Правовое регулирование освобождения от отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Отбытие срока наказания является одним их самых распространенных оснований освобождения. Для своевременного освобождения необходимо правильно исчислить срок отбывания наказания. Поэтому по прибытии осужденного в исправительное учреждение администрация колонии должна тщательно изучить личное дело, установив начало и конец срока, проверив правильность зачета в срок отбывания наказания времени, проведенного в местах предварительного заключения под стражу.

Содержание

1. Общие положения и основания освобождения от отбывания наказания 3
2. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения осужденных 8
3. Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными 18
4. Правовое регулирование контроля за условно осужденными 23
Задача 1. 27
Задача 2. 28
Литература 32

Работа содержит 1 файл

уголовно-исполнительное право.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Срок отбывания исправительных работ исчисляется в соответствии со ст. 42 УИК. В день истечения срока  наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение об отбытии им наказания и предлагает прекратить удержания из его заработной платы. Одновременно отпадают и все остальные правоограничения. Восстанавливается право осужденного на отпуск в полном объеме. Он может уволиться по собственному желанию в установленном законом порядке. При досрочном освобождении осужденного по основаниям, предусмотренным законом, сообщение по месту его работы направляется не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов.

В связи с тем, что  в срок отбывания исправительных работ не засчитываются дни прогулов, заранее определить день окончания отбывания наказания не представляется возможным. Если администрацией организации по месту работы осужденного были произведены излишние удержания, такие суммы подлежат возвращению лицу, отбывшему наказание.

При освобождении от наказания  вследствие отмены приговора и прекращения уголовного дела (в связи с реабилитацией) освобождаемому должно быть разъяснено Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В частности, возмещению подлежит заработок, которого он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплаты которых были приостановлены в связи с незаконным лишением свободы (в то время, когда действовало такое правило); имущество, конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия; штрафы и судебные издержки, взысканные во исполнение приговора суда; суммы, выплаченные юридической консультации за оказание правовой помощи, и др.

Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное  освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.

Исправительное учреждение вправе по своей инициативе представить осужденного к помилованию. Основанием могут быть особые заслуги осужденного, например предотвращение опасного преступления, спасение жизни сотрудника колонии, проявленная самоотверженность во время стихийного бедствия, пожара, наводнения, землетрясения и т.п.

Первоначально вопрос о  представлении осужденного к  условно-досрочному освобождению от наказания  в виде лишения свободы, замене наказания более мягким или помилованию рассматривается советом воспитателей отряда, затем комиссией (ее обычно называют административной комиссией) в составе начальника учреждения, его заместителей, начальников основных частей колонии.

На комиссии докладывается  подготовленная начальником отряда характеристика осужденного, содержащая подробные сведения о поведении, отношении к труду, обучению, поощрениях, взысканиях, а также мнение о возможности условно-досрочного освобождения осужденного, замены ему наказания более мягким или помилования.

Решение комиссии имеет совещательное  значение для начальника учреждения; оно оформляется протоколом и должно быть мотивировано. При отрицательном решении повторное обсуждение вопроса возможно не ранее чем по истечении шести месяцев. При этом вся процедура рассмотрения представления должна быть пройдена заново.

При положительном решении вопроса о представлении осужденного к условно-досрочному освобождению от наказания или замене наказания более мягким в суд направляются представление, характеристика и личное дело осужденного. В представлении указываются судебно-установочные данные, включая сведения о судимостях, об отбытой части срока наказания, о поведении, отношении к труду и обучению, а также об отношении к совершенному деянию и делается вывод, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания либо что с учетом его поведения неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким. Высказывается также мнение о возможности освобождения от дополнительных наказаний. Осужденный должен характеризоваться за все время отбывания наказания. Это делается для того, чтобы избежать досрочного освобождения не исправившихся осужденных, которые ведут себя отрицательно, а за пять-шесть месяцев до возможного условно-досрочного освобождения резко меняют поведение, всячески демонстрируя свое "исправление".

Представление об условно-досрочном  освобождении осужденных от наказания  в виде исправительных работ направляет уголовно-исполнительная инспекция. Представление об условно-досрочном освобождении от наказания осужденных военнослужащих направляет командование воинской части или учреждения, в котором отбывает наказание военнослужащий.

Порядок применения амнистии определяется в каждом постановлении Государственной  Думы об амнистии. Обычно при исправительных учреждениях создаются межведомственные комиссии, которые персонально рассматривают дела осужденных, при необходимости заслушивают их самих и решают вопрос о применении или неприменении амнистии к тому или иному лицу.

Представление к помилованию направляется в вышестоящие органы Федеральной службы исполнения наказания для решения вопроса о внесении ходатайства о помиловании в Администрацию Президента Российской Федерации. Формальное основание для внесения представления к условно-досрочному освобождению лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, не может быть сформулировано так, как это сделано для других категорий осужденных, т.е. в виде части назначенного срока наказания. Поэтому ч. 5 ст. 79 УК устанавливает, что такое представление может быть внесено по отбытии не менее 25 лет лишения свободы.

Поскольку удлинение срока для  лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, теряет смысл, закон предусматривает иную меру профилактики серьезных преступлений со стороны данной категории лиц. Совершение нового тяжкого или особо тяжкого преступления лишает это лицо возможности условно-досрочного освобождения пожизненно.

С учетом особой опасности лица, отбывающего  пожизненное лишение свободы, а  также длительности срока наказания  предусматривается, что в случае отказа судом в условно-досрочном  освобождении повторное внесение представления возможно не ранее чем через три года после вынесения судом решения об отказе.

Сущность отсрочки отбывания наказания  заключается в том, что осужденная женщина - беременная или имеющая ребенка в возрасте до восьми лет - может быть освобождена от отбывания наказания и направлена домой с момента, когда по закону ей предоставляется отпуск по беременности и родам до достижения ребенком 14-летнего возраста.

Данный институт распространяется на осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Для предоставления отсрочки не имеет значения, находится ли ребенок с матерью в доме ребенка при колонии или у родственников либо в детском доме, есть ли у ребенка отец или другие родственники, способные обеспечить за ним уход.

Отсрочка не предоставляется женщине, лишенной родительских прав на данного ребенка.

Отсрочка не предоставляется также  женщине, осужденной на срок свыше пяти лет лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности. Отрицательное решение вопроса законодатель, таким образом, связывает одновременно с несколькими показателями уголовно-правовой характеристики - категория совершенного преступления (тяжкое или особо тяжкое), срок назначенного наказания (свыше пяти лет лишения свободы) и объект преступления (личность человека).

Поскольку отсрочка предоставляется  в первую очередь исходя из интересов ребенка, должны быть проверены условия, в которых женщина с ребенком будет жить после освобождения. В соответствии с жилищным законодательством необходимо письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи или родственников на совместное проживание с ней и ребенком. Самостоятельное проживание женщины возможно, если жилая площадь принадлежит ей на праве собственности (например, дом в деревне, приватизированная квартира). В этом случае согласия других проживающих не требуется. Нужно выяснить также, какие источники дохода имеются у женщины и сможет ли она содержать себя и ребенка.

Решая вопрос о направлении в  суд представления об отсрочке, администрация исправительного учреждения должна быть уверена, что осужденная использует отсрочку на благо ребенка и не совершит нового преступления. Об этом можно судить, в частности, по поведению осужденной во время отбывания наказания, по ее отношению к ребенку (если он находится в доме ребенка при исправительной колонии). Отсрочка не может предоставляться злостным нарушительницам установленного порядка отбывания наказания.

По просьбе осужденной администрация  исправительного учреждения готовит  представление в суд, выясняя, может ли осужденная быть освобождена с учетом срока наказания, характера совершенного преступления и поведения, а также возможности ее проживания в семье, у родственников или самостоятельно. При положительном ответе на все вопросы в суд направляются соответствующее представление, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у нее собственного жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, а также личное дело осужденной, которое после рассмотрения дела в суде возвращается в исправительное учреждение.

В соответствии с определением суда беременная женщина освобождается со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Осужденная следует к месту жительства самостоятельно за счет государства. О дне освобождения извещаются родственники. Если родственники не прибыли за осужденной, то с учетом состояния ее здоровья для сопровождения может быть выделен сотрудник учреждения.

У освобождаемой женщины отбирается подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденной в трехдневный срок со дня ее прибытия.

Одновременно с освобождением женщины в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства направляется извещение об освобождении и копия определения суда о предоставлении отсрочки отбывания наказания; в извещении указываются дата освобождения и дата предполагаемого прибытия освобожденной женщины к месту жительства.

По прибытии к месту жительства женщина обязана в трехдневный  срок встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция в течение трех суток направляет в исправительную колонию подтверждение о прибытии осужденной. При неприбытии женщины в течение двух недель с момента освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия. Если эти мероприятия не привели к установлению места пребывания осужденной, объявляется ее розыск.

Закон предусматривает возможность  применения санкций к осужденной, если она уклоняется от воспитания ребенка или ухода за ним либо допускает нарушения общественного порядка. В этом случае независимо от административного взыскания ей объявляется предупреждение.

Если после объявления предупреждения женщина продолжает уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним либо вновь допускает нарушение общественного порядка, а также, если она отказалась от ребенка, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства направляет в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания. Такое же представление вносится, если осужденная самовольно покинула место жительства и скрылась. При установлении этих фактов суд может направить осужденную для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

По достижении ребенком 14-летнего  возраста уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление, в котором характеризует осужденную с точки зрения ее поведения по месту жительства, отношения к труду (если она работала), проявления заботы о ребенке. Суд оценивает эти обстоятельства, а также совершенное преступление, отбытый и неотбытый срок, характеристику во время отбывания наказания и выносит определение о досрочном освобождении осужденной от наказания, замене наказания более мягким видом наказания либо о возвращении в исправительное учреждение для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

Аналогичное представление направляется в случае смерти ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными

 

 

Ограничение свободы, арест и лишение свободы являются наказаниями, которые могут отбываться вне места жительства. Поскольку место отбывания наказания не зависит от осужденного, при освобождении он обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства его семьи, родственников или к месту работы. Как правило, это - место проживания до заключения под стражу; однако он вправе выбрать и другое место жительства. Если вновь избранное место жительства находится на большем удалении от учреждения, где он отбывал наказание, чем тот населенный пункт, где он проживал до этого, то с него удерживается разница в тарифе.

Информация о работе Правовое регулирование освобождения от отбывания наказания