Цель, задачи, функции и принципы АДР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

кусок методички или учебника

Работа содержит 1 файл

Цели, задачи, функции и принципы АДР.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

     Выделяют  следующие, наиболее общие ценностные ориентации (Ю.Е. Рыжкип, 1997), которые необходимо формировать у занимающихся в процессе занятий адаптивной двигательной рекреацией:

     1. Ориентация на  самостоятельность.  Сердцевиной такой ориентации является возможность самостоятельно поставить цель участия в рекреационной деятельности, установить ее правила, подобрать желаемые средства, определить продолжительность занятий, состав участников и т.п.

     2.  Возможность реализации. Участники самодеятельных физкультурных объединений выбирают форму занятий соразмерно своим потребностям, интересам, возможностям. Такие условия занятий создают оптимальные условия для самореализации, которая в должной мере остается невостребованной в жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

     3.  Возможность свободного равноправного общения. Общение в сформированном для занятий коллективе по общим интересам и состоящим из людей с разными индивидуальными особенностями восполняет существующий дефицит равноправного партнерского общения и выступает как бы противовесом не всегда приемлемых для инвалидов вертикальных форм общения (врач - инвалид, родители - ребенок с отклонениями в развитии).

     4.  Самостоятельные физкультурные объединения в сфере адаптивной физической рекреации не нуждаются в нормативной оценке своей деятельности со стороны педагогов, родителей, других взрослых. Для каждого участника групповых инициатив особую ценность приобретают оценки деятельности не со стороны педагогов, организаторов и др., а своих товарищей по совместно выполняемой деятельности. Главной ценностью в данном случае, нравственным ориентиром служит для них чувство исполненного долга.

     Широкое использование игрового и соревновательного  методов в занятиях по адаптивной двигательной рекреацией определяет существенное значение спортивной и соревновательной функции. Безусловно, соревновательная функция в адаптивной двигательной рекреации принципиально отличается от адаптивного спорта, где она занимает центральное место. Здесь же соперничество, конкурентное сопоставление возможностей занимающихся используются преимущественно для повышения мотивации, интереса к занятиям. В рекреации, конечно же, на первое место выступает сам процесс, а не результат соревнований, которые в большинстве случаев проводятся по упрощенным правилам и не преследуют достижение соревнующимися максимального результата. Подчеркнуто повышенное внимание в адаптивной двигательной рекреации уделяется соблюдению участниками правил честной игры, проведению состязаний с форой (гандикапом), когда одному из участников предоставляется преимущество.

     Проведение  самостоятельных занятий по адаптивной двигательной рекреации требует  инициативы, выдумки, творчества, что  позволяет отнести к ведущим  функциям этого вида адаптивной физической культуры творческую функцию. Внедрение новых видов двигательной деятельности, объединение их с традиционными средствами искусства, что, например, отличает программу Спартианского движения; разработка и конструирование новых видов спортивных состязаний и т.п., часто встречающихся в рекреационных мероприятиях, предполагает целенаправленное развитие творческих способностей участников этих мероприятий, повышение их интеллектуальных способностей.

     И, наконец, необходимо отметить огромное значение в адаптивной двигательной рекреации коммуникативной функции. Здесь ярко проявляются как вербальные (словесные), так и невербальные (с помощью жестов, мимики, пантомимики, звуков) способы общения, а главное - их самые разнообразные сочетания, позволяющие занимающимся «выплескивать» свои эмоции, делиться впечатлениями.

     Среди принципов адаптивной физической культуры в ее рекреативном направлении наибольшее значение имеют социальные принципы -гуманистической направленности, социализации, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры и приоритетной роли микросоциума.

     Поскольку содержание перечисленных принципов  достаточно подробно рассмотрено в соответствующей главе первого тома учебника, здесь отметим лишь то, что интеграция здоровых и инвалидов в адаптивной двигательной рекреации является наиболее естественной формой и поэтому может с успехом использоваться как первый этап интеграции инвалидов в общество, особенно в систему совместного обучения. Формирующиеся в процессе занятий группы занимающихся (микросоциум) способствуют их социализации, освоению норм и функций межличностного взаимодействия, правил поведения и т.п.

     В связи с тем, что в процессе занятий адаптивной двигательной рекреацией реализуются (хотя и в упрощенном виде) процессы обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, то большое значение имеют такие общеметодические принципы, как принципы наглядности, доступности, систематичности.

     Контрольные вопросы и задания

     1.  Раскройте отличительные черты адаптивной двигательной рекреации.

     2.  В чем состоит главная цель адаптивной двигательной рекреации?

     3.  Каковы основные задачи адаптивной двигательной рекреации?

     4.  Какие условия необходимо выполнить для того, чтобы адаптивная двигательная рекреация получила в нашей стране широкое распространение? Какое условие является главным?

     5. Какие функции адаптивной физической  культуры имеют наибольшее значение в адаптивном физическом воспитании?

     6.  Как следует понимать ведущую роль гедонистической функции в адаптивной двигательной рекреации?

     7.  Может ли установка на получение удовольствия, наслаждения выступать в качестве ведущего мотива и цели человеческого существования?

     8.  Какие принципы адаптивной физической культуры занимают доминирующее положение в адаптивной двигательной рекреации?

Информация о работе Цель, задачи, функции и принципы АДР