3) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, но до выявления факта незачисления валютной выручки таможенными органами:

  • ведение претензионной работы (предъявление претензии, переписка по факту незачисления валютной выручки по контракту с иностранной стороной);
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы о взыскании с контрагента неуплаченной суммы;
  • обращение в Банк России за получением разрешения о продлении срока поступления экспортной валютной выручки;
  • обращение в уполномоченные органы за получением заключения об обоснованности незачисления экспортной валютной выручки.

      Как следует из того же пункта письма ГТК РФ, принятие экспортером указанных мер, не повлекших зачисления валютной выручки, не может оцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии события или состава правонарушения данной категории, но учитывается при определении размера взыскания.

      Кроме того, предпринятые экспортером меры после обнаружения факта незачисления валютной выручки от экспорта товаров  или заведения дела о нарушении  таможенных правил являются обстоятельством, смягчающим ответственность, только в  том случае, если они повлекли устранение вредных последствий правонарушения (поступление валютной выручки).

      6. Таким образом, Президиум ВАС  РФ признал, что зачисление  экспортерами валютной выручки  на транзитный валютный счет  в уполномоченном банке служит  условием таможенного режима экспорта. При этом экспортер обязан не только зачислять на счет в уполномоченном банке на территории РФ полученную валютную выручку, но и принять все необходимые меры для ее получения от покупателя экспортируемого товара.

      Незачисление  валютной выручки, равно как и непринятие необходимых мер для ее получения, являются нарушениями таможенного режима экспорта и подпадают под действие ст. 273  ТК РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий конкретного таможенного режима.

      Помимо  сказанного, добавим, что юридическим  фактом, с которым связано возникновение  правоотношений между экспортером  и государством в лице таможенных органов, является представление в  таможенные органы паспорта сделки в  качестве документа, необходимого для помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим экспорта. При этом отношения между экспортером и государством выражаются в принятии экспортером обязанностей по выполнению требований законодательства РФ о зачислении в установленные сроки всей суммы валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках и, одновременно с этим, в возложении государством на таможенные органы обязанностей по осуществлению контроля за поступлением валюты.

      Таможенный  режим экспорта может быть завершен надлежащим образом только после зачисления валютной выручки от экспорта товаров.

      7. Довод заместителя Генерального  прокурора РФ об отсутствии  у таможни полномочий по привлечению  к ответственности за нарушения  валютного законодательства также не может служить основанием для удовлетворения протеста, поскольку в рассматриваемом случае истец привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ.

      Согласно  ст. 8  ТК РФ, таможни относятся  к таможенным органам РФ, которые в соответствии со ст. 365  ТК РФ вправе выносить постановления о наложении взыскания за таможенные нарушения.

      Таким образом, таможенная служба - практически  единственный государственный орган, правомочный решать вопрос о привлечении к ответственности лиц за нарушения валютного законодательства РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил, поскольку ни таможенным, ни административным, ни иным законодательством РФ не определены другие органы, правомочные решать этот вопрос.

      8. Поскольку факт непоступления  выручки подтверждается материалами  дела, а истец его не опровергает  и доказательств принятия необходимых  мер для обеспечения получения  и зачисления выручки на счет  в уполномоченном банке на  территории РФ не предоставлено, Президиум ВАС РФ посчитал, что Акционерное общество "Барнаульский аппаратно-механический завод" правомерно привлечено таможней к ответственности, предусмотренной ст. 273  Таможенного кодекса РФ.

      Таким образом, таможенный режим «экспорт товаров» может быть завершен надлежащим образом только после выполнения всех требований, предъявляемых к данному режиму, в том числе и требования о зачислении валютной выручки от экспорта товаров.

 

Ответственность резидентов за нарушение  предписаний валютного и таможенного законодательства

      Субъектами  ответственности за нарушение валютного  законодательства являются резиденты, включая уполномоченные банки.

      Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том  числе по представлению агентов  валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

      Согласно  ст. 201 ТК России при выявлении российскими  таможенными органами в ходе осуществления  валютного контроля нарушений валютного  законодательства, являющихся одновременно и нарушениями таможенных правил, виновные лица несут юридическую ответственность, конкретный вид которой зависит от характера совершенного противоправного деяния. Несоблюдение требования обязательного зачисления экспортерами на свои счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в сроки, определенные законодательством для совершения валютных операций, квалифицируется по ст. 273 ТК России ("Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими"), поскольку такое нарушение выражается в несоблюдении требований режима экспорта (ст. 98 ТК России). Таможенные органы решают вопрос о заведении и принятии к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров и не обеспечивших принятие мер к получению и зачислению валютной выручки от экспорта товаров на их счета в уполномоченных банках, дела о нарушении таможенных правил по ст. 273 ТК России. 

      1. Для помещения под таможенный  режим экспорта товаров экспортер обязан произвести их таможенное оформление, уплатить таможенные платежи и предъявить по требованию таможенного органа РФ декларируемые товары. Он должен также представить ГТД (грузовую таможенную декларацию), содержащую сведения, требуемые для контроля за зачислением валютной выручки, иные документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей (ст. 173  ТК РФ), в число которых входит надлежащим образом оформленный паспорт сделки. Без представления таможенному органу паспорта сделки (его копии) товары, вывозимые с таможенной территории РФ по внешнеторговым контрактам, предусматривающим расчеты в валюте иной, чем валюта Российской Федерации, не могут быть помещены под таможенный режим экспорта.

Информация о работе Валютный контроль