Структура Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть порядок образования структуру и компетенцию конституционного суда РФ.
Объект курсовой работы – конституционный суд РФ.
Предмет курсовой работы – структура конституционного суда РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие Конституционного Суда;
2) рассмотреть его функции;
3) выделить структуру;
4) проанализировать правовые позиции;
5) определить полномочия Конституционного Суда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5
1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5
1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10
2. Порядок образования и структура Конституционного Суда РФ………….14
2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14
2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18
3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников и литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

ira.docx

— 137.48 Кб (Скачать)

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2. разрешает споры о  компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации  либо отдельных положений этих законов  не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный  Суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются  в порядке и размерах, установленных  Правительством Российской Федерации:

-Уплаченная государственная пошлина;

-Расходы на оплату услуг представителей;

-Расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

-Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

-Компенсация за фактическую потерю времени.

4. дает толкование Конституции  Российской Федерации;

Конституционный Суд в  процессе толкования не создает новых  правовых норм. Толкование нельзя смешивать  ни с толкуемой нормой права, ни с  нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.

5. дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента  Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6. выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

Инициатором он может быть только в одном случае – внося  в Государственную Думу проект федерального закона.

7. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции Российской  Федерации договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, которые  создают правовые нормы, не могут  рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как  и все другие правовые акты обязательны  для исполнения.

Вместе с тем из сказанного было бы неверно сделать вывод  о том, что Конституционный Суд  вообще не в праве принимать никаких  нормативно правовых актов. Будучи органом  государственной власти, Конституционный  Суд имеет право, в частности, принимать акты по вопросам организации  его собственной деятельности. Именно таким актом, относящимся к числу  источников конституционного права, является Регламент Конституционного Суда РФ.

В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан  несоответствующим Конституции  РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела  в правовом регулировании, государственный  орган или должностное лицо, принявшие  этот нормативный акт, рассматривают  вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим  Конституции РФ полностью, либо о  внесении необходимых изменений  и (или) дополнений в нормативный  акт, признанный неконституционным  в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно  применяется Конституция РФ.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан  несоответствующим Конституции  РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела  в правовом регулировании:

1) Правительство Российской  Федерации не позднее трех  месяцев после опубликования  решения Конституционного Суда  Российской Федерации вносит  в Государственную Думу проект  нового федерального конституционного  закона, федерального закона или  ряд взаимосвязанных проектов  законов либо законопроект о  внесении изменений и (или)  дополнений в закон, признанный  неконституционным в отдельной  его части. Указанные законопроекты  рассматриваются Государственной  Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской  Федерации, Правительство Российской  Федерации не позднее двух  месяцев после опубликования  решения Конституционного Суда  Российской Федерации отменяют  нормативный акт соответственно  Президента Российской Федерации  или Правительства Российской  Федерации, принимают новый нормативный  акт либо вносят изменения  и (или) дополнения в нормативный  акт, признанный неконституционным  в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации  в течение шести месяцев после  опубликования решения Конституционного  Суда Российской Федерации вносит  необходимые изменения в конституцию  (устав) субъекта Российской Федерации,  отменяет признанный неконституционным  закон субъекта Российской Федерации,  принимает новый закон субъекта  Российской Федерации или ряд  взаимосвязанных законов либо  вносит изменения и (или) дополнения  в закон субъекта Российской  Федерации, признанный неконституционным  в отдельной его части. Высшее  должностное лицо субъекта Российской  Федерации (руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации)  вносит соответствующий законопроект  в законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации  не позднее двух месяцев после  опубликования решения Конституционного  Суда Российской Федерации. Если  по истечении шести месяцев  после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации  (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации)  не позднее двух месяцев после  опубликования решения Конституционного  Суда Российской Федерации отменяет  признанный неконституционным нормативный  акт, принимает новый нормативный  акт либо вносит изменения  и (или) дополнения в нормативный  акт, признанный неконституционным  в отдельной его части. Если  по истечении двух месяцев  после опубликования решения  Конституционного Суда Российской  Федерации высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации  (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации)  не будут приняты предусмотренные  настоящим пунктом меры в связи  с решением Конституционного  Суда Российской Федерации, применяется  механизм ответственности, предусмотренный  федеральным законодательством;

5) федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, заключившие  признанные полностью или частично  не соответствующими Конституции  Российской Федерации договор  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, договор  между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, не позднее двух  месяцев после опубликования  решения Конституционного Суда  Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или  отдельных их положений является основанием для отмены в установленном  порядке положений других нормативных  актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью  или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или  содержащих такие же положения, какие  были признаны неконституционными.

Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации  или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном  порядке органами государственной  власти других субъектов Федерации  положений принятых ими нормативных  актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения. Какие  были признаны неконституционными.

Положения нормативных актов  либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться  судами, другими органами или должностными лицами.

В случае, если в течение  шести месяцев после опубликования  решения Конституционного Суда аналогичный  признанному неконституционным  нормативный акт не будет отменен  или изменен, а действие договора аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или  частично, уполномоченные федеральным  законом государственный орган  или должностное лицо приносят протест  либо обращаются в суд с требованием  о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.

Президент Российской Федерации  и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционном  Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Они не а праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.

Конституционный Суд обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления  Судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной  инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных  полномочий:

    1. проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
    2. разрешение споров о компетенции;
    3. толкование Конституции РФ;
    4. дача заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются  не только по содержанию, но и по субъектам  запросов и жалоб.

 

3. Компетенция судьи Конституционного  Суда РФ 

 

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятия конституционного закона 1994 г. Конституционный Суд состоял из 15 членов, однако реально было избрано только 13 судей. Увеличение состава суда было вызвано чисто политическими причинам – нужно было «разбавить» состав Конституционного Суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями, что и было успешно произведено. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей»15.

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса  судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличия в квалификации имеют частный характер.

«Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права»16.

Информация о работе Структура Конституционного Суда РФ