Основные направления деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы по теме исследования является всестороннее изучение, систематизация и уяснение материала о прокуратуре РФ.
Для реализации цели данной работы были выдвинуты задачи:
- изучить учебную и научную литературу, нормативные документы по теме исследования;
- определить понятие, цели, задачи прокуратуры РФ и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, а также основные направления деятельности прокуратуры РФ;
- рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры РФ;
- систематизировать полученные в ходе изучения темы знания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…2
1. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора………………………………….……4
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры…………………………...……8
3. Система органов прокуратуры, их структура ………………………………..…..…. 11
3.1. Кадры органов прокуратуры…………………………...………………..……16
4. Основные направления деятельности прокуратуры……………………………...…..19
Заключение………………………………………………………...…….……………...…24
Список используемых источников……………………………………..………...………26

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ     

Введение…………………………………………………………………………………..…2

1. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора………………………………….……4

2. Принципы организации  и деятельности прокуратуры…………………………...……8

3. Система органов  прокуратуры, их структура ………………………………..…..…. 11

     3.1. Кадры органов прокуратуры…………………………...………………..……16     

4. Основные направления  деятельности прокуратуры……………………………...…..19

Заключение………………………………………………………...…….……………...…24

Список используемых источников……………………………………..………...………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России. Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов.

     Важно отметить, что  криминальная ситуация в России последнего десятилетия ХХ в. крайне обострилась. Уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к высоким мировым показателям. Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищения людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооруженных нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощренное противодействие разоблачительным мерам. Качественно новые свойства приобретает организованная преступность. Опираясь на коррумпированные связи и значительный "теневой" капитал, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедряются в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, продвигают своих ставленников в органы исполнительной и законодательной власти. Одним из наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку факторов является нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Число зарегистрированных преступлений, связанных с таким оборотом, продолжает неуклонно расти. Негативное влияние на криминогенную ситуацию оказывает беспрецедентное расширение масштабов потребления наркотиков. Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствует стремительному росту и качественному изменению экономической преступности. Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях.

     Также вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем, что прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, законных интересов юридических лиц, общественных объединений и государства в целом, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.

     Важнейшими  предпосылками успешного осуществления  прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

     Целью контрольной работы по теме исследования является всестороннее изучение, систематизация и уяснение материала о прокуратуре РФ.

     Для реализации цели данной работы были выдвинуты  задачи:

- изучить учебную и научную литературу, нормативные документы по теме исследования;

- определить  понятие, цели, задачи прокуратуры РФ и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, а также основные направления деятельности прокуратуры РФ;

- рассмотреть  систему и структуру органов  прокуратуры РФ;

- систематизировать  полученные в ходе изучения  темы знания.

          Предметом исследования выступает Прокуратура РФ, объектом исследования является деятельность прокуратуры по обеспечению законности.

          При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение учебной и научной литературы и нормативных документов, публикаций в средствах массовой информации. Применялся метод анализа и системно-структурный метод изучения темы, а также обобщение логических выводов, статистический метод и др.     

     Значительная  роль в раскрытии понятия прокурорского надзора принадлежит ряду авторов, посвятивших этому вопросу свои работы: А.А. Шамардин, К.Е. Бурмистров,  К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, А.П. Гуськова, В.М. Семенов, А.А. Чувилев, Ан.А. Чувилев, А.П. Рыжаков, а также других авторов.

Глава I

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО  НАДЗОРА 
 

     Прокурорский  надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к XIV-XV вв.).

     Впервые прокуратура появилась во Франции  при короле Филиппе IV, Ордонансом которого от 25 марта 1302 г. учреждалась прокуратура  как орган Представительства  интересов монарха. Термин «прокурор» (от лат. procume -надзирать, заботиться) стал применяться лишь в начале XVIII в., а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались «людьми короля». При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В. И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».

     Во  исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал  интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявляемым им требованиям, за делами религии и церкви, чтобы и здесь не нарушались интересы короны.

     Временем  возникновения прокуратуры в России является период государственных реформ, проводимых Петром I, который четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.1

     Первоначально им был создан институт фискалов. Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и самого института фискалов была заимствована в Швеции. Позднее 12 января 1722 г. вышел Указ Петра I о создании прокуратуры и учреждена должность генерал-прокурора, которому предписывалось надзирать за законностью деятельности государственных органов.

     Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано Положение о прокурорском надзоре.2

     В настоящее время главные понятия, характеризующие организационные основы прокуратуры отражены в положении в статье 129  главы 7 Конституции РФ и положении в статье 1 закона о прокуратуре РФ от 17 января 1992 г. с внесенными в него изменениями и дополнениями от 17 ноября 1995 г.:

     1. Прокуратура Российской Федерации  составляет единую централизованную  систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному  прокурору Российской Федерации. 

     2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

     3. Прокуроры субъектов  Российской Федерации назначаются  Генеральным прокурором Российской  Федерации по согласованию с ее субъектами.

     4. Иные прокуроры назначаются Генеральным  прокурором Российской Федерации. 

     5. Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации определяются  федеральным законом. 3

     Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.4

     Вопрос  о статусе прокуратуры, ее функциях и задачах вызывает острую полемику среди ученых-юристов и практических работников. Многие принципиальные положения, закрепленные в Концепции судебной реформы, и полностью соответствующие  заключению № 193 от 25 января 1996 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы, пока не нашли полной реализации на законодательном уровне. Нужно иметь в виду, что в большинстве европейских государств главной и, нередко, единственной функцией прокуратуры является уголовное преследование. Однако в ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» на первое место среди функций прокуратуры поставлен прокурорский надзор.5

     Цели  и задачи прокурорского надзора  – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Наиболее четко цели прокуратуры определены в статье 1 Закона о прокуратуре РФ. Пункт второй этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

     1) обеспечение верховенства закона;

     2) обеспечение единства и укрепления  законности;

     3) обеспечение защиты прав и  свобод человека и гражданина;

     4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.6

     Исходя  из этого под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

     При характеристике прокурорского надзора  необходимо помнить о некоторых  существенных факторах.

     Во-первых, этот вид надзора распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля (административного, экологического, санитарного и т.д.).

     Во-вторых, не смотря на то, что прокуратура  осуществляет надзор за соблюдением законов большинством должностных лиц и государственных органов, при определенных обстоятельствах руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами, она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и соответственно высшими должностными лицами государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе – Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейские суды, Судебная палата по информационным спорам и т.д.).

     В-третьих, сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.7 Полная характеристика основных направлений деятельности прокуратуры будет изложена нами в главе IV данной работы. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

ПРИНЦЫПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОКУРАТУРЫ 

     Принципы  организации и деятельности прокуратуры - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.

Информация о работе Основные направления деятельности прокуратуры