Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

       Из  содержания Конституции РК следует, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной властям. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (п. 1 ст. 75), а органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти (п. 1 ст. 64). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а есть самостоятельный централизованный орган.

       Взаимодействие  Президента РК и прокуратуры нуждается в законодательном закреплении. Правовой основой тому служит п. 2 ст. 40 Конституции РК, согласно которой Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В силу п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РК, исполнением действующих на территории государства законов. На прокуратуру в целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства возложен надзор за исполнением законов субъектами прокурорско-надзорных правоотношений. Таким образом, цели и задачи, возложенные на Президента РК и предписанные прокуратуре, законодательно совпадают, однако реализуются в различных правовых формах.

       Прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе «сдержек и противовесов» других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими либо подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство. Противоречия же между властями будут носить разрушительный характер.

       Таким образом, вопрос о четвертой власти отнюдь не риторический. И ею являются не средства массовой информации, как  они сами нередко называют себя. С научной, а не публицистической точки зрения в единой деятельности государства по осуществлению власти был бы значительный пробел, если бы отсутствовал контроль за соблюдением законности, причем со стороны не только суда, но и прокуратуры. Без прокурорского надзора, как и любого другого государственного контроля, неизбежны коррупция, взяточничество, нарушение прав личности, паралич органов расследования и т.д.[28, с. 92].

       Что касается формирования правового государства, то происходящее развитие и дифференциация государственной деятельности с неизбежностью выдвигают проблему прокурорской власти на видное место и отвергают идею свертывания прокурорского надзора[29, с. 65-66]. С такой постановкой вопроса следует согласиться, поскольку развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам функционирования правового государства, в котором во всех сферах господствует закон и недопустимы какие-либо его нарушения. Укрепление положения прокурорской власти в политической системе предполагает наличие соответствующего правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность. Основа такой независимости должна быть заложена на конституционном уровне.

       На  основании изложенного можно  сделать вывод, что через соответствующие формы государственной деятельности происходит осуществление определенного вида государственной власти. Поэтому отмеченное выше несовпадение количества форм государственной деятельности и видов власти вполне преодолимо за счет признания прокурорской деятельности соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти. 

1.2. Принципы, функции,  задачи и основные  направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан

 

       В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

       Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РК. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РК. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

       Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

       Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Республики Казахстан законами.

       Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РК, в обязанности информирования органов власти и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

       В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства:

       1) выявляет и принимает меры  к устранению нарушений Конституции,  законодательных актов и актов Президента республики;

       2) осуществляет надзор  за законностью оперативно-розыскной  деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;

       3) представляет интересы  государства в суде;

       4) опротестовывает  законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики;

       5) в порядке и  в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;

       6) формирует государственную  правовую статистику с целью  обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.

       Высший  надзор за точным и  единообразным применением  законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок.

       Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с:

       1) поручением Президента Республики Казахстан;

       2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными  о нарушениях законодательства;

       3) непосредственным  выявлением признаков нарушения  законодательства;

       4) поручением или  запросом вышестоящего прокурора. 

       Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.

       Проверка применения законодательства проводится в течение  месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.

       Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора  влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» и другими нормативными правовыми актами.

       В республике Казахстан прокуратура  осуществляет следующие основные виды надзора.

       1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства. Задачами надзора являются:

       1) обеспечение прав и свобод  человека и гражданина, соответствия  законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;

       2) принятие мер к выявлению и  устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав.

       Прокуратура не подменяет  другие государственные органы и  не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан.

       Детализирует  данный вид надзора Инструкция об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере, утвержденная приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 21 ноября 2002 г. № 6030.

       2. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор республики и иные прокуроры в пределах компетенции, установленной законодательством.

       3. Надзор за законностью следствия и дознания. Прокурор осуществляет надзор за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования. Согласно п. 3 Инструкции об организации надзора за законностью следствия и дознания, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 4 января 2006 года № 1[31], приоритетными направлениями надзора за законностью следствия и дознания определены:

       1) надзор за соблюдением конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в уголовном процессе;

       2) координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью,  укреплению законности и правопорядка;

       3) надзор за соблюдением законности  при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях и происшествиях;

       4) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с  терроризмом и экстремизмом, незаконным вывозом и торговлей людьми с целью их сексуальной, трудовой и иной эксплуатации;

       5) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с  организованными формами преступности;

       6) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с умышленными убийствами;

       7) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с  незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ;

       8) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с  коррупционной преступностью;

       9) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с  экономической преступностью.

       4. Надзор за законностью административного  производства. Прокуратура осуществляет надзор за законностью административного производства в целях:

       1) обеспечения точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях, а также при рассмотрении дел и определении мер взыскания за совершенное административное правонарушение;

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть