Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Содержание

Введение 3
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля 5
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля 6
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ 7
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ 12
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства 27
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки 33
Уголовная ответственность должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      2. Данные о незачислении экспортером всей или части валютной выручки от экспорта товаров, полученные таможенными органами от уполномоченных банков, свидетельствуют о наличии признаков нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 273 ТК РФ и выразившихся в несоблюдении требований таможенного режима экспорта. Заведению дела о нарушениях таможенных правил должна предшествовать соответствующая проверка.

      3. Нарушениями таможенных правил  не могут быть признаны факты  незачисления всей экспортной  валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:

     - с возвратом в сроки исполнения  текущих валютных операций ранее  вывезенного в таможенном режиме  экспорта товара в РФ - при условии  подтверждения факта его ввоза  таможенными органами;

     - с поступлением экспортной валютной  выручки в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которыми осуществляется валютный контроль;

     - с уменьшением стоимости товара  из-за несоответствия качества  поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС РФ, ТПП РФ либо иных уполномоченных органов;

     - с несоответствием количества  товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товарно-сопроводительных  документах, подтверждаемым коммерческими актами транспортных организаций;

     - с несоответствием стоимости,  указанной в ГТД, фактически  уплаченной сумме из-за изменения  стоимости товара на международных  биржах после его таможенного  оформления, если такое изменение  предусматривалось условиями контракта и проч.

      Обязательным  условием признания перечисленных  случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о нарушении  таможенных правил, является их документальное подтверждение, а также возможность  проверки таможенными органами достоверности представленных документов.

      Кроме того, в соответствии с п. III.V  письма состав нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 273  ТК РФ, выразившегося  в несоблюдении требования таможенного  режима экспорта об обязательном зачислении всей валютной выручки на счета в уполномоченных банках, характеризуется следующим:

     - субъектом рассматриваемого правонарушения  могут быть только российские  юридические лица и индивидуальные  предприниматели;

     - объектом правонарушения являются  экономические интересы Российской Федерации;

     - непосредственным объектом нарушения  таможенных правил являются товары, помещенные под таможенный режим  экспорта;

     - данное правонарушение может  быть совершено как путем бездействия  (экспортер не принял мер, обеспечивающих  зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки), так и путем совершения действий, недостаточных для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки либо прямо повлекших за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа и др.

      В целом изложенные выше рекомендации ГТК РФ по применению действующего законодательства не исключают обязанности  должностных лиц таможенных органов  РФ при производстве дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении руководствоваться иными требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ, несоблюдение которых может повлечь отмену постановлений таможенных органов.

      1. Как следует из материалов  дела, ответчиком была проведена проверка соблюдения валютного и таможенного законодательства АО "ОКАбанк", в ходе которой установлено нарушение порядка учета валютных операций.

      2. Нарушения состояли в следующем.  На текущий счет клиента банка  - компании "Орликом" поступила  иностранная валюта в сумме 150 тыс. долл. США. Эта сумма направлена компании "Орликом" американской фирмой по контракту о совместной коммерческой деятельности в производственной сфере и строительстве жилья с целью приобретения ценных бумаг.

      Вместе  с тем в мемориальном ордере указано, что поступившая сумма является выручкой компании от продажи товаров, а в банковской расшифровке движения валютных средств на счете компании "Орликом" зафиксирована как поступление в уставный фонд компании.

      3. В этой связи по результатам проверки региональный центр Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю принял решение о взыскании с компании "Орликом" штрафа в сумме 50 тыс. долл. США на основании п. 2 ст. 14  Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

      Заметим, что, согласно указанной норме, резиденты  РФ, включая уполномоченные банки, а  также нерезиденты, в случаях  отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля необходимых документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не представлены в установленном порядке. При этом порядок привлечения к ответственности в указанных случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

      4. Принимая решение об удовлетворении  исковых требований АО "ОКАбанк" о признании недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, арбитражный суд первой инстанции руководствовался п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А поскольку порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных этим пунктом, в настоящее время не установлен, суд посчитал, что ответчик не имел права применять к истцу штрафные санкции.

      Между тем тот факт, что порядок привлечения  к ответственности по п.2 ст. 14 Закона не установлен, не лишает органы валютного контроля права применять ответственность к резидентам и нерезидентам РФ.

      При таких обстоятельствах оснований  для признания недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в части применения к АО "ОКАбанк" штрафных санкций в сумме 50 тыс. долларов США у арбитражного суда не имелось. 

      Очень часто бывают случаи, когда предприятия-экспортеры подлежат ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в случае, если часть валютной выручки была перечислена в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни.

      В том случае, если организация, являясь участником внешнеэкономических сделок, в счет заключенных контрактов в отдельных случаях производила зачисление валютной выручки в части экспортных пошлин на счета ГТК России, минуя свои транзитные счета, это не может рассматриваться как сокрытие валютной выручки, поскольку средства поступали в федеральный бюджет через счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в полном объеме.

      Таким образом, применение к такой организации  санкций за нарушение порядка  зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.

 

      

Ответственность за представление  таможенному органу поддельной копии  паспорта сделки

      За  представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки, копии паспорта сделки, полученной незаконным путем или содержащей недостоверные сведения о вывозимом товаре, а также копии паспорта сделки, относящейся к другому товару, экспортер несет ответственность в соответствии со ст. 278 ТК России ("Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации"), предусматривающей в качестве санкции за данное правонарушение наложение штрафа в размере от 100 до 300% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.

      Ответственность экспортера за нарушение отдельных требований валютного контроля предусмотрена и в самой Инструкции ЦБ России и ГТК России от 12 октября 1993 г. NN 19, 01-20/10283. Так, экспортер за непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта сделки (для оформления дополнительного листа паспорта сделки), за непредставление в установленные Инструкцией сроки копии ГТД или запрашиваемой уполномоченным банком информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 рублей за каждый день просрочки, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Такие штрафы взыскиваются территориальным управлением Бака России в бесспорном порядке.

      При внесении сторонами в контракт изменений, затрагивающих сведения,  которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок  с даты  внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и / или дополнений, представляет в банк оригиналы или копии дополнений и / или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и скрепленные его печатью.

Уголовная ответственность  должностных лиц

 

      За  невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте статьей 193 Уголовного Кодекса Российской Федерации  предусмотрена и уголовная ответственность. К компетенции таможенных органов отнесено дознание по делам о невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

      Субъектом уголовной ответственности могут  быть только физические лица (гл. 4 УК). К уголовной ответственности за это преступление подлежит привлечению руководитель организации, т.е. лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. Однако соучастниками его могут быть любые физические лица.

      Действия  указанные в ст. 193 УК наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

      Уголовная ответственность руководителя организации  или предприятия независимо от форм собственности наступает в том  случае, если иностранная валюта в крупном размере:

    • не была зачислена по его вине в уполномоченный банк,
    • находится за границей и не была возвращена, хотя ее обязаны были возвратить.

      Обязательным  условием привлечения руководителя к уголовной ответственности  является невозвращение из-за границы валюты в крупном размере. Как определено в примечании к ст. 193 УК Российской Федерации, сумму невозвращаемых средств в иностранной валюте следует считать крупной, если она превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

      Дела  о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

 

Заключение

 

      Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система  валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

      Так как по роду объекта регулирования  сфера валютного регулирования  и валютного контроля затрагивает  многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Информация о работе Валютный контроль