Понятие и структура доказывания в УПП

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что для того чтобы принять решение по уголовному делу, необходимо: установить, имело ли место событие, по поводу которого было возбуждено уголовное дело; кто совершил преступные действия (бездействие); виновность обвиняемого и мотивы преступления, а также другие обстоятельства, характеризующие происшедшее событие и личность обвиняемого. В ходе производства по делу может быть установлено, что событие не имело места или что обвиняемый не причастен к совершению преступления.
На основе вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение понятия и структуры доказывания в уголовном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:
1. Определить понятие и содержание процесса доказывания в уголовном процессе.
2. Выявить цель уголовно-процессуального доказывания.
3. Дать характеристику субъектам доказывания в уголовном процессе, рассмотреть обязанность доказывания.
4. Определить предмет доказывания, обстоятельства подлежащие доказыванию и пределы доказывания.
5. Рассмотреть актуальные вопросы формирования доказательств по уголовному делу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ ДОКАЗЫВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Понятие и содержание процесса доказывания 5
1.2. Цель уголовно-процессуального доказывания 12
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ДОКАЗЫВАНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ 14
2.1. Субъекты доказывания в уголовном процессе и обязанность доказывания 14
2.2. Предмет доказывания, обстоятельства подлежащие доказыванию и пределы доказывания 21
3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ 33
3.1. Проблемы признания доказательств недопустимыми в процессе их оценки 33
3.2. Особенности решения конфликтных ситуаций, возникающих в связи с оценкой и признанием доказательств 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура доказывания в УПП_курс.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Глава 6 УПК к участникам уголовного процесса со стороны обвинения  относит также руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, однако полномочия органа дознания по поручению начальника органа дознания или его заместителя реализуются дознавателем (ч. 1 ст. 41), а руководитель следственного органа, совершая следственные и иные процессуальные действия, связанные с собиранием доказательств, пользуется полномочиями следователя. Обобщая полномочия перечисленных должностных лиц, можно утверждать, что они участвуют в доказывании опосредованно, направляя и поправляя действия следователя, дознавателя.

Особое место среди  субъектов доказывания, выполняющих  функцию обвинения, занимает потерпевший, обвинительный статус которого обусловлен его ролью жертвы в событии преступления. Испытываемые потерпевшим чувства делают его глубоко заинтересованным в результатах расследования, в изобличении преступника и его справедливом наказании. Гарантировав потерпевшим от преступлений охрану их прав, компенсацию причиненного вреда и доступ к правосудию, Конституция РФ15 (ст. 52) обусловила те положения ст. 6 УПК, в которых говорится о защите прав и законных интересов потерпевших как о назначении уголовного судопроизводства, а также предоставление потерпевшему возможности лично или с помощью своего представителя участвовать в доказывании факта совершения преступления и других обстоятельств, имеющих для него значение. Объективное направление деятельности потерпевшего совпадает с официальной деятельностью органов уголовного преследования, что, однако, не исключает возможности диаметрального расхождения их позиций и интересов. Потерпевший вправе обжаловать действия и решения дознавателя, следователя и прокурора, в том числе преграждающие ему доступ к правосудию (например, об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования)16.

Статус частного обвинителя потерпевший имеет по делам о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке. Устанавливая процедуру производства по делам частного обвинения, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых, по общему правилу, не вызывает трудностей. В связи с этим потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, - обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

Частный обвинитель вправе использовать в судебном разбирательстве весь арсенал предусмотренных законом судебных действий. В тех случаях, когда он испытывает затруднения в доказывании обвинения, суд вправе оказать ему помощь в собирании доказательств, а органы следствия и дознания обязаны принять меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке.

Участником уголовного процесса на стороне обвинения является также гражданский истец, поскольку доказывание оснований и размера причиненного ему вреда, а также причинной связи между причиненным вредом и преступлением объективно совпадает с доказыванием обвинения. Чаще всего гражданским истцом является потерпевший, однако нельзя исключить ситуации несовпадения этих лиц. Предусмотренные ст. 44 УПК права гражданского истца в доказывании аналогичны правам потерпевшего.

Участники уголовного процесса со стороны защиты - подозреваемый, обвиняемый, защитник наделены широкими полномочиями по оспариванию обвинения, но как было сказано, обязанность доказать что-либо на них не возложена. Не несет обязанности доказывания и защитник, хотя в силу своего профессионального статуса адвоката защитник обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами (ст. 7 Закона об адвокатуре17). Гарантией прав подозреваемого, обвиняемого по участию в доказывании являются также обязанности дознавателя, следователя, прокурора и суда рассматривать и разрешать заявляемые ими ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств.

 

2.2. Предмет доказывания, обстоятельства подлежащие доказыванию                       и пределы доказывания

 

Предмет доказывания  в теории обычно отождествляют с  совокупностью перечисленных в правовой норме (ст. 73 УПК) обстоятельств, подлежащих установлению с помощью доказательств. Перечень этих обстоятельств позволяет утверждать, что все они имеют значение для правильного разрешения уголовного дела. По каждому делу должны быть установлены:

1) событие преступления (время, место, способ и другие  обстоятельства его совершения);

2) виновность лица  в его совершении, форма его  вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер  вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие  преступность и наказуемость  деяния;

6) обстоятельства, смягчающие  и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые  могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)18.

Однако это лишь обобщенная характеристика подлежащих доказыванию обстоятельств. Круг обстоятельств, которые могут иметь значение для разрешения судом конкретного уголовного дела, более широк. Невозможность предусмотреть в правовой норме все обстоятельства, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела, привела к тому, что кроме понятия «предмет доказывания» в теории с давних пор оперируют понятием «обстоятельства, подлежащие доказыванию», включающем в себя, кроме предмета доказывания, также «доказательственные (промежуточные)» и «вспомогательные» факты. Неоднородность подлежащих доказыванию обстоятельств обусловила необходимость выделить среди них те, установление которых составляет основную цель доказывания, определяет судьбу уголовного дела, различие двух возможных в итоге разбирательства дела решений. Так возникло понятие главного факта, который определяют как факт совершения преступления определенным лицом, либо как наличие состава преступления во всех его четырех компонентах, как совокупность фактов, из которых складывается уголовно-наказуемое деяние19. В то же время, состав преступления не исчерпывает всех подлежащих доказыванию по уголовному делу обстоятельств. Например, за рамками состава преступления находятся обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, большинство отягчающих ответственность обстоятельств, смягчающие обстоятельства, хотя, без сомнения, все они должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.

Сердцевиной предмета доказывания является главный факт. Главный факт находит свое нормативное закрепление в ст. 73 УПК. Это событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления) и виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы. Нормативным выражением главного факта следует признать также установленный законом перечень вопросов, разрешаемых судом в совещательной комнате (п. 1-4 ч. 1 ст. 299 УПК): 1) доказано ли, что деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) является ли это деяние преступлением и каким пунктом, частью, статьей УК оно предусмотрено; 4) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Аналогичным образом сформулированы основные вопросы, разрешаемые присяжными (ст. 339 УПК), с той лишь разницей, что перед присяжными не ставится вопрос о юридической квалификации деяния, вмененного подсудимому в вину. Однако вхождение вопроса о правовой квалификации в состав главного факта не вызывает сомнений и в этом случае - если присяжные признали подсудимого виновным в совершении определенного деяния, а председательствующий признал отсутствие в этом деянии признаков преступления, постановляется оправдательный приговор (п. 2 ст. 350), так как налицо отсутствие оснований для применения уголовной ответственности (ст. 8 УК).

Понятие главного факта позволяет  отграничивать конечную цель доказывания от промежуточных целей. Чтобы доказать совершение лицом преступления (главный факт), часто бывает необходимо доказать множество других фактов, находящихся между доказательствами и главным фактом, поэтому их принято называть промежуточными. Так, например, в новогоднюю ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года, около 5 часов утра, в частном, отдельно стоящем доме в городе Самара, разыгралась трагедия. Хозяин дома С., недавно женившийся на З., отмечал праздник в присутствии институтской подруги своей жены Л. и ее мужа. Настроение у хозяина постепенно портилось в связи с возникшими у него ревнивыми подозрениями в том, что между его женой и мужем подруги имеются какие-то отношения, пока, наконец, не разразился скандал. С. указал гостям на дверь, а жене объявил, чтобы она немедленно возвращалась к родителям. Гости, естественно, оделись и, несмотря на просьбу З. остаться, ушли продолжать празднование Нового года к своим родственникам. Наутро стало известно, что З. умерла от удара ножом в сердце.

Одним из основных обстоятельств, подлежавших  доказыванию по данному делу, являлось время совершения преступления, поскольку  если событие произошло после ухода супругов Л., их непричастность к смерти З. можно считать установленной. Поэтому в совокупность подлежащих доказыванию обстоятельств были включены такие обстоятельства, как: а) время прихода супругов Л. к их родственникам и б) время, затраченное ими на дорогу. Время прихода Л. к родственникам - 5 часов 45 минут - было установлено показаниями этих родственников, а время, затраченное на дорогу - 55-60 минут - проведенным следственным экспериментом. Если Л. причастны к преступлению, то смертельный удар потерпевшей не мог быть нанесен позднее 4 часов 45-50 минут, а если не причастны, то убийство совершено после их ухода, т.е. не ранее 4 часов 45 минут.

Однако в 5 часов 44 минут, т.е. практически  в то время, когда супруги Л. пришли к своим родственникам, дежурная медсестра станции скорой помощи зафиксировала время телефонного звонка. Неизвестный мужчина, назвавшийся мужем потерпевшей, сообщил, что его жена «пырнула себя ножом, умирает». Между тем в доме С. не было телефона, поэтому, чтобы сделать этот звонок, С. на своей автомашине, стоявшей на подъездной дорожке во дворе дома, поехал к телефону-автомату. Как следовало из показаний всех участников события, С. выехал со двора вслед за супругами Л. и проехал мимо них. По словам С, он ехал именно к телефону - автомату, доехал и дозвонился быстро, в считанные минуты. Но, если Л. вышли из дома С. в 4 часа 45 минут, а С. позвонил в скорую в 5 часов 44 минуты, возникает вопрос, куда же он ехал в 4 часа 45 минут и что делал в течение часа до звонка на станцию скорой помощи.

Устанавливаемые по данному делу обстоятельства - время вызова скорой помощи, время прихода Л. к родственникам, время нахождения их в пути - сами по себе не входят в содержание главного факта и не являются юридически значимыми обстоятельствами. Однако, будучи доказанными, т.е. установленными с помощью доказательств (показаний родственников, результатов следственного эксперимента, выпиской из книги вызовов станции скорой помощи), эти факты являются доказательством времени совершения преступления и, соответственно, виновности С. в его совершении, т.е. главного факта.

Установление времени  события преступления позволило  объяснить выявленные при осмотре места преступления многочисленные признаки его инсценировки. Труп потерпевшей лежал на диване в комнате, хотя, по словам С., он оставил раненую жену в кухне, следы крови на полу в комнате, на теле потерпевшей и на сорочке, которая на ней была надета, отсутствовали. Нож, которым было нанесено смертельное ранение, обнаружен не был. Врач скорой помощи показала, что температура тела при осмотре не соответствовала сообщенному С. времени получения потерпевшей телесного повреждения. Эти обстоятельства также не образуют конечной цели доказывания, но являются промежуточной ступенью к ее достижению20.

Специфика промежуточных  фактов состоит в том, что они: 1) не имеют и не должны иметь нормативного закрепления, поскольку 2) не являются ни общими, ни одинаковыми для всех уголовных дел, а 3) специфичны для каждого отдельного преступления. Несмотря на это, промежуточные факты подлежат доказыванию, поскольку в силу своей связи с главным фактом они выступают его доказательствами. Поэтому другое название промежуточных фактов - доказательственные факты.

Кроме промежуточных, в  теории выделяют вспомогательные факты, под которыми обычно понимают обстоятельства, служащие средством обнаружения и проверки других обстоятельств. Эти обстоятельства тоже имеют значение для дела и, соответственно, сами должны быть доказаны. Круг вспомогательных фактов разнообразен. К ним относятся, например, такие обстоятельства, которые подтверждают присутствие на месте совершения преступления лица, свидетельствующего о наблюдаемых им обстоятельствах, так как если свидетель не был на месте совершения преступления, то его показания вряд ли могут считаться достоверными.

Промежуточные и вспомогательные  факты чрезвычайно разнообразны, поскольку предмет доказывания устанавливается не только путем подтверждения существования одних обстоятельств, но и путем опровержения других обстоятельств. Например, в приведенном выше примере доказывание вины С. в убийстве жены требовало установления обстоятельств, исключающих ее самоубийство. Таким обстоятельством, в частности, является отсутствие на месте происшествия ножа, которым потерпевшая могла бы нанести себе удар, причинивший смерть, а также неспособность потерпевшей, получившей такое ранение, самостоятельно передвигаться, чтобы иметь возможность спрятать нож и лечь на диван. Отсутствие следов крови на руках, одежде и сумочке Л. в то время как ножевое ранение, нанесенное потерпевшей в область сердца, вызвало фонтанирование крови, является обстоятельством, опровергающим и версию о совершении ею этого преступления. Характер взаимоотношений между супругами Л. как до, так и после смерти З., и характер их отношений с потерпевшей по рассмотренному делу также является обстоятельством, имеющим значение не только для оценки данных ими показаний, но и для формулирования вывода об отсутствии ревности, как возможного мотива убийства З. ее подругой.

Информация о работе Понятие и структура доказывания в УПП