Цель, задачи, функции и принципы АДР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

кусок методички или учебника

Работа содержит 1 файл

Цели, задачи, функции и принципы АДР.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

     КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

     АДАПТИВНОЙ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ,

     ЕЕ  ВЕДУЩИХ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ

     Характеристика  понятия «адаптивная  двигательная рекреация» ее основные черты.

     Адаптивная  двигательная рекреация является видом  адаптивной физической культуры, который только начинает развиваться в нашей стране и поэтому требует к себе повышенного внимания со стороны всех юридических и физических лиц, занимающихся проблемами людей с отклонениями в состоянии здоровья

     Адаптивная  двигательная рекреация ориентирована на удовлетворение потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в получении удовольствия от двигательной активности, отдыха, смены вида деятельности и т.п., что и определяет ее отличительные черты:

     1. Адаптивная двигательная  рекреация — это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не являющегося для них обязательным.

     2. В адаптивной двигательной рекреации реализуется полная свобода выбора средств, методов и форм организации коллективных или самостоятельных занятии, где сами занимающиеся решают, чем им заниматься, стремятся к достижению психологического комфорта.

     3. Ключевым ориентиром в адаптивной двигательной рекреации является получение удовольствия от занятии. Именно поэтому наиболее предпочтительны в данном случае занятия на открытом воздухе, общение с природой (в национальных рекреационных парках и землях, заповедниках и т.п.), включая общение с животными (например, верховая езда); взаимодействие с водной средой (например, посещение аквапарка, занятия гидроаэробикой); использование средств искусства (музыки, танцев), соревновательных и игровых методов, стимулирующих мотивационную сферу занимающихся, и т.д

     4. Занятия по адаптивной двигательной  рекреации могут проводить и  сами в них участвовать родственники лиц с отклонениями в состоянии здоровья, волонтеры, другие заинтересованные люди. Однако наибольший эффект от рекреационных мероприятии будет в том случае, если в их организации и проведении участвуют специалисты по адаптивной физической культуре, освоившие специализацию «адаптивная двигательная рекреация».

     5. Помимо целенаправленно организуемых занятий по адаптивной двигательной рекреации мероприятия рекреационного характера могут и должны проводиться в качестве дополнения к основной деятельности в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, ведомственных санаториях, домах отдыха и др.

     Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации

     Главная цель адаптивной двигательной рекреации — оптимизация состояния и восстановления физических и духовных сил, затраченных занимающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реа-билитационно-лечебных мероприятий, труда и профессиональной деятельности, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

     Для самого занимающегося основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в овладении им проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, который проповедовал философию (принцип) гедонизма, и освоении основных приемов и способов рекреации и применении их в повседневной жизни.

     Таким образом, для человека ключевыми словами в адаптивной физической рекреации являются следующие: переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление.

     Исходя  из этого основными задачами адаптивной двигательной рекреации являются:

     1) переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью;

     2) получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий физическими упражнениями;

     3) оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил;

     4) обеспечение активного отдыха и приобщение к здоровому образу жизни;

     5) привитие интереса к адаптивной физической культуре и вовлечение в занятия другими ее видами - адаптивным спортом, экстремальными и креативными видами двигательной активности и др.;

     6) вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками;

     7) преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.);

     8) повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 

     Условия эффективности решения  задач поставленных перед адаптивной двигательной рекреацией.

     Однако  для того, чтобы перечисленные  задачи адаптивной двигательной рекреации могли быть выполнены, .необходимо добиваться выполнения целого ряда условий, преодолеть объективные и субъективные препятствия, стоящие па пути широкого внедрения в практику этого вида адаптивной физической культуры.

     1. Одним из важнейших условий  для широкого внедрения в практику  адаптивной двигательной рекреации является изменение отношения населения пашей страны к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья, признания их равных прав и своих обязанностей по обеспечению для них равных возможностей для участия во всех без исключения сферах социальной жизни, включая культуру, спорт, отдых. Необходимо добиться, чтобы появление инвалидов в аквапаркс, боулинг-центре, бильярдном зале и т.п. воспринималось всеми как совершенно нормальное явление, а не «экстравагантное чудачество». С другой стороны, необходимо коренным образом изменить отношение к этому виду адаптивной физической культуры самих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которых следует переубедить в ценности и полезности только лекарственных препаратов и «чудодейственных» бальзамов, биологически активных добавок и т.п., активно внедряемых в пашу жизнь мощными рекламными акциями, и которые якобы в одночасье и, главное, без приложения каких-либо усилий помогут решить все проблемы. Специалистам по адаптивной физической культуре следует показать реальную ценность занятий двигательной активностью для любых людей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья, возможность получать от таких занятий удовольствие и ощущение полнокровной жизни с неизбежными напряжениями и преодолениями собственной слабости и лени и, в конечном счете, добиваться улучшения самочувствия (без искусственных стимуляторов) и оздоровления.

     2. Вторым условием, без которого  не могут быть решены постав-лепные  перед адаптивной двигательной рекреацией задачи, является приспособление всей инфраструктуры этого вида социальной практики к возможностям инвалидов. Здесь, в первую очередь, речь идет о тех объектах, где должны проводиться занятия по адаптивной двигательной рекреации: бассейны, стадионы, рекреационные земли и парки, заповедники, реабилитационные центры и т.д. Во вторую очередь, необходимо сказать о транспорте, с помощью которого инвалид может добраться до места занятий. И, наконец, в-третьих, следует учитывать потребность в специальном оборудовании и инвентаре, без которого в ряде случаев невозможно провести занятия по тому или иному виду адаптивной двигательной рекреации.

     3. Третьим условием является наличие  па объектах, предназначенных для адаптивной двигательной рекреации, профессионально подготовленных кадров, которые либо сами могут провести занятия, либо научат этому сопровождающих инвалида лиц (родителей, родственников, друзей).

     К сожалению, существует еще много  условий, без выполнения которых  широкое внедрение адаптивной двигательной рекреации в на-шей стране будет тормозиться. Это и финансовое положение инвалидов и их семей, и условия их жизни (неприспособленность квартир, лифтов, территории, окружающей жилье), и трудности профессионального устройства, и многое другое. Однако хотелось бы подчеркнуть, что главная проблема состоит все-таки именно в отношении к адаптивной двигательной рекреации и самих инвалидов, и их здоровых сограждан. Уже сегодня, как показывает опыт многих регионов, внедрение этого вида адаптивной физической культуры отстает не только от потребностей, по и от возможностей: при наличии желания инвалидов и их родственников многие виды адаптивной двигательной рекреации, особенно те, которые не требуют значительных финансовых затрат, могут и должны активно использоваться.

     Функций и принципов адаптивной двигательной рекреации

     Как следует из целей и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущей, определяющей всю совокупность других факторов является гедонистическая функция, в соответствии с которой человек во время занятий этим видом адаптивной физической культуры получает (должен получать) удовольствие, наслаждение, радость, восторг, ощущение счастья.

     Говоря  о принципе гедонизма, возникшего в  античные времена, можно сделать  ряд принципиальных замечаний, необходимость  которых вызвана неоднозначностью его трактовок.

     Прежде  всего следует подчеркнуть, что  гедонистическая функция является ведущей только в одном виде адаптивной физической культуры — рекреации, основная задача которой — переключение с основного вида деятельности человека на другой, связанный с двигательной активностью. Другими словами, ни в коем случае нельзя понимать принцип гедонизма как ведущую жизненную установку на удовольствие и наслаждение, как высший мотив и цель человеческой жизни. Такая установка является не только грубо ошибочной, извращающей природу человека, но и в полном смысле опасной для него. Именно эта жизненная установка характерна для всех наркоманов, что комментировать вряд ли имеет смысл.

     Известный австрийский психолог Виктор Франкл убедительно показал, что «...в норме наслаждение не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее побочным эффектом достижения цели... Достижение цели создает причину для счастья. А если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно»1.

     Как отмечает А.Г. Щелкин (2003), фанатичная целеустремленность к наслаждениям исключает человека из других отношений к миру, в то время как именно отношение к миру и собственно человеческая профессиональная активность, в процессе которой удовлетворяется главная потребность человека в самоактуализации, творческом саморазвитии,"- это и есть то поприще, где человек приобретает счастье и не рискует самоизолироваться от мира.

     Таким образом, выделение гедонистической  функции в качестве ведущей функции  адаптивной двигательной рекреации вовсе не означает выдвижение установки па получение удовольствия и наслаждения как высшего мотива и цели человеческой жизни. Здесь лишь имеется в виду, что подбор упражнений, их дозировок, методов, форм занятий должен соответствовать генетической предрасположенности человека к тому или иному виду двигательной активности, его интересам и склонностям и, как следствие, быть ему приятным, вызывать у него удовольствие.

     При этом необходимо всегда помнить, что  сама двигательная рекреация есть не что иное, как способ переключения па активный отдых с целью восстановления физических и духовных сил, затраченных человеком в процессе основного вида деятельности - учебы, профессиональной или общественной деятельности, адаптивного спорта и др., в которых он реализует себя как личность, достигает поставленных перед собой целей, раскрывает свои творческие способности, без которых не может быть в полной мерс счастливым.

     Получение же удовольствия от занятий адаптивной двигательной рекреацией позволяет занимающимся улучшить свое настроение, уйти от грустных мыслей, избавиться от депрессии и способствует приобщению к другим видам адаптивной физической культуры, жизненному и профессиональному самоопределению.

     Помимо  гедонистической функции в адаптивной двигательной рекреации ведущие позиции занимают лечебно-восстановительная и рекреационно-оздоровительная функции. Это становится понятным, если вспомнить, что главное, для чего используется этот вид адаптивной физической культуры, - это восстановление сил после основной деятельности и оздоровление занимающихся.

     Ценностно-ориентационная функция предполагает освоение инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья ценностей адаптивной физической культуры, отражающих их внутренние установки и желания. Только в том случае, когда у занимающихся будут сформированы ценностные ориентации на здоровый образ жизни, здоровье как важнейшую ценность, необходимую для достижения других ценностей человеческой жизни, можно рассчитывать па достижение успеха в жизни.

Информация о работе Цель, задачи, функции и принципы АДР