Основные направления деятельности следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление теоретических положений, касающихся процессуального статуса и процессуальной самостоятельности следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
 выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя и становление его уголовно-процессуальной самостоятельности в уголовном судопроизводстве России;
 сформулировать понятие «уголовно-процессуальное положение следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;
 определить характер взаимосвязей и содержание структурных элементов уголовно-процессуального положения следователя путем анализа его правового регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Уголовно-процессуальное положение следователя как участника уголовного процесса………………………………………………..8
§1. Становление и развитие института следователя……………………………8
§2. Понятие, правовые основы и процессуальное положение следователя…25
§3. Процессуальная деятельность и функции следователя…………………….31
Глава II. Основные направления деятельности следователя……………42
§1. Деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении ………………………………………………..47
§2. Деятельность следователя в рамках некоторых отдельных следственных действий………………………………………………………………...55
2.1 Допрос как метод изучения личности подозреваемого (обвиняемого)……………………………………………………………………55
2.2 Организация проверки показаний на месте…………………………..59
2.3 Привлечение лица в качестве обвиняемого……………………………62
§3. Особенности производства по уголовным делам, возбуждаемых в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….65
§4. Профилактическая работа следователя………………………………………67
§5. Деятельность следователя по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением………………………………………………………….70
§6. Составление обвинительного заключения как результат деятельности следователя……………………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...84

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

По мнению Мешкова  М.В., проверка является обязательным элементом  процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении в каждом конкретном случае, а не только когда полученные сведения вызывают сомнение или недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.40

Проверка должна быть проведена в таком объеме, который позволит принять законное и обоснованное решение на начальном этапе уголовного судопроизводства. С этой целью по любому сообщению о преступлении следует проверить законность повода, а также установить наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

Выбор способов проверки зависит от информации, содержащейся в сообщении, и прилагаемых к  нему материалах, если таковые имеются. Поэтому правоприменитель в ходе деятельности по рассмотрению сообщения  должен, прежде всего, изучить и оценить  имеющиеся первоначальные данные, проверить на их основе обоснованность утверждений заявителя путем изучения полученного заявления, анализа содержащихся в нем сведений, сопоставления имеющихся фактических данных между собой и последующей оценки каждого в отдельности и всех в совокупности.41

Закрепив возможность  проверки сообщения о преступлении, УПК РФ не приводит четкого перечня  возможных способов ее осуществления. Между тем анализ отдельных правовых предписаний уголовно-процессуального  закона все же позволяет выделить отдельные проверочные действия, проведение которых допустимо при рассмотрении сообщения о преступлении. К их числу законодатель относит: требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение специалистов к участию в них (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); требование о передаче документов и материалов – по сообщению, распространенному в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); в исключительных случаях – осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ) и некоторые другие.

Существенным  недостатком выступает тот факт, что закон не определяет порядок производства указанных способов проверки и форму соответствующих процессуальных актов (за исключением осмотра места происшествия). Все это приводит на практике к отсутствию единой процедуры проведения проверочных действий.

В этой связи  представляется необходимым закрепление  в УПК РФ способов проверки сообщения  о преступлении, их процессуальной формы и механизма реализации, что позволит более эффективно решить вопрос о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, усилит гарантии охраны прав и свобод лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, обеспечив единый на всей территории РФ порядок проверочной деятельности на первоначальном этапе судопроизводства.

В практической деятельности наиболее часто используется такой способ проверки, как получение объяснений. Хотя УПК РФ не предусматривает его в качестве средства проверки, о нем содержится упоминание в п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона «О полиции».42 Согласно результатам изучения уголовных дел и «отказных материалов», объяснения были получены в 83% случаев проверки сообщений о преступлениях, по которым принято решение о возбуждении уголовного дела и в 97% случаев из числа изученных материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Все это говорит о необходимости и важности указанного средства, без применения которого во многих случаях невозможно обеспечить полноту проверки сообщения о преступлении.

При получении  объяснения недопустимо применении мер процессуального принуждения, так как они сопряжены с ограничением в той или иной мере прав и законных интересов граждан и характерны для стадии предварительного расследования. Так, к лицу, уклоняющемуся от явки для дачи объяснения, нельзя применить такую меру принуждения, как привод, так как данная мера применяется только к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и свидетелю, если они без уважительной причины не являются по вызову должностного лица.43 В подобных случаях должностное лицо, осуществляющее проверку, должно ограничиться разъяснением необходимости получения объяснения и его важности для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Получение объяснения должно быть направлено на выяснение  фактических данных об обстоятельствах  совершенного или готовящегося преступления, достаточных для установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.

Процедура получения  объяснения во многом схожа с производством  допроса, хотя и имеет определенные особенности. Так, при получении  объяснения сначала выясняется личность опрашиваемого, затем доводятся сущность проводимого действия и соответствующие права. Опрашиваемое лицо не должно предупреждаться об ответственности за отказ или за дачу заведомо ложных показаний, так как не имеет статуса свидетеля, потерпевшего, эксперта или специалиста. После этого вызванным лицом излагаются обстоятельства, ради которых оно было вызвано. Результаты фиксируются в протоколе объяснения, который по окончании опроса дается опрашиваемому для прочтения и подписания.

Истребование предметов и документов также является важным средством проверочной деятельности, осуществляемой на первоначальном этапе уголовного процесса. Процедура истребования охватывает собой действия должностного лица по направлению предписания гражданину или организации представить определенные материалы, передачу истребуемого объекта и процессуальное оформление этих фактов. Автор разделяет мнение ряда процессуалистов относительно возможности применения как устной, так и письменной формы запроса, содержащего требование о представлении предметов и документов.44

Наряду с  истребованием в деятельности по проверке и разрешению информации о  преступлении нередко используется такой способ, как представление  предметов и документов, который  заключается в передаче гражданином, организацией, учреждением, предприятием предметов и документов по собственному волеизъявлению правомочному должностному лицу для использования их процессе доказывания.

В целях проверки поступившего сообщения о преступлении УПК РФ закрепляет правомочие следователя требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.45

Этот способ проверочной деятельности предполагает изучение, проверку, анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, учреждений, предприятий в целях установления законности и достоверности хозяйственных операций, выявления фактов правонарушений в экономической сфере.

Порядок назначения и производства ревизий и документальных проверок по отдельным направлениям деятельности регламентируется подзаконными актами.46

Анализ норм УПК РФ позволяет заключить, что  процессуальную деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении возможно осуществлять и с помощью производства следственного действия – осмотра  места происшествия.

В правоприменительной практике осмотр места происшествия в целях установления наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, применяется довольно часто, так как это позволяет собрать и закрепить наиболее полный материал, достаточный для возбуждения уголовного дела или об отказе в таковом.

Нельзя не отметить, что в юридической литературе уже длительное время обсуждается  вопрос о необходимости расширения перечня средств проверки сообщения  о преступлении такими следственными  действиями, как задержание, обыск, выемка, допрос (потерпевшего, свидетеля), наложение ареста на имущество, осмотр предметов и документов, тем более что подобные суждения находят поддержку и среди правоприменителей.

Полагаем, что  подобный подход неприемлем ввиду того, что разрешение  производства в  ходе проверки сообщения о преступлении следственных действий сотрет грань  между этапом возбуждения уголовного дела и предварительным расследование, превратив проверку в аналог последнего. На наш взгляд, способы проверки следует развивать посредством совершенствования существующих уголовно-процессуальных средств доказывания, разработки новых, но в рамках закономерностей, характерных для данного вида деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении значима как с точки зрения вынесения законного и обоснованного решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела, так и с позиции последующего использования доказательств. Основное содержание данной деятельности составляет проверка поступившего сообщения, проводимая в различном объеме в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, полученных в ходе ее осуществления.

 

§2. Деятельность следователя в  рамках производства отдельных следственных действий

2.1 Допрос как метод изучения  личности подозреваемого (обвиняемого)

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования преступления является важным направлением деятельности следователя. Данное направление деятельности следователя вызвано не только необходимостью правильной квалификации деяния, правильного выбора предусмотренных законом процессуальных процедур, но и тактики проведения следственных действий, средств и методов расследования.

В юридической литературе выделяют четыре направления изучения личности подозреваемого (обвиняемого):

    • криминалистическое;
    • уголовно-правовое;
    • уголовно-процессуальное;
    • криминологическое.

Мы остановимся  на уголовно-правовом и уголовно-процессуальном направлении изучения личности подозреваемого (обвиняемого). Уголовно-правовая характеристика изучения личности необходима при определении таких значимых обстоятельств как размер наказания (ст. 60 УК РФ),   обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. 61, 63, 64 УК РФ), при решении вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), что должно найти отражение в материалах уголовного дела.

Уголовно-процессуальная характеристика предполагает сбор о  нем таких данных, которые входят в предмет доказывания, предусмотренный ст. 73 УПК РФ, в том числе и данные, характеризующие личность подозреваемого (обвиняемого).

УК РФ содержит ряд норм  определяющих содержание деятельности следователя по изучению личности подозреваемого (обвиняемого).

Еще на этапе  доследственной проверки следователь выясняет гражданство лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела.  Уголовное судопроизводство в России ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в состав РФ. Поэтому подозреваемому (обвиняемому), не владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, знакомиться с материалами уголовного дела на родном языке, а также бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Сведения о  возрасте и дееспособности подозреваемого (обвиняемого) имеют значение для  решения вопроса о привлечении  их в качестве гражданских ответчиков по делу.

По уголовным  делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. Если подозреваемый (обвиняемый) является несовершеннолетним или недееспособным, гражданскую ответственность за вред причиненный преступлением, несут родители, усыновители, попечители, опекуны. Следовательно, обязанностью следователя в данном случае является установление в ходе расследования необходимых сведений о возрасте подозреваемого (обвиняемого), его дееспособности, доходах, наличии имущества, родителях, усыновителях, опекунах попечителях. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в отдельном параграфе.

Как уже было отмечено выше допрос подозреваемого (обвиняемого) следователи начинают, как правило, с получения данных о личности. Помимо самой «анкетной» части допроса выясняются обстоятельства, из которых следователь может сделать соответствующие выводы об общественной опасности допрашиваемого лица, необходимости проведения некоторых экспертиз, намерении скрыться от следствия и суда.

Допросы подозреваемого (обвиняемого) следователи начинают, как правило, с получения данных о личности. Помимо самой «анкетной» части допроса выясняются обстоятельства, из которых следователь может сделать соответствующие выводы об общественной опасности  допрашиваемого лица, необходимости проведения некоторых экспертиз,, намерении скрыться о предварительного следствия и суда.

В ходе допроса  необходимо предложить подозреваемому (обвиняемому) рассказать автобиографию. При этом в протоколе следует  отразить сведения о месте работы, учебы, проживания – с указанием периодов времени; сведения о судимости и месте отбывания наказания; сведения о состоянии здоровья; является ли депутатом Государственной Думы РФ или Федерального Собрания РФ; имеет ли правительственные награды; является ли участником войны либо боевых действий.

Даже в том  случае, когда следователь не встречает  противодействия проводимому расследованию  со стороны подозреваемого (обвиняемого), последний не всегда расположен сообщить о себе все, что будет иметь  значение для дела. В конфликтной ситуации, когда лицо не признает свою вину, отказывается давать показания, процесс получения данных усложняется.

Однако в  любом случае допрос как средство установления сведений о личности подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться как можно раньше. Во-первых, следователю будет проще решать последующие задачи расследования, во-вторых, больше будет времени для направления различного рода запросов, поручений и их исполнения, для назначения и проведения судебных экспертиз.

Информация о работе Основные направления деятельности следователя