Особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В этой дипломной работе, будут рассмотрены важные для современного Российского общества вопросы связанные с похищением человека. Актуальность данной темы в настоящее время определяется несколькими основаниями.

Содержание

Введение
1. Историческое развитие ответственности за похищение человека
1.1 Досоветский период
1.2 Советский период
2. Уголовно-правовая характеристика похищения человека
2.1 Объективные признаки похищения человека
2.2 Субъективные признаки похищения человека
2.3 Квалифицированные виды похищения человека
3. Отличие похищения человека от смежных составов преступлений.
3.1 Отличие похищения человека от незаконного лишения свободы.
3.2 Отличие похищения человека от захвата заложников
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

  Не образует состава данного преступления лишение  человека свободы в собственной  квартире или в ином месте, где  он оказался по своем желанию. Такие действия должны расцениваться как незаконное лишение свободы. Исключением являются те случаи, когда родственникам потерпевшего или иным лицам даются ложные сведения о месте нахождения потерпевшего, например об отъезде в другой город или в другую страну. Представляется, что сообщение таких ложных сведений следует рассматривать как один из признаков похищения человека, если это подтверждается другими обстоятельствами преступления.

  Состав ст. 126, УК формальныйОконченным преступление считается с момента похищения т.е с момента захвата человека и начала его перемещения. Однако последующее удержание похищенного не требует дополнительной квалификации. Срок, в течение которого потерпевший удерживается после похищения, значения не имеет, так как для квалификации важен сам факт похищения. Если установлен факт похищения, то время удержания может быть от нескольких минут, часов и дней до нескольких месяцев и более. Длительность удержания потерпевшего в каком-либо месте может лишь прояснить цель похищения, которая может иметь самостоятельное правовое значение[18].

  Попытка захвата  потерпевшего, т.е. действия, непосредственно  направленные на завладение им с целью  последующего перемещения в другое место и ограничения его свободы передвижения, не увенчавшаяся успехом по обстоятельствам, не зависящим от виновного, должна рассматриваться как покушение на похищение человека и квалифицироваться по ч. 3 ст. 30 и ст. 126 УК РФ.

  Уголовные кодексы многих зарубежных стран предусматривают ответственность за преступления против свободы.

  Например, Уголовный  кодекс ФРГ содержит группу норм, направленных на защиту свободы личности, при  этом ответственность устанавливается  дифференцированно в зависимости от свойств потерпевшего, мотивов и цели похищения человека.

  К таким  нормам прежде всего следует отнести  ст. 234 «Похищение человека», ст. 235 «Похищение несовершеннолетних», ст. 239-а «Похищение человека с целью вымогательства». Основной состав похищения человека (ст. 234) указывает способы совершения похищения и цель этого деяния: «кто, используя обман, угрозы или силу, похищает человека для того, чтобы поставить его в беспомощное положение или рабство, крепостничество или доставить иностранным военным или морским службам». ответственность за незаконное лишение свободы установлена ст. 239, где сказано: «кто незаконно сажает человека в тюрьму или другим образом лишает его личной свободы...». Решающим для квалификации действий обвиняемого по данной норме является перемещение потерпевшего против его воли в то место, где он не желает находиться. Предусматривает закон ответственность и за покушение на это деяние (абз. 2 ст. 239 УК). более усиленная ответственность предусматривается при наличии квалифицирующих обстоятельств, к которым относятся: незаконное лишение свободы более одной недели; причинение тяжкого вреда здоровью лицу, лишенному свободы; если потерпевшему причиняется смерть. Причем к последнему квалифицирующему обстоятельству относится смерть, если она причинена в результате побега из места лишения свободы или имело место самоубийство потерпевшего.

  Уголовный кодекс Франции выделяет гл. 4 «О посягательствах  на свободу лица» и устанавливает  строгую ответственность за арест, похищение, задержание или незаконное удержание лица, совершенные без предписания законных органов власти и вне случаев, предусмотренных законом (ст. 224-1). Таким образом, наказывается любая форма незаконного лишения свободы какого-либо лица. Отягчающими обстоятельствами этих преступлений являются причинение тяжких последствий (увечья, хронического заболевания, смерти), совершение преступлений организованной бандой либо в отношении нескольких лиц, также в отношении несовершеннолетнего до 15 лет (ст. 224-2 - 224-5). За совершение этих преступлений установлены длительные сроки лишения свободы (от 20 лет уголовного заключения до пожизненного). В случае деятельного раскаяния виновного предусмотрено смягчение наказания.

  Ответственность «за незаконное преследование, похищение  и удержание» устанавливает Уголовный кодекс Испании (ст. 163-168). Ответственность дифференцируется в зависимости от сроков удержания (например, три дня заточения, более 15 дней); кодекс содержит и отягчающие обстоятельства этих преступлений: похищение с требованием выполнить определенные условия для освобождения похищенного; если незаконное преследование или похищение совершены под видом должностных лиц или потерпевший был несовершеннолетним, недееспособным или должностным лицом при исполнении своих обязанностей.

  Предусмотрена ответственность за преступления против свободы и в странах СНГ, например, в УК Таджикистана похищение человека (ст. 130), незаконное лишение свободы (ст.131). В Казахстане похищение человека предусмотрено ст. 125 УК, а незаконное лишение свободы ст. 126 УК. В Киргизии за похищение человека ст. 123 УК, за незаконное лишение свободы ст. 125 УК По содержанию нормы, изложенные в этих статьях, аналогичны нормам УК РФ.

  Статья 127 УК Литвы предусматривает специальную  ответственность за похищение или подмену ребенка[19].

  Статья 189 УК Республики Польша устанавливает повышенную ответственность за незаконное лишение  свободы, если лишение свободы продолжалось более 7 дней или было соединено с особым мучением.

  Наиболее  строгое наказание за похищение  человека предусматриваются в странах  Азии, так в КНР и Тайланде кроме  пожизненного лишения свободы возможно применение смертной казни. В развитых европейских странах таких как  Франция, Германия, Швеция предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. В Литве, Белоруссии, Болгарии максимальный срок лишения свободы равен 15 годам. Наиболее мягкое наказание предусмонрено законами Турции и Польше где максимальный срок лишения свободы равен 10 годам.

  В уголовных  кодексах Франции, Германии, Турции и  Тайланда предусмотрено снижения срока  наказания в случаях добровольного  освобождения похищенного.

  2.2 Субъективные признаки

  Субъективная  сторона похищения характеризуется прямым умысломВиновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды с перемещением в другое место, и желает этого.

  Мотивы и  цели похищения могут быть различными, чаще всего это корысть, то есть стремление получить за похищенного выгоды материального характера: выкуп от его родных или близких; доход от продажи похищенного в "рабство", продажи для незаконного использования в качестве донора для трансплантации органов и тканей; незаконной подпольной продажи детей за рубеж для усыновления (удочерения) либо использования их в неправомерных (неблаговидных) целях, например, сексуальной эксплуатации в публичных домах, гаремах, притонах и т. д.

  В случаях  же когда похищения человека осуществляется для того что совершить другое преступление в отношении потерпевшего (изнасилование, убийство и др.) то квалифицировать действия виновных по ст.126 УК РФ не надо. Этому свидетельствует судебная практика.

  П. признан  виновным и осужден за умышленное убийство Л. и М.. совершенное группой  пиц по предварительном сговору, с особой жестокостью, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, сопряженное с похищением человека, с целью сокрытия другого преступления, а также за похищение двух потерпевших группой лиц по предварительному сговору

  Преступления  совершены при следующих обстоятельствах

  17 ноября 1997 г., около 24 часов, сотрудники ОВД  MP "Останкинский", участковый инспектор  Л и дознаватель М., пришли в  оздоровительный комплекс (сауну), расположенный  по адресу г. Москва. 1-я Останкинская  ул., д. 14/7, где в то время находились О., П., К., Е., С., М. и Щ.

  В ходе ссоры  на почве возникших неприязненных  взаимоотношений О в присутствии  вышеуказанных лиц, находясь в состоянии  алкогольного опьянения, из хулиганских  побуждений подверг избиению руками и бильярдным кием Л. и М , похитил их служебные удостоверения.

  Желая скрыть совершенное, О. и П. вступили в преступный сговор на похищение и убийство Л  и М., к чему привлекли К., не сообщая  ему о дальнейшем убийстве потерпевших  Г1. и О связали руки Л за спиной и посадили его и М. против их воли в машину ВАЗ-2104 (госномер < >), которой по доверенности пользовался О лишив таким образом потерпевших свободы передвижения. При этом П. взял с собой кухонный нож, которым они собирались совершить убийство потерпевших. В машину для пресечения возможного сопротивления М. и Л сел К. Под управлением О машина направилась к Измайловскому парку. В ходе движения М. также были связаны руки, а П. и К. по указанию О. руками и предметами одежды закрывали глаза потерпевшим, чтобы они не могли ориентироваться на местности

  Примерно  в 5 часов 30 минут 18 ноября 1997 г. они прибыли  на территорию Измайловского лесопарка  напротив д. 2 по 9-Парковой улице в  г. Москве, где О. и П., имея умысел на убийство Л и М . оставили последнего со связанными руками в машине временно под охраной К., вывели Л. в лесопарк, где, подавив сопротивпение потерпевшей, проявляя особую жестокость и бессердечие, причиняя Л. особые мучения и страдания, подвергли его избиению сдавливали шею руками, а затем поочередно нанесли Л. ножом не менее четырех ударов в область шеи. Л удалось вырваться но П и О догнали его и продолжили свои действия по лишению жизни потерпевшего. После причинения Л. ножевых ранений П и О отнесли еще живого Л. к зданию общественного туалета, где О. с целью затруднения опознания личности потерпевшего ножом срезал кожу с его лица.

  После убийства Л П. и О. вернулись к машине, где оставили под охраной К  М чтобы убить последнего. Однако их в машине не было, поскольку К., не желая участвовать в убийстве, убежал с места происшествия, а М., воспользовавшись случаем и желая сохранить жизнь, сбежал из машины. Однако П. и О. обнаружили М со связанными руками у д 2 по 9-й Парковой улице в г. Москве, вновь посадили в машину, чтобы довести свой умысел на его убийство до конца. По ввиду близкого наступления светлого времени суток, не решились убить М. сразу, а привели его в сауну по адресу: г Москва, Первомайская ул., д. 85, где в период времени с 8 часов утра 18 ноября 1997 г. до 2 часов ночи 19 ноября 1997 г насильно удерживали потерпевшего

  Реализуя  свой преступный умысел на убийство М. с целыо сокрытия ранее совершенного О. хулиганства а также совместного  убийства Л., П. и О., находясь в состоянии  алкогольного опьянения, заставили  М выпить спиртное, в которое подмешали 4 таблетки сильнодействующего лекарственного препарата "Радедорма". которые привез из дома П., чем привели потерпевшего в беспомощное состояние. После этого, примерно в 2 часа ночи 19 ноября 1997 г. П и О. посадили М. в указанный выше автомобиль и отвезли в район 43 км шоссе Москва - Рига Истринского района Московской области где, накинув на шею М, петлю из электрического кабеля, взявшись за свободные концы, совместно задушили М .

  В надзорной  жалобе осужденный П. указывает, что  его действия ошибочно квалифицированы по п. п. "а", "ж" ч. 2 ст. 126 УК РФ. поскольку его умысел был направлен на убийство, а не похищение потерпевших, которых он с целью лишения жизни вывез в уединенное место. С учетом вносимых изменений просит смягчить меру наказания

  Проверив  материалы дела и обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе. Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит их подлежащими удовлетворению.

  Виновность  осужденного в умышленном убийстве двух лиц полностью установлена  исследованными в судебном заседании доказательствами, подробный анализ которых дан в приговоре Не оспаривается она и в жалобе.

  Содеянное П. правильно квалифицировано по п. п "а", "ж" "к" ч 2 ст 105 УК РФ

  Между тем  суд по иным составам преступлений неправильно применил уголовный  закон, что повлияло на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.

  Без достаточных  оснований суд квалифицировал действия П по ч 2 ст 126 УК РФ.

  Из приговора  суда усматривается, что осужденные, желая скрыть совершенное вступили в преступный сговор на похищение и убийство потерпевших. При этом П взял с собой нож, которым они собирались убить потерпевших. П. и О. вывезли Л. и М. на территорию Измайловского парка, где отвели Л в сторону и лишили его жизни

  При этом М. они оставили под присмотром К., а когда вернулись, чтобы убить потерпевшего, установили, что он убежал. Осужденные поймали потерпевшего, дождались наступления темного времени суток, удерживая М в саупе с целью последующего убийства, и в 2 часа ночи лишили его жизни.

  Свидетель С. показал, что после конфликта с работниками милиции П. в разговоре с; О. говорил, что "их надо валить".

  Сам П подтвердил, что потерпевших вывезли в  лесопосадку, где сначала убили  Л, а затем – М.

  Таким образом, похищение потерпевших было связано  с приготовлением к их поспедующему убийству, что образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ и дополнительной квалификации по п. "в" этой части не требуется.

  При таких  обстоятельствах следует исключить  осуждение П no п "в" ч. 2 ст 105 и  п. п. "а", "ж" ч. 2 ст. 126 УК РФ в части, касающейся похищения потерпевших.

  Наказание П. следует назначить в соответствии с требованиями ст 60 УК РФ

  Руководствуясь  ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум  Верховного Суда Российской Федерации

  Постановил:

  Надзорную жалобу осужденного П. удовлетворить.

  Приговор  Московского городского суда от 1 октября 1999 г и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2000 г  в отношении П. изменить, исключить  его осуждение по п. п. "а", "ж" ч. 2 ст. 126, п. п. "в", "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ, а также применение ст. 69 УК РФ[20].

Информация о работе Особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей