Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

       12) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры;

       13) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры;

       14) присваивает звание «Почетный работник Прокуратуры», утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

       15) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов;

       16) вносит предложения на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда о даче разъяснений по вопросам судебной практики;

       17) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами Республики Казахстан.

       Генеральную прокуратуру  Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики. Генеральный прокурор республики имеет первого заместителя и заместителей. Структура Генеральной прокуратуры и полномочия ее сотрудников определяются Генеральным Прокурором.

       Генеральная прокуратура:

       1) обеспечивает координацию и согласованность  действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности;

       2) анализирует практику  надзора за применением законов,  состоянием законности в республике;

       3) вырабатывает рекомендации  по совершенствованию прокурорского надзора;

       4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов;

       5) взаимодействует  с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность;

       6) организует и  проводит повышение квалификации кадров;

       7) участвует в  нормотворческой деятельности;

       8) представляет органы  прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

       Прокуроры областей и приравненные к ним  прокуроры:

       1) руководят деятельностью областных,  городских, районных и иных  приравненных к ним прокуратур  по обеспечению прокурорского  надзора; 

       2) издают приказы,  распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников.

       Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором республики сроком на пять лет. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы.

       Подчиненность прокуроров включает:

       1) обязательность указаний вышестоящих  прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур;

       2) ответственность нижестоящих прокуроров  перед вышестоящими за выполнение  служебных обязанностей;

       3) осуществление вышестоящими прокурорами  в необходимых случаях полномочий нижестоящих;

       4) отмену, отзыв или изменение актов  нижестоящих прокуроров вышестоящими;

       5) разрешение вышестоящими прокурорами  жалоб на действия и акты  нижестоящих. 

       Генеральным прокурором республики могут быть установлены  иные формы подчиненности нижестоящих  прокуроров.

       Коллегии образуются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законов, требующие по усмотрению Генерального прокурора, прокурора области или приравненного к нему прокурора коллегиального рассмотрения с участием должностных лиц, нарушивших закон. Решения коллегии принимаются большинством от общего числа ее членов. Решения коллегии реализуются приказами соответствующих прокуроров и обязательны для сотрудников органов прокуратуры. По выявленным нарушениям закона принимаются акты прокурорского надзора.

1.3. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах

 

       Об  объективном существовании принципа прокурорского надзорно-охранительного права свидетельствуют не только правовые нормы, регламентирующие широту участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, но и практика. Так, в 2008 году прокуроры в Республике Казахстан приняли участие в рассмотрении судом только первой инстанции более 28 000 уголовных дел[34].

       Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-I[35] и законодательство о прокуратуре регламентируют цели, задачи и полномочия прокурора, осуществляющего деятельность по участию в рассмотрении судами уголовных дел, устанавливают конкретные задачи, формы, порядок участия прокуроров в различных стадиях судебного производства по уголовным делам. Деятельность прокурора по поддержанию государственного обвинения уже не является надзорной, как это было ранее.

       Норма, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, установленная ст. 23 УПК РК, вызвала необходимость определения процессуального положения и формы участия государственного обвинителя в уголовном судебном производстве. «Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса: Генеральный прокурор Республики Казахстан, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, районные, городские прокуроры, военные прокуроры, транспортные прокуроры и приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры по отрасли надзора, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов прокуратур. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем» (п. 1. ст. 62 УПК РК). Отношения с судом прокурор должен строить на основе соблюдения принципов состязательности и равенства прав сторон, независимости судей и их подчинения только закону. Это означает, что прокурор является такой же стороной в деле, как и сторона защиты, не имеет преимуществ перед стороной защиты. Это положение вызывает противоречивые мнения среди ученых.

       По  мнению Л.Б. Алексеевой, состязательность сторон как принцип уголовного судопроизводства указывает на состязательный характер судебных заседаний, где стороны обвинения (прокурор) и защиты (обвиняемый и его защитник) состязаются, доказывая правильность своих утверждений. Состязание проявляется в анализе и интерпретации имеющихся в материалах дела доказательств. Именно в таком состязании и равноправны стороны; в другом никакого равноправия быть не может[36, с. 77]. Л.С. Курочкина, наоборот, указывает на то, что права прокурора в процессе аналогичны правам защиты, однако в отличие от адвоката, который действует от имени своего подзащитного, прокурор должен защищать в равной мере права как подсудимого, так и потерпевшего от преступления[37, с. 11]. Вторая точка зрения представляется более правильной и совпадает с позицией казахстанского законодателя.

       Однако  практически уравнять стороны во всех правах невозможно. На это указывали известные дореволюционные русские юристы. В. Случевский, например, отмечал: «Полная равноправность сторон – это идеал, к которому стремятся законодательства, его, однако же, никогда полностью не достигая. Для жизненного осуществления этого принципа недостаточно признания равенства в правах сторон, а нужно, чтобы оно проявлялось и в равенстве средств и действий... Прокурор является у нас на суд не исключительно стороною, но и представителем законности, что, выражаясь даже во внешних атрибутах власти (например, в ношении служебного мундира), ставит его не в одинаковое на суде положение с защитником»[38, с. 84-85].

       В уголовном процессе Республики Казахстан законодатель поставил точку в дискуссии о том, какую деятельность осуществляет прокурор – государственное обвинение или надзор за соблюдением законов. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РК, осуществлять «уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса»… «Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем» (п. 1 ст. 62).

       Поддержание государственного обвинения в суде есть предусмотренная процессуальным законодательством деятельность прокурора по доказыванию виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Участие обвинителя в судебном разбирательстве обязательно.

       Статья 317 УПК регламентирует порядок участия государственного обвинителя в главном судебном разбирательстве.

       Участие в главном судебном разбирательстве  прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.

       По сложным и  многоэпизодным делам государственное  обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.

       Если при судебном разбирательстве обнаружится невозможность  дальнейшего участия прокурора, он может быть заменен. Вступление в дело нового прокурора не влечет повторения действий, которые к тому времени были совершены в суде, но по ходатайству прокурора суд может предоставить ему время для ознакомления с материалами дела.

       Прокурор представляет доказательства и участвует в  их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

       Прокурор предъявляет  или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, государственных или общественных интересов.

       Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения всех обстоятельств дела. Прокурор может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве. Отказ государственного обвинителя от обвинения допускается в ходе судебного следствия или судебных прений.

       В случае полного  отказа прокурора от обвинения, если от обвинения отказался и потерпевший, суд своим постановлением прекращает дело. Если же потерпевший настаивает на обвинении, суд продолжает разбирательство и разрешает дело в общем порядке. Прокурор в этом случае освобождается от дальнейшего участия в процессе, а обвинение поддерживает потерпевший лично или через представителя. По ходатайству потерпевшего ему должно быть представлено судом время для приглашения представителя. При частичном отказе прокурора и частного обвинителя от обвинения суд прекращает дело в той части обвинения, от которого отказалась сторона обвинения, дело в остальной части обвинения рассматривается в общем порядке. Если прокурор изменил обвинение и на прежнем обвинении не настаивает потерпевший, суд рассматривает дело по новому обвинению.

       Органы  прокуратуры должны обеспечивать обязательное участие прокурора на предварительном слушании, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств в большинстве случаев лежит на прокуроре, а по этому основанию наиболее часто проводится предварительное слушание. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, он может быть заменен.

       Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть