Принципы деятельности, задачи и функции ДПС ГИБДД МВД России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть порядок производства по делам несовершеннолетних и выявить особенности, присущие этому процессу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика несовершеннолетних и профессиональная компетенция лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних……………………………………………………….5
2. Предварительное (досудебное) производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………………………………………………….7
3. Судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….25
Задача……………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсач. ответ-ть несоверш.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

       Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего  требуется для всестороннего  изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального  и нравственного развития, особенностей его характера.

       Данные  об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:

       1. для установления мотивов преступления;

       2. для изучением обстоятельств,  связанных с отношением несовершеннолетнего  к содеянному;

       3. для принятие мер по предупреждению  совершения других преступлений;

       4. для изучения ответственности  родителей или воспитателей.

       При изучении условий жизни несовершеннолетнего  в семье, следователю и суду, необходимо обращать внимание следующее:

       1. кто фактически занимается воспитанием  несовершеннолетнего;

       2. где и в качестве кого работают  родители 

       3. имеет ли обвиняемый имущество  или самостоятельный заработок  и в каком размере; 

       4. каковы взаимоотношения между  родителями и членами семьи.

       «Установление этих обстоятельств необходимо, так  как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду» .

       В целях установления интересов обвиняемого  необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

       Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

       1. совершал ли он раннее преступления, когда и какие;

       2. за какие преступления, в каком  возрасте, сколько раз и на  какой срок был осужден;

       3. где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

       4. находился ли в специальных  воспитательных учреждениях, за  что и сколько времени;

       5. состоит ли на учете в инспекции  по делам несовершеннолетних;

       6. привлекался ли к административной  ответственности.

       При наличии данных, свидетельствующих  об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими.

       «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная  с психическим заболеванием, —  это значительное отставание от нормального  для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.»" . Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

       Согласно  ст. 422 УПК РФ, уголовное дело в  отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное  производство в порядке, установленном  статьей 154 УПК РФ. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила настоящей главы.

       По  делам несовершеннолетних проверяется  версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:

       1. заранее не обещанное укрывательство;

       2. приобретение имущества, заведомо  добытого преступным путем;

       3. вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;

       4. небрежное хранение оружия, создавшее  условие для использования его  при совершении преступления;

       5. формирование условий для преступлений  несовершеннолетних в результате их развращения;

       6. содержание притонов, распространение  предметов порнографического характера,  истязание несовершеннолетнего,  злостное уклонение от содержания  детей и т.п.

       «Верховный  Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая, что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»

       При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления.

       Задержание  несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.

       При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ.

       О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

       Применение  заключения под стражу соответствует  требованиям УПК РФ лишь тогда, когда  по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения.

       «Международные  стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях изоляции их от источников »уголовного влияния«, родители или заменяющие их лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки уведомляться о произведенном аресте» . 

       Задержание  и арест несовершеннолетних, за исключением  случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело.

       При решении вопроса о санкции  на арест несовершеннолетнего прокурор обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими  основание для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

       Согласно  ст. 424 УПК РФ, вызов несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

       Гарантией права несовершеннолетнего на защиту является обязательное участие защитника в деле при производстве предварительного следствия с момента предъявления обвинения, а в случаях задержания несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, или при применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Однако на практике нередко бывает так, что несовершеннолетний дает показания на предварительном следствии без адвоката. В этих случаях налицо существенное нарушение права на защиту.

       При этом существенно, что участие защитника  по делу о преступлении несовершеннолетнего  обязательно, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. «Поскольку несовершеннолетние обвиняемые (подозреваемые) в силу своих возрастных и психофизических данных не мог самостоятельно осуществлять свое право на защиту, то их отказ от защитника, назначенного по делу, не обязателен для следователя, прокурора, суда» .

       Статья 425 УПК РФ регламентирует допрос несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого. Допрос несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого не может  продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

       В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться  с протоколом и делать замечания  о правильности и полноте сделанных  в нем записей.

       В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

       Дополнительной  гарантией защиты законных интересов несовершеннолетнего и создание надлежащих условий для исследования всех обстоятельств дела служит участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого.

       Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

       Педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя  задавать вопросы несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

       «Участие  педагога в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, обусловлено необходимостью использовать, в связи со сложностью такого допроса, данные педагогики и  психологии при его подготовке, проведении, фиксации показаний. Поэтому отсутствие педагога в таких случаях может создать сомнение в достоверности показаний» .

       Статья 426 УПК РФ допускает участие законного  представителя несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

       Законные  представители — родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого или  потерпевшего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый или потерпевший. «Эта позиция, однако, требует известной корректировки, так как »если несовершеннолетний не имеет родителей или проживает один или у лица, не признанного надлежащим образом опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего суд должен вызвать представителя органа опеки и попечительства« .

Информация о работе Принципы деятельности, задачи и функции ДПС ГИБДД МВД России