Процессуальные полномочия следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика процессуальных полномочий следователя.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать права и обязанности следователя;
- рассмотреть взаимодействие следователя с органами дознания;
- проанализировать полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законом следователем.

Содержание

Введение
1. Права и обязанности следователя
2. Взаимодействие следователя с органами дознания
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов следователем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Процессуальные полномочия следователя.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Вынеся постановление  о производстве принудительного  привода, следователь направляет поручение  по исполнению этого постановления  с приложением копии постановления  для исполнения начальнику органа дознания. В соответствии с ч. 7 ст. 113 УПК привод производится органами дознания по поручению следователя.

В соответствии и на основаниях, приведенных в ст. 210 УПК, следователь  выносит постановление о розыске  обвиняемого. Он поручает его розыск органам дознания, что указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия и в постановлении о розыске.

Возможность избрания меры пресечения в виде заключения под  стражу заочно по общему правилу законом  запрещена. Исключение составляет случай объявления обвиняемого в международный розыск. Поэтому если прокурором, а также следователем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, то следователем выносится постановление о задержании лица, скрывшегося от органов предварительного расследования, по основанию, предусмотренному в ч. 2 ст. 91 УПК.

При принятии решения  об объявлении в розыск это постановление  направляется органу дознания для исполнения. В розыскном деле на такое лицо должно иметься вынесенное следователем постановление о задержании подозреваемого (обвиняемого). После фактического задержания разыскиваемого все необходимые документы (факсом, фельдъегерской связью или иным способом) на подозреваемого (обвиняемого) должны быть направлены в суд по месту задержания в сроки, указанные в ст. 92, ч. 3 ст. 108 УПК.

При проведении расследования  следователь вправе в любой момент обратиться за содействием к органу дознания для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, принятия мер по защите свидетелей и иных участников процесса в порядке, указанном в ч. 3 ст. 11 УПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОЛНОМОЧИЯ  ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СЛЕДОВАТЕЛЕМ

 

 

Две главные составляющие деятельности прокурора в уголовном  процессе - обвинительная и надзорная, последняя включает в себя и правозащитную, т.е. проявления принципа законности, составляющие нераздельное целое.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре8 предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Деятельность прокуратуры  должна обеспечивать конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности. Прокуроры обязаны использовать свои процессуальные полномочия, предоставленные ст. 37 УПК, для надзора за законностью деятельности органов предварительного расследования, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.

Публичное уголовное  преследование - это деятельность, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления с целью подвергнуть виновного в совершении преступления назначенному в законе наказанию (см. п. 55 ст. 5 УПК). Уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на подготовку, процессуальное обоснование уголовно-правовых притязаний обвинительной власти к лицу, предположительно совершившему преступление.

Прокурор обладает монополией на официальное государственное  обвинение. Прокурор уполномочен от имени государства осуществлять обвинительную функцию - уголовное преследование в уголовном процессе. Прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель обвинительной власти, которая реализуется стороной обвинения в ходе всего производства по делу9.

Иные государственные  органы уголовного преследования, относящиеся к стороне обвинения, - следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания (п. 47 ст. 5 УПК) - выступают как помощники прокурора.

Прокурор - главное лицо досудебного уголовного преследования. Он обладает правом распоряжения публичным уголовным преследованием в публичных интересах, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. Прокурор возбуждает уголовное дело, он же окончательно определяет объем обвинения и принимает решение о направлении дела в суд.  Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования как во время досудебного производства по уголовному делу, так и в суде. Формами отказа прокурора от осуществления уголовного преследования на стадии досудебного производства необходимо считать отказ прокурора дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица или вынесение прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Дача согласия прокурором на прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 28, 427 УПК, - это тоже отказ прокурора от уголовного преследования лица по мотивам целесообразности. Прокурор обязан отказаться от уголовного преследования подозреваемого, обвиняемого и прекратить уголовное дело при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. ст. 24, 27 УПК.

Исключительность полномочий прокурора проявляется и в  его праве определить форму предварительного расследования. Уголовно-процессуальный закон установил две процессуальные формы досудебного публичного уголовного преследования - дознание и предварительное следствие. Обе они законны и гарантируют права защиты. При этом досудебное производство в форме предварительного следствия возможно по любому уголовному делу, ибо это универсальная форма, а дознание - по всем очевидным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Выбор прокурором той или иной формы предварительного расследования является его правом и не может быть оспорен стороной защиты.

Функция обвинения прокуратуры  не исключает выполнения прокурорами  в уголовном процессе, помимо уголовного преследования, других функций, возложенных  на них законом. Современная концепция  прокурорского надзора (в отличие  от концепции «обвинительной власти») подразумевает, что общий надзор за исполнением законов проникает во все другие направления его деятельности, независимо от их содержания. В отношении обвинительной деятельности это выражается в следующем: прокуратура, преследуя обвиняемых, имеет в виду не узкие интересы стороны или ведомства, не выигрыш дела, но публичный интерес, восстановление законности.

Являясь стороной обвинения, прокурор принимает все необходимые  меры попечения о том, чтобы не было отступлений от законного порядка ни в пользу обвинения, ни в пользу оправдания. Прокуратура не занимается положительной защитой прав обвиняемого (это дело стороны защиты), но ей вменяется в обязанность надзирать за тем, чтобы эти права не были нарушены. Таким образом, правозащитная функция прокурора гармонично дополняет его обвинительную деятельность, что проявляется в различных формах и, в частности, в институте реабилитации (гл. 18 УПК). Прокурор обязан обеспечить реабилитацию лица, незаконно, необоснованно привлекаемого к уголовному преследованию.

Прокурор вправе отстранить дознавателя, следователя от дальнейшего  производства расследования, если ими  допущено нарушение требований уголовно-процессуального  закона при производстве предварительного расследования. Прокурор прибегает  к данной мере в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участников уголовного процесса. Постановление прокурора об отстранении следователя от дальнейшего ведения следствия может быть обжаловано этим следователем в порядке, указанном в п. 7 ч. 3 ст. 38 УПК.

Прокурор вправе передавать уголовное дело от одного следователя  другому с обязательным указанием  оснований такой передачи. Это  решение не подлежит обжалованию  следователем. Основаниями такой передачи могут служить неоднократные нарушения уголовно-процессуального закона, невыполнение указаний прокурора, затягивание следствия без уважительных причин, а также выявившаяся неспособность следователя раскрыть преступление и изобличить лицо, его совершившее, заинтересованность следователя в исходе дела и т.п10.

Основным средством  устранения допущенных органом дознания (дознавателем), следователем или начальником  следственного отдела нарушений  закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений. Прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК (п. 10 ч. 2. ст.37). Для вступления в законную силу некоторых постановлений органов предварительного расследования требуется согласие прокурора. Если прокурор не дает согласия на производство незаконного или необоснованного решения органа предварительного расследования, то постановление следователя, дознавателя, другого органа уголовного преследования не вступает в законную силу. В случаях, когда постановление органа предварительного расследования вступает в силу с момента его подписания следователем, дознавателем, прокурор, установив нарушение законности, своим постановлением отменяет его.

Следует сделать общий  вывод, что прокурорский надзор за законностью  во время досудебного производства по уголовному делу носит сложный  характер. Причем составляющие его  виды деятельности равноценны по своему значению. Предмет надзорной деятельности четко сформулирован в ст. 29 Закона о прокуратуре. Обвинительная составляющая часть деятельности прокурора заключается в реализации уголовного преследования. В стадиях досудебного производства оно состоит в быстром и полном раскрытии преступления, изобличении виновного, пресечении его преступной деятельности, обеспечении возмещения вреда, а также закреплении сведений, подтверждающих основательность обвинения, в форме, делающей их допустимыми к использованию в суде в качестве судебных доказательств. В судебных стадиях прокурор поддерживает обвинение (уголовный иск) путем представления обвинительных доказательств и аргументации своего утверждения о виновности подсудимого в совершении преступления и назначении ему справедливого наказания.

Надзорная и правозащитная функции прокуратуры в досудебный период подготовки материалов уголовного дела неразрывно связаны с реализацией функции уголовного преследования. Таким образом, сущностью данной отрасли прокурорского надзора следует считать осуществление прокурором уголовного преследования посредством надзора за исполнением законов, а также прав и свобод граждан органами, осуществляющими предварительное расследование и ОРД.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, следует отметить, что задачи, поставленные в начале работы, нами выполнены: охарактеризованы  права и обязанности следователя;  рассмотрен процесс взаимодействия следователя с органами дознания; проанализированы полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законом следователем.

По результатам работы можно сделать некоторые обобщающие выводы.

Одна из актуальных проблем  теории и практики уголовного судопроизводства заключается в обеспечении процессуальной самостоятельности следователя. Следователь  является самостоятельным субъектом  уголовно-процессуальной деятельности, несущим определенные обязанности и обладающим определенными правами, которые весьма четко обозначены в законе (ст. 37-39 УПК РФ).

 При производстве  предварительного следствия все  решения о производстве конкретных  следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора. При этом следователь несет большую ответственность за законное, обоснованное и своевременное проведение указанных действий. Важно отметить императивную силу решений следователя: каких бы вопросов они ни касались, они обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

 Следователь самостоятельно  принимает решение о возбуждении уголовного дела, задержании подозреваемого, об избрании меры пресечения (кроме содержания под стражей и залога), о производстве выемки, об осмотре места происшествия и освидетельствовании, о назначении различного вида экспертиз и т. д.

 Следователю предоставлены весьма обширные права использовать возможности органов дознания и оперативно-розыскной службы для раскрытия и расследования преступлений.

 Проблема, связанная  с процессуальной самостоятельностью  следователя, при исследовании, как  правило, сводится к его взаимоотношениям с прокурором. Эта проблема имеет особое значение, когда речь идет о следователях органов прокуратуры. Здесь прокурор - не только орган надзора, но и руководитель в административном порядке. Он назначает следователя, освобождает последнего от занимаемой должности, осуществляет дисциплинирующую практику; к тому же прокурор вправе участвовать в проведении любого следственного действия и, более того, принять к своему производству любое уголовное дело. Следователь обязан беспрекословно выполнять почти все указания прокурора. Лишь когда речь идет об указаниях прокурора по поводу привлечения лица в качестве обвиняемого, юридической оценки преступления, прекращения дела производством или направления его в суд, следователь вправе не согласиться с такими указаниями и обратиться к вышестоящему прокурору с ходатайством об их отмене. Практика, однако, свидетельствует о том, что следователи, находясь в административном подчинении прокуроров, крайне редко пользуются упомянутым правом.

Информация о работе Процессуальные полномочия следователя