Структура Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть порядок образования структуру и компетенцию конституционного суда РФ.
Объект курсовой работы – конституционный суд РФ.
Предмет курсовой работы – структура конституционного суда РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие Конституционного Суда;
2) рассмотреть его функции;
3) выделить структуру;
4) проанализировать правовые позиции;
5) определить полномочия Конституционного Суда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5
1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5
1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10
2. Порядок образования и структура Конституционного Суда РФ………….14
2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14
2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18
3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников и литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

ira.docx

— 137.48 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5

1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5

1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10

2. Порядок образования и структура Конституционного  Суда РФ………….14

2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14

2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18

3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников и литературы…………………………...36

Приложение……………………………………………………………………...38

 

 

Введение

 

В последнее время в  российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного Суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране. Конституционный Суд – это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.

Актуальность темы. Основным условием деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является четкая регламентированность процедур его деятельности, поэтому анализу законодательства, посвященного Конституционному Суду РФ, следует уделить особое внимание. Главным правовым актом, содержащим основные положения о Конституционном Суде, является Конституция Российской Федерации, в которой вопросам, связанным с Конституционным Судом РФ посвящена статья 125, находящаяся в главе 7 «Судебная власть». Эта статья содержит основные положения в данной сфере, касающиеся состава, полномочий, компетенции конституционного Суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейших актов, касающихся Конституционного Суда, является Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации».

Цель курсовой работы рассмотреть  порядок образования структуру  и компетенцию конституционного суда РФ.

Объект курсовой работы –  конституционный суд РФ.

Предмет курсовой работы –  структура конституционного суда РФ.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие Конституционного Суда;

2) рассмотреть его функции;

3) выделить структуру;

4) проанализировать правовые позиции;

5) определить полномочия Конституционного Суда;

В соответствии с этими  задачами будет построена структура  данного исследования, по мере работы над которым я постараюсь отразить основные идеи и принципы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

 

    1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ

 

1.1Понятие конституционного Суда РФ

 

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Первые попытки ввести такого рода правосудия имели место еще в СССР. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР образовал Комитет конституционного надзора. Однако он, начав вполне успешно, просто не успел себя проявить. По мнению Л.В. Лазарева, учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.1

В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный  Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х гг. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов.

Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы – социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Конституционный Суд воспринимает Конституцию РФ как данность, исходит из ее целостности и непротиворечивости. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.

По мнению В.Д. Зорькина «Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация Конституционным Судом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом»2

В соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд РФ –  это орган власти, как и все  другие судебные органы. В России была впервые установлена, учреждена  не просто судебная система, а самостоятельная  судебная власть.

Конституционный Суд РФ –  федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих  судебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.

Что касается задач Конституционного Суда РФ, то они достаточно ясно изложены в ст. 125 Конституции РФ, где сказано, что Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  России;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.3

Можно задаться вопросом, а  зачем контролировать законодательство, тем более конституции, уставы субъектов  РФ? Марат Викторович Баглай на этот счет говорит: «Нет ни одной страны мира, какой бы демократической она себя не признавала, где бы законодатель не ошибался, где бы не принимались правовые акты, которые рано или поздно оказывались несоответствующими конституции, посягали на права граждан. Поэтому необходим тщательный анализ. Вот для чего требуется механизм, который выявлял бы дефекты и противоречия». 4

Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Это нелегкая задача. У нас в  стране сильны традиции прошлого, когда  власть принадлежала самодержавному монарху, а в течение семи десятилетий  ХХ века – политической партии. Как  отмечает Б. Топорнин, «…Демократия в ее современном состоянии, отражающем условия и потребности нового общества, где развиваются особые технологии, создается огромный информационный материал, модернизируется система управления, остается первейшей заботой Конституционного Суда»5.

Особенно хотелось бы подчеркнуть  роль Конституционного Суда в отстаивании  основных прав и свобод человека и  гражданина. Суд справедливо видит  в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта  позиция Суда абсолютно верна, ибо  нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими  затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его  устои, отталкивают людей от государства.

Конституционный Суд Российской Федерации делает много для укрепления единства и целостности правовой системы страны, ее государственного строя. Особенно значимы судебные решения, касавшиеся статуса субъектов Федерации, трактовки суверенитета республики и вопросов собственности субъектов Федерации на землю и природные ресурсы.

Конституционный Суд активно  и непосредственно участвует  в развитии конституционного права. Судебные решения все больше признаются источниками права даже теми, кто  раньше считал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучают в исследовательских  центрах, преподают в высших учебных  заведениях.

При этом Конституционный  Суд не замыкается в рамках только конституционного права. Его решения  оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе  на гражданское, уголовное, налоговое. Суд стал в ряде случаев носителем  новых, демократических принципов, которыми он заменял устаревшие и  изжившие себя нормы УПК и ГПК. И это не случайно, т. к. с одной стороны, суд руководствуется основным законом страны, а с другой стороны никакое право, даже конституционное не может, да и не должно решать свои задачи в одиночку.

Являясь равноправной и самостоятельной  ветвью судебной власти, Конституционный  Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает беспробельность судебной защиты прав граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актов подзаконного уровня, Конституционный Суд уполномочен лишать юридической силы нормы закона, не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд не вправе вторгаться в компетенцию других судебных органов. Однако его решения, признавшие норму закона неконституционной, могут свидетельствовать о судебной ошибке, если применение этой нормы  судом в конкретном деле имело  решающее значение. В этом смысле решения  Конституционного Суда являются правовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.

Конституционный Суд имеет  исключительную компетенцию оценивать  закон на соответствие Конституции  и закрепить эту оценку в своем  решении. Все остальные суды вправе только усомниться в конституционности  закона и направить соответствующий запрос в Конституционный Суд. В связи с этим прямое применение Конституции РФ при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, еще не проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим Конституционным Судом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

 

1.2 Структура Конституционного  Суда РФ

 

Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась  весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге  к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения  в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью  повышение эффективности и оперативности  в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах  между заседаниями по конкретному  делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим Федеральный конституционный закон  «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую  форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. Суд  состоит из двух палат, включающих в  себя соответственно девять и десять судей.6 Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. По мнению аспирантки юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Зыковой Н., в современных условиях конституционный Суд в его численном и организационном составе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, который возложен на него Конституцией РФ и законодательством. 7

Информация о работе Структура Конституционного Суда РФ