Порядок применения и использования сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние преступности в России характеризуется крайне неблагоприятными показателями и тенденциями. Наиболее наглядное из них - бурный рост регистрируемой части преступных проявлений.

Пассивность правоохранительных органов отечественными правоведами и криминологами отмечалась неоднократно. Особенно нетерпима она в отношении агрессивных, вооруженных преступников террористической и экстремистской направленности.

Работа содержит 1 файл

применение.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Современное состояние преступности в России характеризуется крайне неблагоприятными показателями и тенденциями. Наиболее наглядное из них - бурный рост регистрируемой части преступных проявлений.

     Пассивность правоохранительных органов отечественными правоведами и криминологами отмечалась неоднократно. Особенно нетерпима она в отношении агрессивных, вооруженных преступников террористической и экстремистской направленности.

     Нерешительность сотрудников милиции и других силовых ведомств в пресечении общественно опасных посягательств и задержании лиц, их совершивших, объясняется многими факторами социально-экономического, военно-политического, служебно-педагогического и нравственно-психологического толка, рассмотрение которых выходит за рамки настоящей статьи.

     Но, наряду с этими обстоятельствами, негативное влияние на эффективную  деятельность правоохранительных структур, несомненно, оказывает недостаточное  знание сотрудниками содержания законодательных  и иных нормативных актов, регламентирующих порядок и пределы применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств. Отмеченная некомпетентность усугубляется противоречиями и прочими несовершенствами нормативного механизма этих актов, что приводит к необоснованному привлечению к ответственности и даже осуждению должностных лиц, правомерно применивших табельное оружие.

     Правовую  основу применения оружия сотрудниками правоохранительных органов составляет главным образом законодательство о необходимой обороне (ст. 37 УК). Другие основания его применения опираются на уголовно-правовые нормы, регламентирующие институты задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска и исполнения обязательного приказа (ст. 38–39, 41–42 УК). Наряду с этим законодательством, специально регулирующим служебную деятельность правоохранительных органов, в частности внутренних дел, предусмотрен ряд конкретных условий, при наличии которых сотрудники имеют право применять оружие (федеральные законы: от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.).

     Учитывая  серьезность последствий применения оружия, Закон РФ «О милиции» (ст. 15) и ведомственные нормативные  акты (уставы и инструкции) устанавливают перечень условий, при наличии которых его использование признается правомерным. 
 

 

1. ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ  ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ 

     Правовой  основой для применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции являются:

     -   Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.;

     -   Закон РФ « Об оружии» от 13 ноября 1996 г.;

     -   Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г.;

     -   Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении в ОВД РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров от 3 сентября 1991 г. № 455;

     -   Приказ МВД РФ № 384 от 16 августа 1993 г. «Инструкция о порядке постоянного хранения и ношения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками ОВД и военнослужащими МВД РФ»;

     -   Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 «Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений»;

     -   УК России ст.37 « Необходимая оборона»; ст.38 «Причинение вреда при задержании лица»; ст.39 « Крайняя необходимость»;

     -   Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка - Принят 17 декабря 1979 г, резолюцией Генеральной Ассамблей ООН № 34/169.

     Правовые  основания применения сотрудниками милиции вневедомственной охраны огнестрельного оружия - это фактические обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению.

     При применении средств воздействия на правонарушителя следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был минимальным для здоровья задержанного лица, которого пресекаются. Это правило согласовано с положениями ст.37 УК РФ «Необходимая оборона».

     Не  является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.1

     Причинение  вреда при задержании лица, совершившего преступление.

     Не  является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления  в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого.2

     Не  является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.

     Правило о том, что на деятельность сотрудника милиции распространяются правила о необходимой обороне и крайней необходимости закреплено в законодательстве в ст.24 Закона РФ «О милиции».

     Таким образом, стимулируется более активная деятельность сотрудника милиции по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений, повышается его правовая защищенность, укрепляется уверенность в том, что его законные действия не влекут для него негативных последствий. Эта обязанность вытекает из правового положения милиции, наделенной государственно-властными полномочиями для организации и практического осуществления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

     Для определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудников милиции. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.

     Условия правомерности акта необходимости  обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите.

     Посягательство  должно быть:

     -   общественно опасным;

     -   наличным;

     -   действительным (реальным).

     В соответствии со ст.38 УК России «Причинение  вреда при задержании лица, совершившего преступление», отмечается - это, акт задержания лица, совершившего преступление, по своей юридической природе является осуществлением права и в ряде случаев выполнением моральной обязанности гражданина по пресечению противоправных действий и доставлению лиц их совершивших, органам власти. Для некоторых лиц в частности для работников милиции задержание преступника является правовой обязанностью.

     Опасность, исходящая из различных источников должна быть:

     -   угрожать личности и правам данного лица или иных лиц охраняемым законом интересам общества или государства;

     -   быть наличной;

     -   быть действительной (реальной).

     Существуют  также условия правомерности  акта крайней необходимости, относящиеся  к защите от грозящей опасности:

     -   защита направлена на охрану интересов личности, общества и государства;

     -   вред при крайней необходимости применяется не лицам, создавшим опасность, а третьим (посторонним) лицам;

     -   защита должна быть своевременной;

     -   защита не должна превышать пределов необходимой необходимости.

     Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее значительным, чем вред предотвращенный. Необходимо соответствие причиненного правонарушителю вреда силе оказанного им сопротивления. Оно определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и не может носить абсолютного характера.

     Неправомерное применение оружия является одним из грубейших нарушений законности. Виновные в этом сотрудники милиции  несут уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости  от того, образуют совершенные неправомерные действия состав преступления либо проступка.

     Сотрудник милиции будет нести ответственность  за превышение власти, если:

     -   применит оружие в отношении лица его оскорбившего или оказывающего злостное неповиновение его законному требованию;

     -   лица совершившего административное правонарушение;

     -   лица показавшегося сотруднику милиции, находящемуся в засаде «подозрительным»;

     -   лица задерживаемого в связи с совершением преступления, когда применение оружия цель задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытался или не может скрыться и не оказывает сопротивления.

     Сотрудник милиции несет, уголовную и дисциплинарную ответственность и за незаконное неприменение оружия.3

 

2. ОСНОВАНИЯ И  ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ  ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

     Порядок применения - это закрепленная в  Законе последовательность действий сотрудниками милиции при применении огнестрельного оружия. Во время применения следует  учитывать:

     -   степень и характер опасности посягательства;

     -   силу оказываемого противодействия;

     -   силу и характер опасности нарушителя;

     -   стремиться причинить минимальный ущерб. Закон РФ «О милиции» устанавливает правовые основания, при наличии которых, сотрудники милиции имеет право применять оружие.

     В целях обеспечения выполнения служебного долга по защите личности и прав граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

     1)   для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

     2)   для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

     3)   для освобождения заложников;

     4)   для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

     5)   для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений; 4

     6)   для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.5

     Сотрудники  милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

     1)  для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;

     2)  для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

     3)  для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

     Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Информация о работе Порядок применения и использования сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия