Структура Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть порядок образования структуру и компетенцию конституционного суда РФ.
Объект курсовой работы – конституционный суд РФ.
Предмет курсовой работы – структура конституционного суда РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие Конституционного Суда;
2) рассмотреть его функции;
3) выделить структуру;
4) проанализировать правовые позиции;
5) определить полномочия Конституционного Суда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5
1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5
1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10
2. Порядок образования и структура Конституционного Суда РФ………….14
2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14
2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18
3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников и литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

ira.docx

— 137.48 Кб (Скачать)

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей  палаты. Председатель и заместитель  Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной  и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность  исполнения судьями, входящими в  состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании  палаты.

В пленарном заседании  суд вправе рассмотреть любой  вопрос, входящий в его компетенцию.

А в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения.

В пленарных заседаниях также  избирается Председатель, заместитель  председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент  Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются  все дела о соответствии Конституции  РФ законов, договоров и нормативных  актов, кроме конституций республик  и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три  года Председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут  быть избраны на новый срок.

По инициативе не менее  пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель  Председателя или судья-секретарь  Конституционного Суда РФ недобросовестно  исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен  вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос об досрочном освобождении от должности  указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа  судей тайным голосованием. Также указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.

В случае, если должность  Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные  должностные лица продолжают исполнять  свои обязанности до проведения новых  выборов.

Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его  функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным  Судом.

Важное значение для организации  деятельности Конституционного Суда имеет  фигура Судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции  РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат, порядок распределения дел  между ними, порядок определения  очередности рассмотрения дел в  пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры  и этикета в заседаниях, особенности  делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы  внутренней деятельности Конституционного суда РФ.

 

    1. Порядок образования и структура Конституционного  Суда РФ

 

    1. Порядок образования Конституционного Суда РФ

 

Природа правовых позиций  Конституционного Суда РФ в настоящее  время является одной из самых  дискутируемых в специальной  литературе теоретической проблемой, имеющей важнейшее практическое значение. В ст. 73 Федерального конституционного закона «О конституционном суде Российской Федерации» записано: «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание»8. Что же значит понятие «правовая позиция» конституционного Суда?

Достаточной четкости в понимании  правовой позиции Конституционного Суда нет. Г.А. Гаджиев, судья КС РФ полагает: «В мире юридических явлений правовые позиции КС ближе всего находятся к racio decidendi, и в силу этого именно правовые позиции КС следует считать источниками права»9. Развивая эту позицию Л.В. Лазарев полагает: «прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем позиция относительно конституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции»10. Еще один вывод сделала В.И. Анишина, по мнению которой, правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства11.

Понятие правовой позиции  не совпадает по объему с решением Суда, поскольку в нем могут  быть высказаны правовые позиции  как по одной, так и по нескольким значимым проблемам. Причем выводы могут  содержаться как в резолютивной части постановления, так и в  мотивировочной, а также в отказных определениях и определениях о прекращении  производства по делу.

Формирование правовых позиций  Конституционного Суда осуществляется на основе рассмотрения конкретных дел  в процессе конституционного судопроизводства при официальном толковании Конституции, при абстрактном и конкретном нормоконтроле, при разрешении споров о компетенции и т.д. Правовые позиции Конституционного Суда представляют известный итог конституционного судопроизводства, результат логико-содержательных операций, отражающих специфику конституционно правовой проблемы. Суть такой проблемы заключается в возможности одновременного существования нескольких различных вариантов поведения, истинным из которых признается лишь тот, который соответствует духу и букве Конституции. Правовые позиции Конституционного Суда снимают возникшую конституционно-правовую неопределенность и тем самым устанавливают единственно возможный вариант поведения законодателя и правоприменителя. Решения Конституционного Суда (постановления и определения) в своей мотивировочной и резолютивных частях представляют единство. В них излагаются правовые позиции Суда, исходя из которых Конституционный суд делает окончательные выводы относительно официального толкования Конституции, абстрактного и конкретного нормоконтроля и т.д.

По мнению Н. Витрука, правовые позиции формируются не ради самих правовых позиций. Они лежат в основе аргументации, обоснования итогового правового решения Суда. Изложение правовых позиций Конституционного Суда в его решениях придает им официальный характер12. Правовые позиции Суда имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция КС носит общий характер, т.е. она распространяется не только на конкретный, ставший предметом рассмотрения в конституционном суде случай, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Второе характерное свойство правовой позиции заключается в ее официальном, обязательном характере. Правовые позиции суда имеют такую же юридическую силу, как и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.13 Поэтому нельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда являются лишь рекомендациями. По юридической силе правовые позиции КС приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Правовые позиции КС приобретают характер конституционно-правовых норм (принципов, понятий), но ими не становятся. В судебной и иной правоприменительной практике правовые позиции КС приобретают характер прецедента по своей юридической силе, но таковыми по своей природе не являются.

В ряду правовых явлений (правовых норм, принципов, правоположений, прецедентов и др.) правовые позиции Конституционного Суда занимают самостоятельное место и могут рассматриваться в качестве источника конституционного и иных отраслей права (законодательства).

С точки зрения Витрука можно выделить два основных вида правовых позиций Конституционного Суда РФ:

1) правовые позиции Суда, представляющие результат непосредственного  официального толкования Конституции  РФ и решения споров о компетенции  на ее основе;

2) правовые позиции, являющиеся  результатом раскрытия (истолкования, интерпретации) конституционного  смысла положений отраслевого  законодательства14.

Несмотря на различия по характеру формирования, содержанию и т.д., правовые позиции Конституционного Суда по юридической силе одинаковы. Они могут быть классифицированы на виды по различным основаниям: по объекту разрешения конституционно-правовой проблемы (касаются ли они понятий, норм, принципов, институтов); по характеру  предмета регулирования (материально-правовые, и процессуально-правовые позиции); по сферам общественных отношений (правовые позиции в области прав о свобод человека и гражданина, государственного строительства, федерализма, местного самоуправления и т.д.). Возможны и  другие классификации правовых позиций  КС.

Конституционный суд сформировал  практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные в итоговых решениях по конкретным делам, имеют  общий характер и обязательны  для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных  лиц и во всех аналогичных ситуациях. В этом заключается одно из требований конституционной законности. Законодатели и правоприминители самостоятельно, по своей инициативе должны изменять содержание нормативных актов, договоров, предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиями прямого действия положений Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ играют существенную роль в  утверждении и развитии конституционализма во всех его ипостасях, что имеет  особое значение в период слома тоталитаризма  и переходу к демократии, к правовому  государству.

 

2.2 Структура Конституционного  Суда РФ

 

Конституция Российской Федерации  и Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяют Конституционный  Суд широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать в  качестве «верховного хранителя» Конституции.

Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда  не должен смениться одновременно, а суд – прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации доя всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений. Следовательно  не существует органа государственной  власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует  в пределах своей компетенции.

Поскольку осуществление  Судом его полномочий способно затронуть  интересы самых сильных органов  государства, закон предусматривает  гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей ее территории Конституционный  Суд:

1. разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

Информация о работе Структура Конституционного Суда РФ