Основные направления деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы по теме исследования является всестороннее изучение, систематизация и уяснение материала о прокуратуре РФ.
Для реализации цели данной работы были выдвинуты задачи:
- изучить учебную и научную литературу, нормативные документы по теме исследования;
- определить понятие, цели, задачи прокуратуры РФ и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, а также основные направления деятельности прокуратуры РФ;
- рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры РФ;
- систематизировать полученные в ходе изучения темы знания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…2
1. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора………………………………….……4
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры…………………………...……8
3. Система органов прокуратуры, их структура ………………………………..…..…. 11
3.1. Кадры органов прокуратуры…………………………...………………..……16
4. Основные направления деятельности прокуратуры……………………………...…..19
Заключение………………………………………………………...…….……………...…24
Список используемых источников……………………………………..………...………26

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      Первичным звеном прокурорской системы являются прокуратуры города и района и приравненные к ним прокуратуры.

      Прокуратуру города и района, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры (межрайонные, транспортные, природоохранительные, обслуживающие места лишения свободы) возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, старшие следователи и следователи (в прокуратурах города - следователи по особо важным делам) и их помощники, назначаемые на должность и освобождаемые от должности прокурором субъекта Российской Федерации, приравненными к нему прокурорами.

      По  решению Генерального прокурора  Российской Федерации в указанных  прокуратурах могут быть образованы отделы.

      Прокурор  города, в том числе и с районным делением, руководит деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносит вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности всего аппарата и подчиненных прокуратур, о расстановке кадров. 
 

3.1. Кадры органов  прокуратуры 

     Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. 17

     При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях  на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

     Помимо  перечисленных требований, на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

     Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокурора (следователя). Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

     Не  может быть принято на службу в  прокуратуру лицо, признанное судом недееспособным или, в соответствии с заключением медицинской комиссии, имеющее заболевание, препятствующее исполнению служебных обязанностей, а также лицо, состоящее в родственных отношениях с работниками прокуратуры, если его служба будет связана с непосредственной взаимной подчиненностью или подконтрольностью. Не может быть принято на службу в прокуратуру также любое лицо, если оно: является гражданином иностранного государства; лишено решением суда права занимать государственные должности; имело или имеет судимость; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение  служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.18

     Работникам  органов прокуратуры, включая сотрудников  научных учреждений и учреждений по повышению квалификации прокурорских работников, присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов установлен Положением о классных чинах работников прокуратуры Российской Федерации19 от 30 июня 1997 г. Для работников органов прокуратуры установлено 11 классных чинов - от действительного государственного советника юстиции (чин, присваиваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору РФ (с пятого по одиннадцатый).

     Важным  условием независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.

     Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.20

     Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством, подлежат обязательному государственному страхованию, имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения (кроме такси), иные льготы.

     Прокуроры и следователи прокуратуры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

     В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОКУРАТУРЫ 

     Направления деятельности органов прокуратуры  в Законе «О прокуратуре РФ» подразделяются на две группы: это прокурорский надзор и иные функции прокуратуры.

     Прокурорский  надзор направлен на решение прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

     Прокурорский  надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

     1. Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

     2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных   прокурору 
при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно 
принимать меры к устранению нарушений законности.

     3. Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты - 
постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости 
нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

     Таким образом, отрасли прокурорского  надзора - это регламентированные федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.22

     В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет:

     - надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

     - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

     - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.23

     Основное  содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет также иные виды деятельности (см. схему 1).

    

    Схема 1.Виды деятельности прокуратуры  

     В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.

     Прокурор  принимает участие в правотворческой  деятельности, т.е. при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, он вправе вносить в законодательные органы предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

     Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.

     Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.

Информация о работе Основные направления деятельности прокуратуры